Пресс-конференция проходила в пресс-центре информационного агентства "Интерфакс-Урал". На вопросы журналистов ответили Анатолий Соловьев, заместитель руководителя МТУ Ростехнадзора по УрФО, Юрий Ощепков, главный государственный инспектор межрегионального отдела по государственному строительному надзору МТУ Ростехнадзора по УрФО, Владимир Широков, заместитель начальника отдела общепромышленного надзора МТУ Ростехнадзора по УрФО и Борис Трефелов, начальник межрегионального отдела по государственному строительному надзору МТУ Ростехнадзора по УрФО.
Екатерина Ятнова, руководител пресс-центра "Интерфакс-Урал":
Добрый день, коллеги! Заявленная тема пресс-конференции - "28 апреля - Всемирный день охраны труда. Безопасность работы на предприятиях Свердловской области". Этот день нацелен привлечь внимание общественности к вопросам улучшения условий охраны труда на производствах, и сегодня на эту тему мы разговариваем с Анатолием Соловьевым, заместителем руководителя МТУ Ростехнадзора по УрФО, Юрием Ощепковым, главным государственным инспектором межрегионального отдела по государственному строительному надзору МТУ Ростехнадзора по УрФО, Владимиром Широковым, заместителем начальника отдела общепромышленного надзора МТУ Ростехнадзора по УрФО и Борисом Трефеловым, начальником межрегионального отдела по государственному строительному надзору МТУ Ростехнадзора по УрФО.
Основная тема - итоги проверок строительных площадок. Слово Анатолию Евгеньевичу Соловьеву.
А.Е.Соловьев, заместитель руководителя МТУ Ростехнадзора по УрФО:
Наша задача - это в основном разрешение вопросов промышленной безопасности на предприятиях. В свете этого мы тоже имеем отношение к теме охраны труда на производстве. Вас, я понимаю, интересуют итоги расследования несчастного случая, произошедшего 14 марта 2008 года - падение башенного крана и группового несчастного случая. Расскажет Юрий Алексеевич Ощепков.
Ю.А.Ощепков, главный государственный инспектор межрегионального отдела по государственному строительному надзору МТУ Ростехнадзора по УрФО:
Прежде всего я хотел бы довести до вас статистику. В РФ при эксплуатации грузоподъемных кранов гибнет около 100 человек. В России зарегистрировано, помимо ведомственных надзоров, около 250-260 тысяч кранов. Когда-то было 350 тысяч. Такое число кранов и неприятностей, связанных с ними - 3300 кранов в году дают 1 смертельный случай. Если предприятие - счастливый обладатель единственного крана, то этот смертельный случай нужно ждать 3300 лет. Вообще-то кран - надежная вещь, если подходит к нему сознательно. Более 70% неприятностей зависят от человеческого фактора. Число аварий в РФ не доходит до 50. При том, что в сфере автотранспорта - 34-35 тысяч в году. Свердловская область - не в хвосте этих показателей, не самая последняя, не самая первая, где-то в середине. Подобной аварии на было за последние 35 лет.
Было 2 основных версии. Первая лежала на поверхности. Было подозрение, что грузовой канат перетер канат стрелового расчала, который держит стрелу. Вторая версия - были претензии по качеству изготовления этого башенного крана. Вторая версия отпала. Было получено заключение экспертизы головной организации по башенному краностроению - это "СКТБ башенного краностроения", в выводе которого звучало следующее: возникшие динамические нагрузки более чем в три раза превысили несущую способность металла, который был использован при изготовлении. И у нас осталась последняя версия. И она была доказана. Первопричиной все-таки послужило то, что канат стрелового расчала оборвался, упала стрела, рухнул башенный кран.
ВОПРОС: Почему это случилось, как это могло возникнуть?
ОТВЕТ:
Ю.А.Ощепков:
Кран с одного места на территории одной площадки был демонтирован, на подкатных тележках был перевезен на новое место. И во время второго монтажа монтажники клиновую втулку местом крепления стрелового расчала относительно стрелового каната не с той стороны завели. И грузовой канат оказался над канатом стрелового расчала. Стреловой расчал практически неподвижный по отношению к крану, если стрела горизонтальная, а грузовой канат (высота подвеса 56 метров для стрелы, двухкратная запасовка - это средний подъем на 20метров, говорит о том, что сначала 40 метров в одну сторону, потом 40 метров в другую сторону) и тем самым грузовой канат значительной своей частью по длине по отношению к канату стрелового расчала в одном месте перетирал его. Понятно, что мы говорим?
Екатерина Ятнова:
Понятно, но это все несоблюдение техники безопасности?
Ю.А.Ощепков:
Ну, безусловно. Это промашка бригады монтажников. 4 человека, над ними был бригадир, над ними стоит механик, который отвечает за эти монтажи. Далее - ответственный за исправное состояние, ИТР по надзору. Вся эта цепочка не сработала.
Екатерина Ятнова:
Были конкретно виновные?
Ю.А.Ощепков:
Конкретно виновные - это 4 монтажника, который при опросе, конечно, никто не говорит, что именно я эту операцию сделал. А у нас нет таких функций - проводить дознавательские мероприятия. Каждый материал расследования (хоть тяжелого случая, хоть смертельного) отправляется в прокуратуру, которая принимает решение возбуждать уголовное дело или не возбуждать.
Екатерина Ятнова:
Борис Анатольевич, Вы добавите по этому что-нибудь?
А.Е.Соловьев:
Нет, Борис Анатольевич не участвовал в расследовании.
Екатерина Ятнова:
После этого случая были проведены проверки строительных площадок Екатеринбурга и Свердловской области на предмет безопасности?
А.Е.Соловьев:
Да, после этого случая была создана комиссия по проверке площадок, в которую вошли заместитель начальника общепромышленного отдела Широков Владимир Викторвич и начальник строительного отдела Трефелов Борис Анатольевич. Владимир Викторович, расскажите пожалуйста о результатах проверки.
В.В.Широков, заместителем начальника отдела общепромышленного надзора МТУ Ростехнадзора по УрФО:
После того, как произошел несчастный случай, был издан приказ руководителем МТУ Ростехнадзора по УрФО Сидякиным А.М. о создании и проведении целевой проверки эксплуатации башенных кранов на строительных площадках города и области. В данной проверке принимали участие инспектора отдела общепромышленного надзора, инспектора отдела государственного строительного надзора, инспектора отдела энергетического надзора. Проверка проводилась с 25 марта по 21 апреля в Екатеринбурге, Первоуральске, Ревде, Н.Тагиле, К.Уральском, Новоуральске, Заречном, Лесном. Было проведено около 55 проверок, выявлено более 300 нарушений. По результатам проверок ЗАО "Екатеринбурггорстрой" и "Управление механизации" материалы были направлены в прокуратуру Железнодорожного района, также составлены протоколы административных наказаний на 21 должностное лицо и на 2 юридических лица. Это то, что касается отдела общепромышленного надзора. Если говорить по отделу государственного строительного надзора, были составлены протоколы на 3 должностных лица. И если по отделу энергетического надзора, здесь составлены протоколы на 12 юридических лиц и должностных. Это в общих чертах. В основном выявлялись нарушения требований проекта производства работ, вкратце - при эксплуатации башенных кранов разрабатываются проекты производства работ башенным краном, все такие проекты проходят экспертизу промышленной безопасности, и все работы выполняются согласно данному проекту производства работ. Основные нарушения - несоответствие проекту производства работ, в частности, по складированию материалов, допускается выход строящегося здания в сторону башенного крана, выходы здания не оборудуются козырьками. В Каменске-Уральском была выявлена эксплуатация крана, разрешение на которую не было дано инспектором.
Екатерина Ятнова:
Юрий Анатольевич, сказали, что "это нарушение было направлено в прокуратуру". Это что за нарушение?
В.В.Широков:
Материалы, предписания по результатам этих проверок были направлены в прокуратуру. Потому что было требование прокуратуры Ж/Д района провести параллельные проверки, они как раз у нас вошли в график, и материалы были направлены в прокуратуру.
Екатерина Ятнова:
Можно сказать, что выявленные нарушения не были такими же значительными, что могло привести вот к такой же подобной трагедии?
В.В.Широков:
Нельзя так сказать. Нарушения, которые выявились, они, в общем-то, чисто организационные. А здесь кран упал в результате нарушения технического. Таких нарушений при проверке башенных кранов не выявлено.
ЮА.Ощепков:
Конкретно с таким нарушением кран может проработать максимум пять дней. И он упадет обязательно.
ВОПРОС:
Почему у нас "пока гром не грянет", никто не перекрестится? Почему не проверяют толком, пока что-нибудь не упадет?
А.Е.Соловьев:
Проверка начинается после того, как "что-нибудь упадет", чтобы у нас больше ничего не падало. Профилактика у нас ведется. В данной ситуации не сработал ни один из механизмов. Вы же видите, сколько у нас по всем документам предусмотрено - и лицо, ответственное за безопасность при производстве работ, исправное состояние, и монтажники и т.д. Все во многом зависит от отношения, и у нас, согласно федерального закона, ответственность лежит на организации, эксплуатирующей опасный производственный объект. Ст.9 Закона N116 "О промышленной безопасности". В данной ситуации, к сожалению, не было это обеспечено. Но вообще, сегодня это прозвучало, значит, случай был действительно уникальный.
В.В.Широков:
Я хочу добавить. Во-первых, нельзя сказать, что проверки не проводятся, как вы говорите. Проверки проводятся регулярно, по плану. Башенный кран перед эксплуатацией инспектор проверяет и дает разрешение на эксплуатацию. А потом уже по плану посещает данную строительную площадку с целью его осмотра.
ВОПРОС:
Значит, инспектор проверил этот кран и разрешил ему работать? Почему?
В.В.Широков:
Да, инспектор кран проверил, разрешил, потому что там с земли это нарушение невидимо.
ВОПРОС:
Кто будет наказан? Будут ли штрафовать организацию, которая эксплуатировала кран, будут ли увольнять этих 4х монтажников? В прошлом году у вас тоже были проверки, да? Если анализировать результаты последней проверки и прошлогодней, то улучшилась ли ситуация на стройплощадках?
А.Е.Соловьев:
Материалы переданы в прокуратуру, где будет принято окончательное решение о степени ответственности тех или иных лиц. Проверка проводится для выявления обстоятельств и причин. В дальнейшем прокуратура выносит решение: или возбуждает дело или направляет к нам представление о необходимости принятия мер по отношению к виновным.
Решение о том, что делать с монтажниками, допустившими нарушение, принимает руководство самого управления.
Есть такая хорошая пословица: "Задним умом мы все крепки", сейчас легко и хорошо говорить о том, что ребята, вы тут не досмотрели, там не досмотрели, я вот считаю, что с нас тоже не снимается определенная часть ответственности за происшедшее. Но получилось, как в старой поговорке: "У семи нянек дитя без глазу".
Опыт работы на производстве показывает, что ни один несчастный случай не происходит вот так мгновенно. Обычно нарушения накапливаются. А потом наступает критический момент, когда они сходятся в одной точке.
ВОПРОС:
Проверки, которые были в этот раз, показали рост, количество таких нарушений?
В.В.Широков:
Здесь у нас проводились целевые проверки конкретно по эксплуатации башенного крана и не включались общие вопросы, которые должны при плановой проверке проверятся. Поэтому говорить о том, что когда у нас проводится плановая проверка и проверка такая целевая - это разные объемы работ. И сравнивать их нельзя.
Екатерина Ятнова:
А как часто плановые проверки строительных организаций проходят?
В.В.Широков:
Плановые проверки проходят раз в год.
ВОПРОС:
Управление Ростехнадзора вообще проводила проверку работы того, кто должен был проверять работу крана? И все ли он сделал, грубо говоря, все ли он посмотрел?
А.Е.Соловьев:
Там, не только монтажники, там и руководящий состав предприятия. Мы просто не перечисляем. Потому что конечную точку в данной истории ставит прокуратура.
ВОПРОС:
В этот раз у нас упал кран. В другой раз упадет что-нибудь другое, не дай бог, конечно. Скажите, пожалуйста, во время ежегодных проверок какие параметры проверяются, кроме работы строительной техники, техника безопасности рабочих...? То есть какие параметры проверяются, и как изменилась ситуация с техникой безопасности на производстве?
А.Е.Соловьев:
Проверяются в основном - степень готовности предприятия к виду деятельности, которым он занимается, в первую очередь, конечно, смотрится обученность и подготовленность рабочего персонала. Это самое главное. У нас на территории опасного производственного объекта должны работать только обученные и профессионально подготовленные люди. Дальше - смотрится наличие приказов и распоряжений, которое издает руководство. Я уже сказал, что согласно федерального закона, основная ответственность возлагается на руководство, и согласно ФЗ (ст.9 - она полностью расписывает весь перечень документов, необходимых и работ, которое должно выполнить руководство организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, для того, чтобы была безопасная работа). И вот это все нами и проверяется.
Екатерина Ятнова:
А вот проводись накануне проверка, вы заметили бы это?
А.Е.Соловьев:
У меня достаточно большой опыт работы с кранами. Я в свое время работал экспертом по кранам. Честно говорю, что я бы это не увидел сразу. Я говорю это как человек с опытом работы по монтажам и ремонтам кранового оборудования. Я уверен, что и монтажники все смотрели, и были уверены, что все нормально. Есть порядок монтажа. Это ведь люди с большим опытом работы. Это мое частное мнение.
ВОПРОС:
Есть ли данные о том, сколько человек в этом году погибли на производствах в области у нас? Какая динамика? Какова ситуация на предприятиях СУАЛА? Есть ли мнение по забастовке на "Красной шапочке"?
Ю.А.Ощепков:
В этом году 3 человека погибло при эксплуатации грузоподъемных кранов, в прошлом году 4 человека, в позапрошлом - 3, в позапозапрошлом - 5. Мы находимся в средних показателях по России.
06.05.2008
www.uralgosnadzor.ru