Проблема сокращения вооружений стала актуальной в последнее время не только в связи с возможной ратификацией Договора по СНВ-2 и агрессией НАТО в Югославии, но и в более широком плане. Со времен М.Горбачева сокращение вооружений нередко представлялось как самостоятельная ценность, даже в том случае если оно вело к ущербу для безопасности страны. А ведь переговоры о взаимном разоружении — лишь одно из средств укрепления безопасности, одно из многих1. Иногда не самых важных. Именно такой позиции я придерживался в 80-е годы и излагал ее в своих публикациях и выступлениях в различных организациях СССР. И именно эта позиция подверглась атаке во второй половине 80-х годов со стороны апологетов “нового мышления”. Они превратили переговоры с США в самодовлеющую ценность, создав целые управления, которые регулярно получали задания “придумать к утру” очередную уступку на переговорах, новую “решающую” инициативу для М. Горбачева и Э.Шеварднадзе.
Участником большинства договоров об ограничении вооружений Россия стала как правопреемник СССР, получив в наследство все потери и сделанные уступки, весь наработанный при Э. Шеварднадзе “капитал”. Развал Советского Союза, роспуск Варшавского Договора, поспешный вывод войск с территориии Германии создали качественно новый фон для выполнения договоров по разоружению: утрачены прежние союзники, резко ослаблена военная мощь страны.В ряде случаев существенно изменился сам предмет договоров. Например, изменен состав ракетно-ядерных вооружений России и перечень объектов их дислокации в сравнении с теми, что были заложены в Договор СНВ-1. Изменился — и весьма существенно, — состав вооруженных Сил, ныне они далеко не те, какими обладал СССР на этапе подготовки и подписания Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ОВСЕ). Сократился состав станций и группировка космических средств системы раннего предупреждения о ракетном нападении, полигонов для испытаний ядерного оружия и т.п.
Изменились и географические районы применения договоров. Территория России составляет лишь часть территории СССР, страна оказалась в совершенно иных внешних границах. Изменение состава участников прежде всего затронуло Договоры об ОВСЕ, СНВ-1, СНВ-2. Этот процесс может пойти существенно дальше, если НАТО реализует свои планы расширения блока на Восток. Указанные обстоятельства, особенности переживаемого Россией этапа побуждают руководствоваться более жесткими нормами в подходе ко всему процессу выработки и реализации договоров по разоружению. Следовало бы признать, что ограничение и сокращение вооружений не может и не должно быть самоцелью, инструментом политических игр и маневров, уступкой для политических или финансовых торгов. Приниматься к исполнению могут лишь такие договорные обязательства, которые реально снижают для России риск военной опасности. Участие России в договорах и соглашениях об ограничении вооружений должно ясно и недвусмысленно способствовать тому, чтобы страна могла получить передышку, не дав втянуть себя в ненужные конфликты, разорительную гонку вооружений или в пустые затраты крупных материальных средств на выполнение малозначащих для безопасности России обязательств. Поэтому из числа возможных шагов со стороны России не должны исключаться такие, как постановка вопросов о возможном пересмотре этапов тех или иных договорных обязательств, о внесении некоторых поправок в положения договоров, вызванных новыми условиями их реализации.
Кстати, право внесения поправок любым участником оговорено в тексте каждого договора. Более того, каждый договор предусматривает право выхода из него любого из участников, если он решит, что связанные с содержанием договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу его высшие интересы. Подобные прецеденты имеются. В 1979 г. США отказались от ратификации подписанного ими Договора ОСВ-2, мотивируя свой шаг тем, что договор ослабляет эффект “устрашения”, создаваемый американскими ядерными силами, и тем самым снижает уровень обеспечения безопасности США. Некоторое время после этого стороны соблюдали основные положения Договора на основе джентльменских договоренностей. Но в 1986 г., когда американской стороне понадобилось превысить допустимое договором число стратегических бомбардировщиков, США в одностороннем порядке расторгли все договоренности ОСВ-2. В нынешних условиях резерв уступок со стороны России исчерпан. Рассмотрим теперь коротко основные положения Договора
СНВ-2.
Справка
Третьего января 1993 г. президентами Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки подписан Договор СНВ-2. Договор СНВ-2 является продолжением подписанного 31 июля 1991 г. Договора о СНВ (СНВ-1), предусматривает при этом более радикальные сокращения стратегических наступательных вооружений России и США. Договором СНВ-2 предусматривается:
Если стороны заключат соглашение о программе оказания помощи в сокращениях СНВ в течение одного года после вступления в силу Договора СНВ-2, то процесс сокращения СНВ до договорного уровня должен быть завершен к 31 декабря 2000 г.
В Договоре СНВ-2 лишь в преамбуле упоминается об обязательствах сторон в отношении выполнения Договора по ПРО, который ограничивает возможность развертывания противоракетных систем, предназначенных для поражения стратегических ракет, и поэтому остается основой поддержания стратегической стабильности в мире.
Подписывая Договор СНВ-2, обе стороны исходили из того, что он вступит в силу после того, как Белоруссия, Казахстан и Украина ратифицируют Договор СНВ-1 и выполнят свои обязательства о присоединении к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерных государств.
Договор СНВ-2 будет оставаться в силе до тех пор, пока будет действовать Договор СНВ-1 (т.е. 15 лет).
Сенат США 26 января 1996 г. ратифицировал Договор без каких-либо поправок к нему.
В июне 1995 г. Договор СНВ-2 внесен Президентом РФ на ратификацию в Государственную Думу России. Летом и осенью 1995 г., весной и осенью 1996 и 1997 гг. Договор активно обсуждался в комитетах Госдумы, однако решение о его ратификации принято не было.
Председателем правительства России в апреле 1996 г. была направлена записка Президенту РФ о подготовке к ратификации Договора СНВ-2, в которой представлены Заключение о расходах на выполнение этого Договора, а также Условия, которыми необходимо сопроводить его ратификацию в Госдуме РФ. При этом был сделан вывод, что с точки зрения внешней политики, обороноспособности и сложившейся экономической ситуации ратификация Договора отвечает интересам России. Повторно аналогичные документы отрабатывались в марте—апреле 1997 г.
В тексте документов было предложено отразить в Федеральном законе о ратификации Договора СНВ-2 следующие моменты:
В марте 1997 г. в Хельсинки президентами РФ и США подписано Совместное заявление, в котором предусмотрен перенос срока завершения ликвидации СНВ по Договору СНВ-2 до 31.12.2007 г. Соответствующий Протокол к Договору СНВ-2 о продлении сроков ликвидации стратегических вооружений был подписан 26 сентября 1997 г. Слушания в Государственной Думе РФ по вопросу ратификации Договора СНВ-2 будут продолжены в ближайшее время. В наиболее общем виде это Договор выглядит следующим образом (табл. 3.8).
Лирическое отступление
Вносится депутатами Государственной Думы
В.П.Лукиным, Р.С.Попковичем
Вариант согласован рабочей группой 27 ноября 1998 г.
Проект
Федеральный закон
О ратификации Договора между Российской Федерацией
и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении
и ограничении стратегических наступательных вооружений
Статья 1
Ратифицировать Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, подписанный в городе Москве 3 января 1993 года, ниже именуемый Договором СНВ-2, включая являющиеся его неотъемлемыми частями:
Меморандум о договоренности о зачислении боезарядов и о данных по тяжелым бомбардировщикам в связи с Договором между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, подписанный в городе Москве 3 января 1993 года;
Протокол о процедурах, регулирующих ликвидацию тяжелых МБР, и о процедурах, регулирующих переоборудование шахтных пусковых установок тяжелых МБР, в связи с Договором между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, подписанный в городе Москве 3 января 1993 года;
Протокол о показах и инспекциях тяжелых бомбардировщиков в связи с Договором между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, подписанный в городе Москве 3 января 1993 года;
Протокол к Договору между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, подписанный в городе Нью-Йорке 26 сентября 1997 года, со следующим заявлением:
Статья 2
К исключительным обстоятельствам, дающим в соответствии со статьей VI Договора СНВ-2 право Российской Федерации в порядке осуществления своего государственного суверенитета выйти из этого Договора, наряду с иными, относятся:
Статья 3
При исключительных обстоятельствах, указанных в статье 2 настоящего Федерального закона, а равно иных исключительных обстоятельствах, ставящих под угрозу высшие интересы Российской Федерации и дающих в соответствии со статьей VI Договора СНВ-2 право Российской Федерации выйти из этого Договора, Президент Российской Федерации:
Статья 4
Президент Российской Федерации обеспечивает проведение консультации с палатами Федерального собрания и с учетом итогов таких консультаций принимает соответствующие решения с внесением при необходимости предложений, предусмотренных статьями 36 и 37 Федерального закона “О международных договорах Российской Федерации”, в случае, если до 31 декабря 2003 года не будет достигнута договоренность о подписании нового договора по вопросам дальнейшего сокращения и ограничения стратегических наступательных вооружений, обеспечивающего среди прочего:
Статья 5
Реализация Договора СНВ-2 осуществляется на основе следующих принципов:
Статья 6
Выполнение Российской Федерацией обязательств по Договору СНВ-2 осуществляется с соблюдением положений настоящего Федерального закона, а также иных законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих действия и процедуры, необходимость в которых возникает при реализации Договора СНВ-2.
Финансовое обеспечение стратегических ядерных сил Российской Федерации, включая их производство, ликвидацию и утилизацию, осуществляется в соответствии с федеральными законами.
Президент Российской Федерации в течение двух месяцев после вступления в силу настоящего Федерального закона утверждает Федеральную программу развития стратегических сил Российской Федерации и направляет ее в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в течение трех месяцев после вступления в силу настоящего Федерального закона разрабатывает и представляет на утверждение Президенту Российской Федерации Федеральную целевую программу ликвидации и утилизации вооружений и техники стратегических ядерных сил, предусматривающую, в частности, возможность использования сокращаемых компонентов и инфраструктуры в народнохозяйственных и коммерческих целях.
Правительство Российской Федерации совместно с палатами Федерального Собрания Российской Федерации разрабатывает, а палаты Федерального Собрания Российской Федерации рассматривают проект Федерального закона о финансовом обеспечении стратегических ядерных сил Российской Федерации, одновременно с проектом Федерального закона о федеральном бюджете.
Статья 7
В процессе выполнения Договора СНВ-2
1. Президент Российской Федерации:
2. Правительство Российской Федерации:
3. Палаты Федерального Собрания Российской Федерации:
Статья 8
После вступления в силу Договора СНВ-2 Правительство Российской Федерации ежегодно, не позднее 1 октября, а по запросу палат Федерального Собрания Российской Федерации — в месячный срок, направляет в палаты Федерального Собрания Российской Федерации доклад о состоянии стратегических ядерных сил Российской Федерации и ходе выполнения Договора СНВ-1, Договора СНВ-2 и Договора по ПРО, содержащий, наряду с иным, информацию по следующим вопросам:
Статья 9
Обмен грамотами о ратификации Договора СНВ-2 Российской Федерацией произвести после завершения Соединенными Штатами Америки процедуры
ратификации Договора СНВ-2 вместе с Протоколом к нему, подписанным в городе Нью-Йорке 26 сентября 1997 года, а также Меморандума о договоренности в связи с Договором по ПРО, двух согласованных заявлений в связи с указанным Договором, а также Соглашения о мерах укрепления доверия в отношении систем борьбы с баллистическими ракетами, не являющимися стратегическими баллистическими ракетами, подписанных в городе Нью-Йорке 26 сентября 1997 г.
Статья 10
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации
Анализируя сегодня Договор СНВ-2, необходимо иметь в виду несколько вытекающих из него важных последствий. Прежде всего, перспективу дальнейшего сокращения стратегических наступательных вооружений, в частности будущий Договор СНВ-3, который может быть подписан только после ратификации Договора СНВ-2. Его основные параметры приведены в табл. 3.9.
Во времена СССР, в эпоху нового политического мышления, при разработке и заключении разоруженческих договоров принципиально допускалась возможность односторонних “материальных” уступок во имя получения так называемого “политического выигрыша” и достижения в конечном счете “баланса интересов” участвующих в переговорах сторон. В середине 1980-х годов в подходе советского руководства к переговорам о разоружении этому положению придавалось принципиальное значение: было провозглашено, что решения военно-технического порядка не могут компенсировать дефицит политической воли в стремлении человечества выйти из замкнутого круга эскалации военных усилий.
Однако с учетом нынешнего критического состояния материальной базы российских вооруженных сил и военной промышленности односторонние уступки в интересах получения некоего “политического выигрыша” для России представляются неприемлемыми. Балансы интересов должны формироваться с полным учетом всех факторов, характеризующих соотношение сил сторон.
Надо вновь вернуться к позиции России в вопросе о запрещении ядерных испытаний. Россия готова внести свой вклад в дело выполнения Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (при так называемом нулевом пороге). Однако в настоящее время Россия не только не сможет создавать новые типы ядерных зарядов — что, собственно, и предусматривается Договором, — но и будет лишена возможности должным образом подтверждать надежность и эффективность уже существующего ядерного арсенала, поскольку она — в отличие от западных ядерных держав — не владеет в должной мере альтернативными методами проверок указанных качеств боеприпасов, основанными на компьютерном моделировании. Следовательно, в будущем Россия может оказаться в ситуации, когда ее ядерный арсенал будет обречен на постепенную деградацию.
В складывающейся ситуации российской стороне необходимо было бы добиться полной ясности в вопросе об отношении США к соблюдению Договора по ПРО, активизировав его обсуждение не только в созданной в связи с этим договором Постоянной консультативной комиссии, но и на более высоком политическом уровне. Результат его решения должен быть практически увязан с дальнейшими конкретными шагами России по выполнению ею обязательств в части сокращения и ограничения стратегических наступательных вооружений.
В своем стремлении обеспечить условия, необходимые для развертывания национальной ПРО территории страны, руководство США перенесло решение этой проблемы на высший политический уровень, надеясь (как это уже не раз бывало) `переиграть` именно там российскую сторону. 20 июня 1999 г. во время встречи лидеров `восьмерки` в Кельне было подписано российско-американское `Совместное заявление относительно стратегических наступательных и оборонительных вооружений и дальнейшего укрепления стабильности`. В нем, в частности, констатируется: `...Обе стороны подтверждают свои существующие обязательства по статье XIII Договора по ПРО рассматривать возможные изменения в стратегической ситуации, затрагивающие положения этого Договора, а также при необходимости, возможные предложения по дальнейшему повышению жизнеспособности Договора`.
На практике это означает, что российская сторона дала принципиальное согласие на внесение изменений в Договор по ПРО. При этом не вызывает сомнений то, что американская сторона будет вести дело таким образом, чтобы расчистить себе путь на юридическом поле, обеспечивающий возможность развертывания широкомасштабной ПРО `как только это будет технически осуществимым`. Об этом довольно красноречиво свидетельствуют результаты голосования в обеих палатах американского конгресса по проблеме ПРО, означающие безоговорочную поддержку планов Вашингтона.
Лирическое отступление
Более подробное представление о проблеме ПРО можно получить из работ, изданных ВОПД “Духовное наследие”. В Комитете по международным делам Госдумы в марте 1999 г. нашими экспертами был предложен следующий документ.
Проект
ЗаключениеКомитет по международным делам рассмотрел вопрос о проекте Федерального закона “О ратификации документов в связи с Договором между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны от 26 мая 1972 года” (далее — Договор по ПРО). Проект Федерального закона, внесенный Президентом РФ 11 апреля 1998 года, предусматривает ратификацию четырех документов.
Меморандум о договоренности в связи с Договором между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны от 26 мая 1972 года — определяет перевод двустороннего формата Договора по ПРО в многосторонний, включая в него Республику Беларусь, Республику Казахстан и Украину.
Первое согласованное заявление в связи с Договором между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны от 26 мая 1972 года — определяет параметры, при которых противоракетные системы признаются системами так называемой нестратегической ПРО.
Второе согласованное заявление в связи с Договором между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны от 26 мая 1972 года — содержит условия, при которых высокоскоростные противоракетные системы также будут признаваться не обладающими способностями борьбы со стратегическими баллистическими ракетами.
Соглашение о мерах укрепления доверия в отношении систем борьбы с баллистическими ракетами, не являющимися стратегическими баллистическими ракетами — фиксирует различные меры доверия (уведомление, обмен информацией, показы и др.), которые призваны повысить уверенность в том, что вышеупомянутые противоракетные системы не являются средствами стратегической ПРО.
Представленные документы направлены на укрепление Договора по ПРО в современных условиях, сохранение его роли как основы поддержания стратегической стабильности и одного из главных условий сокращения стратегических наступательных вооружений.
Положения заявлений, касающиеся разграничения стратегических и нестратегических систем ПРО, нацелены на предотвращение обхода Договора по ПРО в ходе создания противоракетных систем, регламентируют условия развертывания высокоскоростных систем нестратегической ПРО и создают механизм для выработки ограничительных мер в области ПРО в будущем.
В сопроводительных документах к проекту закона указывается, что выполнение Российской Федерацией обязательств, вытекающих из документов в связи с Договором по ПРО от 26 мая 1972 г., не потребует дополнительных бюджетных ассигнований.
Вместе с тем серьезной проблемой является то, что из-за нехватки средств существует угроза значительного отставания России в создании крайне важных для ее безопасности эффективных систем нестратегической ПРО. Представленные Соглашения в полной мере не снимают угрозу движения Соединенных Штатов Америки к созданию ряда систем ПРО, которые в перспективе могут быть объединены в запрещенную Договором по ПРО систему национальной противоракетной обороны. Тем не менее представленные Соглашения явятся определенным сдерживающим фактором и будут содействовать сохранению режима, предусмотренного Договором по ПРО.
Комитет Государственной Думы по международным делам считает необходимым осуществление в стране такой политики, которая позволила бы России выделять достаточное количество ресурсов для совершенствования отечественных систем ПРО в рамках представленных на ратификацию Соглашений. Необходимо также продолжение дипломатических усилий, направленных на повышение эффективности Договора по ПРО.
С учетом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по международным делам считает целесообразным рекомендовать Государственной Думе принять закон “О ратификации документов в связи с Договором между Союзом Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны от 26 мая 1972 года” в редакции, предложенной Президентом Российской Федерации, без оговорок.
Председатель Комитета
Следует напомнить также и о влиянии на глобальный стратегический баланс ядерных вооружений третьих стран — прежде всего Великобритании и Франции. Прежняя уступка СССР об исключении их из рассмотрения на переговорах с США об ограничении ядерных вооружений не может рассматриваться как раз и навсегда решенный вопрос.
Ресурсы, которые в нынешних условиях Россия может выделить на реализацию договоров, крайне ограничены. Ежегодные бюджетные ассигнования на эти цели сейчас составляют 2—3 млрд. руб., в то время как реальные потребности на эти цели гораздо выше. Вряд ли возможно существенное увеличение ассигнований на эти цели и в предстоящие годы.
Это вынуждает критически подходить к определению приемлемых для России сроков выполнения обязательств по разоружению. В первую очередь это касается таких весьма “ресурсоемких” договоров, как Договор по открытому небу, договоренности о ликвидации химического оружия.
Крайне осторожно в этой связи следует подходить и к принятию Россией каких-либо новых обязательств по ликвидации вооружений.
Особую актуальность и практическую значимость приобретает сегодня рассмотрение проблемы достаточности СНВ: решается вопрос о ратификации Государственной Думой Российской Федерации Договора СНВ-2, при этом высказываются и отстаиваются диаметрально противоположные мнения, демонстрируются все мыслимые варианты подходов к решению столь значимого для России и всего мира вопроса.
Как ранее уже указывалось, СНВ-2, ограничивающий к 2007 г. количество стратегических ядерных боезарядов до 3000—3500, требует ликвидации всех российских межконтинентальных баллистических ракет (МБР) с разделяющими головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН), что составляет 50% от общего числа боезарядов наших МБР. В то же время в США ликвидации подлежат лишь 50 МБР с РГЧ ИН “МХ”, то есть 19% боезарядов (табл. 3.10).
Это приведет к слому исторически сложившейся структуры наших СЯС (с опорой на МБР) и переносу основы СЯС (по боезарядам) на морской компонент, что характерно для американских СЯС. Такая перестройка СЯС является труднореализуемой задачей для России, особенно в условиях экономического кризиса.
Иными словами, Договор СНВ-2 для американской стороны означает получение реальных односторонних преимуществ, а для России — фактически одностороннее ядерное разоружение.
– Если не секрет: сколько таких ракет?
– Около двухсот штук. Кроме тех, что стоят на боевом дежурстве, есть еще они и в арсеналах. Так что на некоторое время реквием по “Сатане” можно отложить...
– Почему-то вы ни слова не сказали об американцах – неужели они приветствовали такую конверсию?
– Противодействие госдепартамента США огромное... Американцы прекрасно понимают, что мы сохраняем самую мощную ракетную технологию, и это им не нравится! На предприятия ракетной отрасли очень много приезжает делегаций из Америки и стран Европы. Предлог благовидный – совместная работа. Каждая такая делегация старается узнать побольше, рассказать о себе поменьше и ничего не дать нам, но обещают очень многое! На мой взгляд, велась чисто техническая разведка для того, чтобы определить потенциальные возможности предприятий и конструкторских бюро, которые занимались ракетно-космической тематикой... Повторяю, помощи никакой, а противодействие – ощутимое, и вполне естественно, против “Сатаны”, так как это мощная ракета и весьма эффективная. Она поможет нам более уверенно чувствовать себя на мировом рынке космических услуг. “Нам” – это и России, и Украине.
Из интервью
c главным конструктором
В 2000 г. Администрация и Конгресс США должны определиться, следует ли Америке выходить из бессрочного договора по ПРО 1972 г. или нет. Если будет принято решение о выходе, то эшелонированная стратегическая ПРО может быть развернута уже к 2007—2008 гг. Альтернативой ратификации СНВ-2 является следование России условиям ныне действующего договора СНВ-1.
Как справедливо считает эксперт А.Суриков, в рамках договора СНВ-1 упор мог бы быть сделан на поддержание на боевом дежурстве максимально длительное время МБР с РГЧ ИН Р-36М2, РТ-23 УТТХ и УР-100Н. Очевидно, что продление сроков эксплуатации ракетных комплексов чревато снижением их надежности. Однако, с другой стороны, как показала практика эксплуатации ракетно-космических средств производства СССР, даже при многократном продлении ресурса многие из них продолжают решать задачи с удовлетворительной эффективностью. Наиболее зримый пример этого — станция “Мир”, уже давно и не один раз выработавшая все мыслимые ресурсы эксплуатации, но все еще работающая на орбите.
Путем продления сроков эксплуатации МБР с РГЧ ИН к 2007 г. в составе РВСН можно было бы сохранить более 200 таких ракет с 1600—1700 ББ и одновременно иметь примерно 300 моноблочных ПГРК “Тополь” и “Тополь-М”. Тогда в целом в СЯС насчитывалось бы до 3000 ядерных боезарядов. Это вдвое меньше, чем разрешает иметь договор СНВ-1, но достаточно для сохранения способности к нанесению неприемлемого ущерба США в ответных действиях.
Необходимое отступление
Полная драматизма история ратификации Договора СНВ-2 осенью 1998 г. вступила в новую фазу: стало очевидным, что Россия не способна удержаться на сколько-нибудь серьезном уровне в военно-техническом соперничестве с США. СЯС России стремительно деградируют, но главное — перспективы их модернизации становятся все более туманными.
И наоборот. В США, похоже, окончательно решили, что Договор СНВ-2 им не нужен. Условия изменились, нужно было менять и тактику. Вот почему уже в июне на IV съезде “Духовного наследия” мы приняли резолюцию о необходимости ратификации договора на определенных условиях. Очень ясно эти аргументы были изложены в письме Ю.Маслюкова на имя Г.Селезнева. Привожу его целиком, впрочем, как и свою позицию по этому вопросу. (Далее — письмо Маслюкова и мои предложения).
Председателю Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
Г.Н.Селезневу
Уважаемый Геннадий Николаевич!
Полностью разделяя озабоченность Е.М.Примакова ходом процесса ратификации Договора СНВ-2, изложенным в письме от 19 октября 1998 г. N 4995п-П4, и придавая важное значение его реализации как фактора, во многом определяющего безопасность России и ее место в мире, довожу до Вас результаты анализа динамики изменения состава отечественных стратегических ядерных сил (СЯС).
Таким образом, ратификация Договора СНВ-2 не приведет к изменению наших планов поддержания группировки СЯС, вывода из боевого состава стратегических ядерных вооружений, утилизации и ликвидации стратегических вооружений.
В то же время вступление в силу данного Договора является важнейшим фактором поддержания ядерной стабильности и позволяет сохранить России статус одной из ведущих ядерных держав в мире.
Первый заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
Ю. Маслюков
К проекту Федерального закона
о ратификации Договора СНВ-2
В условиях кризисной ситуации в стране проект Закона в определенной мере создает условия, стимулирующие ратификацию Договора СНВ-2. Предусмотренные Законом заявления российской стороны достаточно полно охватывают возможные риски возникновения угроз национальной безопасности России и противодействия им со стороны Российской Федерации.
Однако при рассмотрении Федерального закона следует иметь в виду, что наши ответные меры, в том числе и выход из Договора СНВ-2, оставляют для США, в силу их экономического потенциала, значительные преимущества в наращивании стратегических ядерных вооружений, не исключая и средств ПРО. В этой связи представляется целесообразным еще до ратификации Договора СНВ-2 рассмотреть программы, обеспечивающие финансирование развития СЯС, ликвидацию и утилизацию вооружений. Полагаю необходимым отметить следующие замечания по проекту Федерального закона о ратификации Договора СНВ-2.
1. Исключить из пункта 1, ст. 1 упоминание Договора СНВ-1, учитывая, что у нас есть претензии к США по нарушению его положений.
2. Статья 4. В пункте 3 слово “уничтожение” заменить на “сокращение”. Пункт 7 записать в следующей редакции “Соблюдение США положений Договора СНВ-1”.
Статья 7. В пункте 3 вместо “стратегических наступательных вооружений” записать “ядерных вооружений”, имея в виду, что вблизи наших границ могут появиться тактические ядерные вооружения — фактически стратегические для нас.
Другие редакционные замечания даны по тексту проекта Закона (прилагается).
В целом, с учетом сделанных замечаний, проект Федерального закона о ратификации Договора СНВ-2 возражений не вызывает.
В последующем вопрос о ратификации СНВ-2 неоднократно рассматривался в комитетах Госдумы. После длительных обсуждений и согласований 16 марта 1999 г. Президенту был направлен проект Федерального закона о ратификации Договора, подготовленный комитетами по обороне и международным делам. 22 марта Президент внес в Думу проект Федерального закона. На начало апреля было запланировано обсуждение этого проекта в нижней палате парламента. К этому времени Центром международных и стратегических исследований `Духовного наследия` была издана брошюра `Договор СНВ-2 и будущее стратегических ядерных сил`. Она предназначена для парламентариев с таким расчетом, чтобы дать им возможность более глубоко вникнуть в сущность рассматриваемой проблемы. Основная идея этой работы состоит в том, что несмотря на определенные недостатки Договора СНВ-2 и экономические трудности, России необходимо его ратифицировать.
Однако уже 24 марта началась агрессия НАТО против Югославии и в этих условиях вопрос о ратификации повис в воздухе. Это еще раз подчеркнуло, что процесс разоружения может происходить только в благоприятном политическом климате.
Более того, события в Югославии придали новый, мощный импульс для `вертикального` и `горизонтального` распространения ядерного оружия. Это неминуемо приведет к тому, что будет усилено внимание к совершенствованию и накоплению ядерных арсеналов России и Китая. Нанесен мощный удар по режиму нераспространения ядерного оружия. Малые страны, особенно третьего мира, наглядно увидели, что небольшая, безъядерная Югославия подверглась агрессии со стороны НАТО с участием в ней трех ядерных держав. У них нет сомнений в том, что владей Югославия хотя бы несколькими ядерными боезарядами, НАТО никогда бы не решился на агрессию против нее. Это один из уроков югославской трагедии, который уже очевиден сегодня.