В существующей структуре российского политического истеблишмента функция харизматичного лидера сфокусировалась, пожалуй, на персоне первого лица в государстве. Время ярких публичных политиков в ассортименте позади. Жириновский уже не тот, Рогозина "сослали" в НАТО, Немцов не у дел и т.д. Даже "никакой" Касьянов выделяется на фоне своих преемников, что уж говорить о Черномырдине... На смену приходят безликие функционеры, клерки, чья пу-бличность не предусмотрена системой. Политика, кажется, окончательно превратилась в чисто управленческую функцию.
Лет десять назад в России гремели имена губернаторов: Аяцков, Россель, Громов, Руцкой, Аушев, Лужков, Лисицин, Лебедь, Титов, Рокецкий, Яковлев и т.д. Из этой плеяды вписаться в нынешнюю вертикаль власти сумели единицы. В их числе и губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко. Он, впрочем, не был типичным губернатором ни в девяностые годы, ни тем более сейчас. Раньше Филипенко, имея ставший классическим статус "крепкого хозяйственника", не лез с этим в большую политику, не пытался продвинуть себя на федеральном уровне, как сонм его коллег. Тем не менее реальный политический вес главы нефтеносного региона был и остается весьма внушительным.
Вторая особенность губернатора Югры - он был и остается активным патриотом своей территории. Этот патриотизм является базовой частью проводимой в округе политики, реализуемой в местном законодательстве, приоритетах распределения бюджетных средств, взаимоотношениях с промышленниками, предпринимателями, деятелями культуры и спорта, обществом в целом. Отсюда и фонд будущих поколений, и масштабные проекты в самых различных областях: от строительства в Ханты-Мансийске небоскреба до проведения амбициозных фестивалей и спортивных мероприятий.
Все это не совсем вписывается в ныне существующую модель губернаторства, в которой назначаемые главы регионов выглядят скорее как наместники, призванные центральной властью контролировать жизнь губернии. Отсюда возникает закономерный вопрос о том, насколько крепки позиции губернатора Филипенко как гаранта той экономической и социальной политики, которая проводится в округе. Не вызывает ли в Москве определенная самодостаточность и несомненная амбициозность Югры некоторой формы идиосинкразии? Ведь не секрет, что в самом ХМАО существует мнение о нецелесообразности реализации тех или иных (а зачастую всех сразу) окружных мега проектов.
Если вдуматься, именно Александр Филипенко лично является гарантом реализации всех масштабных задумок, призванных в конечном итоге подготовить Югру к неизбежной жизни без большой нефти. Сегодня это отдаленное будущее если и волнует федеральную власть, то как-то абстрактно, в рамках долгосрочного повышения уровня жизни всех россиян, в рамках реализации тех же национальных проектов. Губернатор Филипенко думает об этом будущем совершенно конкретно и предметно, так как будто оно не за горами.
А иначе зачем активно продвигать проект "Урал Промышленный - Урал Полярный"? Ведь сейчас, на текущий момент, его реализация - это инвестиции, инвестиции и инвестиции, буквально во все - в инфраструктуру, научные разработки, геологию, соцкультбыт. С отдачей в том самом отдаленном будущем. Как ни парадоксально, строительство с привлечением мировых архитектурных звезд - Нормана Фостера и Эрика ван Эгераата, проведение "Духа огня" и развитие биатлона - события из этой же оперы. Это инвестиции в будущее, которые начнут работать на следующие поколения.
Риски в условиях, когда все эти долгосрочные проекты "завязаны" на одного человека, пусть даже и губернатора, должны быть невероятно велики. Но тут все дело в том, что Филипенко четко понимает свою миссию: запустить процессы, сделать их необратимыми, создать условия, когда любой другой человек на его месте не сможет их свернуть. Просто не захочет этого делать в силу очевидности плюсов.
Возьмем для примера биатлон. Когда в Ханты-Мансийске строили биатлонный центр, раздавались недоуменные возгласы о необходимости данного объекта. Тем не менее, он был построен и стал одним из лучших не только в России, но и в мире. На его базе стала работать биатлонная школа, были приглашены квалифицированные тренеры и перспективные спортсмены. Ханты-Мансийск постепенно завоевал право проведения этапов Кубка мира, а в 2003 году здесь состоялся чемпионат мира. В 2011 году мировое первенство приедет в Югру во второй раз. Тем самым Ханты-Мансийск навсегда поместил себя на спортивный глобус мира, как говорится - не сотрешь. Любители спорта и активного отдыха в Европе не только знают о существовании столицы Югры, но и воспринимают ее уже не как экзотический населенный пункт где-то в Сибири, а как совершенно конкретный зимний курорт с определенным набором недостатков и преимуществ.
Остается поработать над недостатками, чтобы поток туристов в Ханты-Мансийск стал устойчивым. Тут и неудобная транспортная схема сообщения с Европой, и неразвитая гостиничная сеть и т.д. Все это решаемо и решается в том числе и строительством новых гостиниц, и созданием определенного календаря значимых мероприятий, интересных для туристов. А развитый туризм, развитая сфера услуг в постиндустриальную эпоху - едва ли не самый объемный и стабильный источник доходов. Понятно, что по этому показателю Югра никогда не сравнится с городами Италии или курортами Испании, не тот рекреационный ресурс. Но свой стабильный ручеек доходов от туризма Югра может иметь. И он вполне способен окупить и оправдать нынешние инвестиции в этой области спустя какое-то время. И всю значимость этой работы поймут, пожалуй, только наши потомки, которым придется жить без "скушанной" нами нефти.
Запущенные Филипенко процессы, пожалуй, уже прошли точку возврата, их крайне сложно остановить. Югра работает на свое будущее. Это наверняка понимают и в Москве. Собственно, у федералов нет причин вставлять палки в колеса: во взаимоотношениях "регион - центр" Ханты ведут себя практически образцово, в том числе в области межбюджетных отношений. Нефтяникам в округе работается хорошо во многом благодаря отлаженной годами системе взаимодействий с местной властью. При этом округ в условиях сокращения налогооблагаемой базы и законодательных изменений умудряется самостоятельно развиваться, используя привлеченные инвестиционные средства. Это, как говорится, формальная сторона вопроса.
Неформально можно говорить о сложившихся отношениях Александра Филипенко со всем нефтяным генералитетом, что весьма непросто по определению. Когда Александр Васильевич уйдет на пенсию, он все равно останется кем-то вроде старейшины в нефтяной отрасли - здесь как раз тот случай, когда от "кресла" под человеком мало что зависит. Скорее "кресло" зависит от личности губернатора. Он устраивает основные центры влияния в современной российской политической структуре. У него сложились неплохие отношения с нынешним главой администрации президента Сергеем Собяниным еще со времен совместной работы в округе.
Отсюда следует вывод, что Филипенко в обозримом будущем не "уйдут". Даже если он сам захочет уйти, его, скорее всего, попросят остаться. Третья и главная особенность Филипенко в том, что он оптимально эффективен именно на своем нынешнем посту. Поэтому за проекты губернатора не стоит опасаться, они будут реализованы. А на пользу это будет Югре или нет - покажет будущее. То будущее, в котором не будет нефтяных сверхдоходов.
www.admhmao.ru/governer/Guber_v/statyi/2008/statya6.htm