Уважаемые коллеги!
Начать свое выступление мне хотелось бы с констатации того, что на современном этапе воздействие террористической угрозы распространяется практически на все сферы безопасности личности, общества, государства, включая их политическую, военную, социальную и, конечно же, экономическую составляющие.
Для борьбы с этой угрозой хороши и важны все методы и средства, в том числе и потенциал такой организации, как Международный Центр "Сотрудничество" , не только имеющей солидный авторитет среди руководителей предприятий, но и пользующейся поддержкой различных министерств и ведомств как внутри СНГ, так и за его пределами. Понимание этого и является основной причиной участия представителей АТЦ СНГ в деятельности вашей структуры.
Теперь в русле темы рабочей встречи.
Сегодня, несмотря на вроде бы растущий объем многосторонних и двухсторонних контактов стран СНГ с различными субъектами взаимоотношений, на немалый экономический потенциал, которым государства Содружества обладают, все же существует реальная опасность вытеснения их на периферию мирового экономического развития. Экономические реформы в странах СНГ, даже несмотря на отдельные, порой - весомые, успехи в отдельных из них, сопровождаются деинвестированием экономики, деиндустриализацией производства, снижением уровня жизни основной части населения, деформацией национальных воспроизводственных процессов в сторону чрезмерного развития ресурсопроизводящих отраслей промышленности для нужд мирового рынка.
Сырьевая специализация государств Содружества в условиях глобализации втягивает их в ловушку неэквивалентного обмена природной ренты на интеллектуальную, что может привести к сужению возможностей по воспроизводству собственного научно - технического потенциала.
Переориентация хозяйственных связей тех или иных государств на третьи страны, уменьшение объемов производства в отраслях промышленности с высокой степенью обработки, уменьшение, а в отдельных случаях даже свертывание традиционных научных и научно-технических связей, увеличение сырьевой направленности экспорта могут привести к увеличению зависимости государств от конъюнктуры мирового рынка, росту разрыва в их экономическом развитии, появлению инновационного отставания от других стран.
Время и опыт показывают, что попытки тех или иных государств - участников СНГ самостоятельно проникнуть на внешние рынки и установить экономические связи в надежде решить собственные проблемы не всегда приносят ожидаемый результат. Видимо, в том числе и потому, что они часто рассматриваются только в качестве сырьевого или еще какого придатка. Конечно же, никто на такую роль добровольно не согласится. Поэтому только в рамках Содружества мы сможем создать условия для поднятия экономик каждой отдельно взятой страны, для исправления экономической ситуации в масштабах всего СНГ в целом.
По некоторым оценкам, та же Россия, например, без кооперации со странами СНГ пока может выпускать не более 20% продукции военного и двойного назначения. И это, к слову, самый лучший показатель среди всех стран постсоветского пространства.
Вот почему формирование на пространстве СНГ полноценного сегмента совместного производства и рынка вооружений, интегрированной системы военно-технического сотрудничества является важнейшей задачей. А то, что польза от такого подхода существенная, мы всякий раз убеждаемся на конкретных примерах, когда дело доходит до практики.
Примерно 500 оборонных предприятий России имеют кооперационные связи с более чем 1200 хозяйствующими субъектами государств СНГ. Так, например, в кооперации по производству ЗРК С-300 ПМ участвуют 103 предприятия, которые находятся, кроме России, в Армении, Беларуси и Украине, а по выпуску истребителей МиГ-29 - 568 предприятий всех стран СНГ.
Россией и Узбекистаном принято решение об образовании первого совместного предприятия "УзРосАвиа".
На плавающий танк ПТ-76, модернизируемый московской компанией "Специальное машиностроение и металлургия" , Беларусь поставляет комбинированный прицел "Лига-С" . Вообще, продукция белорусской промышленности по многим направлениям является очень важным компонентом российской боевой техники. К примеру, новейшие комплексы Ракетных войск стратегического назначения "Тополь-М" устанавливаются на шасси Минского завода колесных тягачей.
Среди предприятий оборонно-промышленного комплекса Кыргызстана для России очень важен завод "Дастан" в Бишкеке, производящий для флота высокоскоростные торпеды ВА-111 "Шквал" . Недавняя поездка туда Главнокомандующего ВМФ ВС РФ - лишнее тому подтверждение.
Поскольку альтернативы российскому вооружению на постсоветском пространстве пока еще нет, реальное военно-техническое сотрудничество выливается в поставки России другим странам отдельных образцов оружия и техники, запасных частей к ним, в подготовку специалистов, занимающихся их обслуживанием и применением. Все это делается по бартеру, со скидками или вообще бесплатно, что делает сотрудничество исключительно выгодным.
Интеграционные процессы в этой сфере охватывают, прежде всего, те государства Содружества, которые входят в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Это Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан. Анализ показывает, что производственные мощности этих стран не конкурируют, а дополняют друг друга.
И это разумно, ибо позволяет не только экономить ресурсы, в том числе и финансовые, но и способствует сохранению производственного, научного потенциала в каждой из стран.
Положительным примером тесной кооперации в сфере ОПК является сотрудничество между Россией и Украиной, где действует соглашение, закрепляющее на длительную перспективу производственные и научно-технические кооперационные связи российских и украинских оборонных предприятий, имеющих уникальные специализированные производства, особенно в авиастроении и космической отрасли.
К сожалению, отдельные шаги того или иного государства, не учитывающие интересов соседей, могут негативно отразиться на качестве экономического сотрудничества, в том числе и на состоянии ОПК контачащих стран. Так, российская сторона по известным причинам может отказаться от украинских двигателей для крылатых ракет, которыми оснащаются российские подводные лодки и стратегические бомбардировщики. Следующим шагом может стать отказ от вертолетных двигателей, а это поставит украинских производителей в сложное финансовое положение.
Подобные процессы возможны и в отношении украино-белорусских связей, поскольку белорусы заинтересованы в проведении модернизации парка своих военных вертолетов с использованием двигателей, производимых на украинских предприятиях. В свою очередь Украине требуются системы управления вооружением и военная оптика белорусского производства.
Поскольку Североатлантический альянс, в который стремится руководство Украины, не очень интересуется украинскими разработками, целая отрасль, важная для экономики и бюджета, может прекратить существование.
Последствия могут быть такими же, что и для оборонного комплекса Польши. Страна обладает высокоразвитым ОПК, однако партнеры по НАТО не проявляют заинтересованности в приобретении выпускаемой продукции и технологий военного назначения.. Более того, повязанная натовскими стандартами, Варшава вынуждена закупать вооружение на стороне. Вы все отлично представляете, что это означает для страны и ее экономики. Конкурентов на международном рынке ВВТ не жалуют. Только сложившийся симбиоз России и Украины в области совместного производства ВВТ позволяет Украине входить в первую пятерку мировых экспортеров оружия. Разрыв связей вряд ли позволит сохранить удерживаемые позиции.
А думать есть над чем. Только один пример: появилась настоятельная необходимость разработки отвечающих требованиям сегодняшнего дня образцов бронетанковой техники. Естественно, предстоит налаживать серийное производство нового танка. Проблем масса. Хочет кто-то того или нет, производство стволов танковых орудий, электронной начинки, оптических изделий и так далее будет интернациональным из-за отсутствия в любой отдельно взятой стране возможностей 100%-го выполнения всех работ. Естественно, будут широко использоваться те или иные комплектующие, производимые предприятиями стран СНГ, на которых их выпуск налажен еще с советских времен, либо которые они могут начать производить с нуля быстрее и дешевле, ибо уже обладают позволяющими сделать это технологиями и кадрами.
Только такой подход позволит надеяться на заключение контрактов с потенциальными покупателями. А это, как правило, не очень-то богатые армии стран третьего мира. Выиграть тендер на поставку техники сможет лишь тот, кто предложит наиболее приемлемые цены. Сделать же это можно лишь предлагая образцы, производимые с минимально возможными затратами, т.е. скооперировав усилия и возможности стран, способных участвовать в выпуске конкретных образцов боевых машин.
То же самое и при совместном выходе на рынки модернизации вооружения и военной техники российского (советского) производства. Большой модернизационный потенциал у мировых парков самолетов МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29, Су-22, Су-27, вертолетов Ми-17, Ми-24, танков Т-55, Т-72, у многих иных систем.
В этих условиях приобретает нарастающую актуальность непосредственное сотрудничество между регионами и предприятиями различных государств Содружества, возрастает практическая значимость трансграничной экономической интеграции регионов Российской Федерации и регионов стран СНГ. При таком сотрудничестве решаются многие жизненно важные проблемы, цементируются взаимоотношения между странами. Оно реально помогает укреплять и развивать исторически сложившиеся связи между нашими государствами, делать их взаимовыгодными, а потому востребованными.
Надеюсь, что участники рабочей встречи, организации и предприятия, которые представлены на сегодняшнем мероприятии, внесут, если это от них понадобится, свой посильный вклад в эффективное функционирование оборонно-промышленного комплекса своих стран, в реализацию совместных оборонных программ стран СНГ, в обеспечение продвижения продукции военного назначения на мировые рынки.
Благодарю за внимание.
www.atcsng.ru
26.06.2008
Станислав Смольский