01 июня 2006
1154

А.Филипенко: В федеральном законодательстве нужны преемственность и последовательность

О некоторых итогах 2005 года и о том, что мешает выполнению намеченных программ, журналу "Регионы России" рассказывает губернатор Ханты-Мансийского автономного округа АЛЕКСАНДР ФИЛИПЕНКО.

- Александр Васильевич, окончательные итоги социально-экономического развития округа в 2005 году подведены. О чем сегодня говорят главные цифры?
- Прошедший год мы закончили неплохо. Рост промышленного производства в округе составил 8 процентов. Это очень серьёзно для нашей экономики, поскольку она весьма емкая - и финансово, и материально, и инновационно, а значит, что каждый процент - это большой шаг вперёд. Доходы населения выросли на 29 процентов при росте индекса потребительских цен на 11 процентов. Конечно, я говорю о среднем доходе. Нужно учитывать тот факт, что еще около 8 процентов населения в автономном округе находятся на уровне доходов, приблизительно равных прожиточному минимуму. Это, конечно, очень нас волнует, поскольку речь идёт примерно о 120-ти тысячах людей. Мы анализируем причины этого. Дело в том, что правительством автономного округа принимаются системные меры по повышению заработной платы: и для бюджетников, и стимулируем этот процесс на предприятиях и в организациях различных форм собственности. Средняя зарплата в прошлом году в округе составила 22 300 рублей. Но нам ещё нужно думать, что сделать для того, чтобы за достойный труд люди получали больше, и посмотреть, не попадают ли в эту зону (в число 120 тысяч) те социальные категории населения, которые власть обязана защищать.

- Сегодня одна из самых злободневных и актуальных для населения страны тем - рост тарифов на жилищно-коммунальное хозяйство. К нашему округу это относится?
- По данным аналитических исследований во многих муниципальных образованиях Югры уменьшилось число получающих дотации на оплату услуг ЖКХ. Вы знаете, дотации выплачиваются в том случае, если затраты на оплату услуг ЖКХ в семейном бюджете превышают 22 процента совокупного семейного дохода. Это говорит, что у этой части населения выросли доходы, и они вышли из этой критической зоны, утратив право на субсидии из бюджета. Но в пяти муниципальных образованиях число нуждающихся в субсидиях выросло. Почему? Когда разобрались, то выяснилось, что в этих территориях последние решения о повышении тарифов принимались в лучшем случае 3-4 года назад. То есть, местные власти хотели выглядеть в глазах населения добрыми, хорошими. В это время другие муниципалитеты постепенно шли за повышением инфляции, ростом издержек. Это логично. И в этих муниципальных образованиях переход на стопроцентную оплату коммунальных услуг - в соответствии с федеральными решениями - оказался менее болезненным.

Хочу подчеркнуть, что эти решения приняты для расчета, для построения межбюджетных отношений - федерального центра с субъектами Федерации, то есть с государственной властью округов и областей, а государственной - с муниципальной. На этом уровне и нужно определять, за какими категориями сохранить льготы по оплате, за счёт каких дополнительных доходов это можно сделать.

На последнем заседании Совета глав муниципальных образований мы обсуждали эту проблему. Вторая ее часть - желание самих коммунальных служб получить максимум за свои услуги. После проведения проверок мы поправили тех, кто определил для себя этот максимум необоснованно. Свои проблемы работники ЖКХ не должны решать за счёт населения.

Мы намерены - я впервые об этом говорю - проанализировать ситуацию, внимательно изучить нормативную базу, чтобы помочь и тем, для кого 22 процента семейного бюджета на оплату коммунальных услуг много. А такие семьи, по нашим оценкам, составляют около третьей части населения округа. Мириться с такой ситуацией мы не можем и не намерены. Мы, прежде всего, озабочены тем, что происходит на "северном полюсе" - там, где люди с наименьшими доходами. Все решения по повышению зарплаты, которые мы принимаем, предполагают, что ни один бюджетник не должен получать зарплату меньше прожиточного минимума. Сейчас федеральное законодательство позволяет органам государственной власти субъектов самим определять механизм материального вознаграждения, и наша политика будет построена так, чтобы "выскакивать" из-под этих инфляционных волн.

Повторюсь: цифры роста экономики у нас впечатляющи. За последние пять лет мы нарастили объем внутреннего регионального продукта в 2,5 раза, и почти в 2 раза выросла зарплата.

- 2005 год планировался как переломный в строительстве жилья. Округ должен был перешагнуть рубеж в миллион квадратных метров. Но этого не произошло.
- Действительно, в строительстве в прошлом году мы получили ничем не объяснимый провал. Мы ввели в 2004 году 830 тысяч квадратных метров жилья, а в 2005 году - на 200 тысяч меньше. Объёмы жилищного строительства, прежде всего, снизились в муниципальных образованиях, которые всегда работали стабильно - в Сургуте, например. И на Совете глав совместно с членами правительства мы вели серьёзный разговор на эту тему. Будут приняты серьезные решения, в том числе и на окружном уровне. Мы не имеем права не оправдать ожиданий людей, не можем допустить разрыва между спросом и предложением на рынке жилья. При этом важно, чтобы каждый участник процесса хотел решать эту проблему. Пока же я не вижу скоординированных движений вперед. Вдобавок ко всему на федеральном уровне принимаются решения, которые не очень стимулируют строительный процесс. К примеру, совершенно на ровном месте возникла проблема с предоставлением земельных участков под строительство. Это острейшая для нас проблема, потому что каждый участок нужно продавать на аукционах. При этом, сами муниципалитеты не имеют права участвовать в них. Эти поправки к градостроительному кодексу приводят к автоматическому удорожанию жилья и существенному усложнению процедуры выделения земли. Я говорю на эту тему потому, что из четырех приоритетных национальных проектов, на мой взгляд, самый тяжелый в реализации жилищный. В других тоже есть отдельные проблемы, связанные с необходимостью внесения поправок в федеральное законодательство, часть их уже снята. Какие-то категории работников образования и здравоохранения не попали в перечень имеющих право на получение дополнительных стимулов. Мы на месте этот перечень существенно расширили. В аграрном комплексе программа выстроена. А вот в жилищном комплексе изменившиеся условия поставили перед нами много проблем. И требуется время, чтобы запустить механизмы реализации этого проекта.

- И часто федеральное законодательство мешает работать, как вышеупомянутый градостроительный кодекс?
- Достаточно часто наше восприятие задач не совпадает с теми, что ставятся в документах. К счастью, многое затем корректируется, хотя в этом тоже мало приятного: исполнители не успевают приспосабливаться к этим бесконечным переменам. На мой взгляд, должна быть преемственность законодательной базы, стабильность. Контакты с депутатами Госдумы, соответствующими структурами федерального правительства у нас есть, но далеко не всегда есть совпадение мнений. К счастью, жизнь потом все расставляет по местам.

- Александр Васильевич, при реализации национального проекта по строительству жилья нужно ли строить деревянные дома?
- Я считаю, что деревянное жилье - это самое лучшее жилье в мире. И мы будем его строить. Мы хотим разместить на территории автономного округа порядка шести-семи заводов по производству деревянных конструкций для жилищного строительства. Это будут дома, в которых живет весь мир. Не сравнивайте их с теми, которые строились в советское время - лишь бы была крыша над головой. Это будут жилые дома, построенные по самым современным технологиям.

Вы говорили об ответственности окружной и муниципальной власти в реализации жилищного проекта. А готовы ли коммунальщики взять на себя такую ответственность? Обеспечить дома водой, теплом?

На мой взгляд, нет, не готовы. Главная проблема, с которой мы столкнемся при реализации этого приоритетного национального проекта - наличие готовых площадок под строительство. Выделенных на эти цели нескольких миллиардов рублей, на мой взгляд, недостаточно. Поэтому, во-первых, надо эффективно распорядиться имеющимися средствами, а, во-вторых, найти возможность усилить это направление. Наша задача в год сдавать в эксплуатацию 1 миллион 200 тысяч квадратных метров жилья в год.

- Окружные власти принимают много хороших и нужных решений, как, к примеру, недавний закон о качестве жизни и многие другие. А как население относится к ним и помогает ли в их реализации?
- Вопрос, как говорится, не в бровь, а в глаз. На мой взгляд, власть должна создавать условия, а принуждать человека жить красиво, хорошо - не получится. Его можно убедить. А для этого нужно использовать все возможные формы стимулирования. Нужны и "конфетка", нужны и "страшилки" - т.е. показать человеку - что такое хорошо и что такое плохо. И в этом чрезвычайно важная роль принадлежит средствам массовой информации - рассказать, что власть придумала, чтобы люди это поняли. Естественно, губернатор в каждый дом не придёт, не объяснит. К тому же есть объективная вещь, говорю, никого не обижая: абсолютное большинство людей трудится потому, что по-другому нельзя, потому что надо кушать, надо одеваться и т.д. Есть, конечно, категория "трудоголиков", есть и такие, которые вообще ничего не делают. Для большинства людей нужно создавать стимулы, чтобы они шли вперёд, совершенствовались - это не я придумал, этого требует жизнь. Такие стимулы и такие идеи и должны стать общественными целями и задачами, чтобы, как классик говорил, они стали материальной силой. Какие идеи? Например, вести здоровый образ жизни. Скучная тема, да? Но это только на первый взгляд. Здоровый образ жизни предопределяет очень многое в нашей жизни, тем более, когда страна, по сути дела, находится в ситуации депопуляции. У нас в Югре, вроде бы, дела в этом отношении неплохие - и рождаемость высокая, и прирост населения. Но мы добились этого потому, что формировали необходимые условия. Возьмите наши законы о семье, о материнстве, о детстве - в них прописаны реальные стимулы и это повышает у людей уровень социального оптимизма. Но в то же время мы ежегодно сотни людей теряем - глупо, трагически, бессмысленно. Трудоспособных людей, находящихся, как говорится, в репродуктивном возрасте. Зачастую, только потому, что они ведут нездоровый образ жизни. Когда мы в прошлом году стали думать, какие специальные, в том числе и медицинские меры нужно ещё предпринять для того, чтобы предотвратить преждевременную гибель людей в дорожно-транспортных авариях и т.п., то оказалось, что эти траты сопоставимы с тем, что мы вкладываем в естественный прирост населения. Как показывают исследования, медицинские и прочие меры составляют при этом всего 25 процентов, всё остальное зависит от образа жизни. Как по-вашему, мы создали обстановку нетерпимости вокруг пьяниц, наркоманов? Я бы не сказал. Однажды я побывал на стадионе в Америке и вспомнил свою молодость, потому что ситуация близкая к тому времени. Сидят болельщики - целыми семьями, едят попкорн, запивают колой. А придите на наши стадионы - что там пьют? Поэтому нужно прививать неприятие к подобным вещам, и это не идеализм.

www.admhmao.ru/governer/Guber_v/statyi/2006/statya7.htm
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован