Добыча нефти - дело прибыльное, хотя и дорогостоящее. Но процветание за счет углеводородов - дело ненадежное. Себестоимость добычи постоянно растет, месторождения истощаются. Самое время задуматься о диверсификации экономики. Как решаются эти задачи в одном из самых богатых российских регионов, где добывается 60% всей российской нефти, "Росбалту" рассказал губернатор, председатель Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Александр Филипенко.
- Александр Васильевич, сегодня Россию воспринимают как сырьевую страну, экономика которой базируется в основном на нефтегазовом секторе. Югра - регион, где зависимость от состояния добывающей отрасли наиболее высока. Не планирует ли округ снижать эту зависимость?
- Сегодня на 90% экономика Югры базируется на нефти и сопутствующих отраслях. Однако к 2020 году за счет реализации в округе ряда инвестиционных проектов мы планируем изменить эту ситуацию. По мере их осуществления в автономном округе будет сокращаться зависимость от уровня добычи углеводородов. В результате экономика станет сбалансированной, поскольку будет лишь наполовину базироваться на доходах от нефтяной отрасли. В остальном это будут строительство, энергетика, лесная и горнорудная промышленность и турбизнес. Эффективных результатов мы ожидаем и от развития информационных технологий, научно-образовательной сферы и медицины.
- При запуске крупных инвестпроектов неизбежно всплывет кадровая проблема. Как общероссийский вопрос "Где взять кадры?" решается в автономном округе? Не станет ли суровый климат серьезным препятствием для привлечения рабочей силы?
- У нас есть программа привлечения рабочей силы, и она успешно реализуется. Если говорить о миграционных процессах, то в настоящее время ситуация стабильна: 35-40 тыс. человек уезжает, при этом приезжает на 1,5-2 тыс. больше. Если учесть, что в округе проживает 1,5 млн. человек, то эти данные не оказывают существенного влияния.
Однако численность населения сейчас растет за счет увеличения рождаемости. Мы выбрали путь создания наиболее благоприятных условий жизни и поддержки молодых семей. Югра делает сегодня то, что необходимо делать на уровне всей страны. По приросту населения мы сегодня на третьем месте после Дагестана и Чечни - регионов, где есть традиционно этнические и национальные поводы и стимулы иметь большую семью.
В 2006 году мы значительно снизили общую смертность, которая сегодня является одной из самых низких в России. Особенно снизились показатели младенческой смертности. В результате общая смертность составляет 6-8 промилей, рождаемость приближается к показателю 14 промиль. Фактически получается, что рождается населения в 2 раза больше, чем умирает. Сегодня много говорят о системе оценок социально-экономических результатов регионов. Мне кажется, рождаемость в два раза выше смертности - и есть самый объективный показатель. Мы строим, лечим, формируем условия для нормальной жизни людей. В результате резко снижается уровень заболеваемости, а продолжительность жизни у нас по итогам 2006 года на 4,2 года больше, чем в среднем по России. Это тоже показатель, напрямую связанный с работой, которую мы проводим на своей территории.
Если говорить о перспективах, то ближайшие десять лет мы планируем жить за счет естественного прироста, и нам этого пока должно хватать. Однако дальше будет серьезная проблема. Мы планируем развиваться, а развитие предполагает увеличение количества рабочих мест. Поэтому сейчас мы готовим базу для того, чтобы можно было приглашать людей туда, где у нас возникнет потребность в кадрах. Мы участвуем в программе возвращения соотечественников, сформированной по инициативе президента РФ. Стараемся привлекать специалистов высокого уровня в такие направления, как образование, здравоохранение. Правда, пока результаты очень скромные.
- Вы решили сделать упор на развитие высшей школы в Югре. Но ведь это непростая задача: фактически создать с нуля научную базу. Как собираетесь добиваться результата?
- Совершенно нет необходимости приглашать врачей, учителей из Москвы, Петербурга, Екатеринбурга. Это не эффективно. Поэтому мы стали решительно формировать высшую школу здесь. Пусть с опозданием, но решились. Мы сочли, что это не эффективно - тратить деньги на подготовку специалистов в других городах. Ведь многие из них не возвращаются, что и понятно. В столичные вузы мы отправляем наиболее отличившихся, но с обязательством вернуться.
В перспективе мы намерены создать мощную систему образования, науки и внедренческий комплекс. Мы считаем, что это посильная программа. Она обеспечит и стабильность развития экономики.
- Какие новые направления и отрасли начинают работать в автономном округе?
- К примеру, туризм, которым мы занялись не так давно. Это для нас своеобразная проба пера. Темпы прироста туристов сегодня 25-35% в среднем за год. Это хороший темп. В прошлом году нас посетило более полумиллиона туристов. Я уверен, что у нас есть возможности существенно увеличить этот поток. Сегодня среди россиян становится все более популярным оздоровительный, экстремальный, экологический, спортивный, событийный туризм. У нас в регионе работает более сотни компаний туроператоров. Я думаю, что процесс, который так динамично начал развиваться, будет продолжен.
Добавлю, что изначально Правительство Югры ставило задачу оказания качественных медицинских услуг. Когда же мы серьезно вошли в проект по оказанию высоко - технологичных и современных медицинских услуг, выяснилось, что эти медуслуги востребованы не только населением округа, но и жителями других регионов. "Лист ожидания" на высокотехнологичные операции в регионе оказался короче, чем в других крупных медцентрах. В результате в 2006 году уже 2,5 тысячи человек приехали лечиться именно к нам. Мы хотим продолжить работу в этом направлении и создать несколько медицинских центров, для того чтобы не только оказывать высококачественные услуги, но зарабатывать на этом деньги.
Еще одним новым направлением можно назвать и создание крупного рыборазводного завода мощностью 10 тысяч центнеров рыбы в год. Таким образом, мы намереваемся вернуть былую славу Югры и стать деликатесным центром России.
- Но ведь не бывает так, чтобы в регионе не было проблем. Есть же какие-то больные вопросы, которые надо решать, причем в приоритетном порядке?
- Да такая проблема есть - нет денег! (улыбается). У нас жесткая ситуация с жильем. Нигде нет такой ситуации с жильем, как в Югре. Потому что здесь до 10% ветхого жилья, тогда как в среднем по России - до 3%. Надо сейчас решать эту проблему, формировавшуюся десятилетиями. К примеру, остро стоит вопрос со строительством детских садов. За 3-4 года необходимо ввести детских дошкольных учреждений на 25 - 35 тысяч мест. В переводе на деньги это 21-22 млрд руб. И это только на детские дошкольные учреждения. А про жилье я вообще молчу... У нас в общей сложности стоимость программы по жилью оценивается в 280 млрд руб., для того чтобы решить проблему. Это не бюджетные средства, мы нашли механизм, когда на один бюджетный рубль мы привлекаем от 8 до 18 рублей за счет денег населения, банковского сектора и других источников. В текущем году, я надеюсь, мы построим около 950 тыс. кв. метров или, если получиться, 1 млн кв. метров. А нам надо в год в полтора раза больше вводить, для того чтобы говорить о реальных сроках решения этой проблемы через 5-7 лет.
- Если в регионе такие сложности с жилищным строительством, то, видимо, вас резко критикуют за планы построить в Ханты-Мансийске небоскреб?
- В принципе никто не возражает против строительства самого здания, в этом нет ничего плохого. Но все почему-то возмущались, зачем такое сооружение в небольшом городе. Проектировать объект будет Норман Фостер - известный английский архитектор. Он, кстати, успел отметиться в Петербурге, но не в высотном строительстве.
Высотный архитектурный комплекс "Югра" - это здание площадью 160 тыс. кв. метров. Для информации: 160 тыс. кв метров офисных помещений мы строим менее чем за год в городе, но горизонтально. Ну, в этот раз поставим вертикально.
Второй момент наиболее критикуемый - высота здания 280 метров. Реально для города это будет серьезный прорывной шаг вперед с точки зрения строительных технологий. Да это двадцать первый век, и не стоит удивляться. Кстати, я хотел бы обратить внимание, что на Урал и Сибирь высотные здания шагнули очень уверенно. Насколько я знаю, в Екатеринбурге, Красноярске "рисуют" подобные проекты. И это нормально. Нет такого города, где не было бы таких планов. Что касается критики в адрес Петербурга, где также планируется построить высотное здание, ну, может быть, там свои сложности, куда ни шагнешь - святыни, есть какая-то эстетика. Может, в Санкт-Петербурге его стоит набок положить и решить проблему споров?
www.admhmao.ru/governer/Guber_v/statyi/2007/statya4.htm