Пресс-служба ПСС продолжает публикацию отрывков из новой книги Лидера партии А. И. Подберезкина.
1.5. Шанс для России
Для России, созревающей для создания стратегии социально-экономического развития, принципиально важно понимать, что глобализация несет в себе неравномерности, более того, - скачкообразность развития отдельных стран и регионов. Поэтому неправильно, как это происходит сегодня, планировать поступательное, а тем более инерционное развитие экономики страны.
Важно также подчеркнуть, что критерии развития стремительно меняются. Пока что мы оперируем классическими макроэкономическими критериями, например, ВВП. Однако, для будущей адекватной оценки, а тем более сравнения, этот критерий уже устарел. Гораздо более перспективным является, например, "индекс устойчивого экономического благосостояния (ИУЭБ) (Index of Sustainable Economic Welfare - ISEW) - разработанный в начале 1990-х гг. неправительственной экологической организацией "New Economic Foundation" (веден ранее К. У. Коббом) комплексный показатель процветания в качестве величины, альтернативной показателю валового национального продукта (ВНП). В отличие от последнего он учитывает такие категории, как богатство, накапливаемое в неформальном секторе экономики, баланс ресурсов, оставляемых будущим поколениям, увеличение неравенства доходов, обострение криминогенной обстановки и др. если ухудшение окружающей среды ведет к росту ВНП, поскольку добавляется экономическая деятельность, призванная исправит ситуацию, то на ИУЭБ ухудшение качества окружающей среды отражается отрицательным образом. Если ранее ВНП и ИУЭБ тесно коррелировали, то с начала 1980-х гг. эти показатели характеризуются не только низкой корреляцией, но даже разнонаправленной динамикой" .
Последние годы в России наблюдался устойчивый экономический рост в 6-7% ВВП, который, однако, характеризовался несколькими негативными обстоятельствами:
- во-первых, этот рост в основном обеспечен за счет мировой конъюнктуры на углеводородное сырье и другие природные ресурсы, экспортером которых является Россия. Собственно промышленный прирост был незначителен. Его вклад оценивался в 10-30% от всего прироста. Но, что хуже - удельный вес наукоемких отраслей был еще меньше;
- во-вторых, планирование, в т.ч. бюджетное, происходило "от достигнутого". По сути дела Правительство и не ставило в практическую плоскость задачи опережающего развития;
- в-третьих, отрасли, определяющие сегодня темпы научно-технического прогресса, качество структуры экономики и будущие возможности России - наука, образование, информационные технологии - так и не стали приоритетными в деятельности власти. Тем самым не создаются и предпосылки для ускоренного развития, и, тем более, "технологических прорывов" и экономических скачков в развитии.
Происходит это, прежде всего, в силу непонимания правящим классом наличия такой возможности. Так, известный предприниматель В.Евтушенков попытался спрогнозировать развитие отраслей экономики России до 2012 года, используя методику определения стоимости экономического потенциала отраслей методом дисконтированных доходов. В долгосрочном периоде, по его оценкам, растущий рынок будет находиться в таких секторах экономики, как промышленность, строительство, связь, торговля и общественное питание. Средние темпы прироста валовой добавленной стоимости в период 2005-2012 годов составят 6,9% в год. Доля промышленности в ВВП страны к 2912 году возрастет с нынешних 26,5% до 30,1%, торговли и общественного питания - с 22,8% до 25,7%. В то же время средние темпы прироста валовой добавленной стоимости транспорта составят 4,3%.
В соответствии с этими расчетами В.Евтушенков делает и вывод: "Таким образом, окончательный перечень конкурентоспособных отраслей сегодня включает в себя нефтедобывающую, газовую, алюминиевую, никеле-кобальтовую, лесозаготовительную, атомную, оборонную, авиакосмическую промышленность" .
Не трудно заметить, что среди конкурентоспособных отраслей он не называет те отрасли, которые в ХХI веке определяют темпы научно-технического и экономического прогресса. Среди них нет и главного - набора отраслей, формирующих человеческий потенциал, - прежде всего образования, культуры, информатики.
Глобальные процессы рассматриваются им линейно, излишние детерминировано, упрощенно. Для понимания их сути, однако, важно представлять себе, что они могут в разных странах протекать с разной скоростью. Более того, иногда эти процессы могут тормозиться, приостанавливаться, и, возможно, даже поворачиваться вспять.
Когда ВВП Китая и Индии превысят показатели
сегодняшних богатых стран
Китай
Великобритания Германия Япония США
Индия
Италия Франция Германия Япония
2002 2005 2010 2015 2020 2025 2030 2035 2040 2045 2050
Это означает, что у каждой страны теоретически есть шанс участвовать в борьбе за лидерство в мире. Зависит это, прежде всего, от эффективности действий политического руководства. Во-первых, от понимания наличия такой возможности. Во-вторых, осознания ее необходимости. В-третьих, от действий по реализации этой возможности. Этот вывод принципиально важен, ибо - повторим - именно от эффективного руководства Россией зависит очень многое. Американские исследователи, подготовившие прогноз развития глобальных тенденций до 2015 года, признают этот фактор для России решающим.
Политическое руководство России может и должно поставить амбициозные цели развития. Для этого есть все основания. Проблема заключается в умении и желании организовать достижение поставленных целей.
Поставленная В.В.Путиным задача удвоения ВВП встретила серьезное сопротивление со стороны неолиберальных российских экономистов, прежде всего с позиций её "реалистичности". Реалистичность, однако, заключается именно в том, что возможность и потребность опережающего развития есть и ее необходимо использовать. Но реалистичность выполнения поставленной задачи как раз зависит от настроя и действий элиты.
Признание неравномерности развития глобальных процессов предполагает, что такая неравномерность, даже скачки проявляются, прежде всего, в экономике, где на определенном этапе высокие и даже сверхвысокие темпы роста становятся нормой не только для самых различных отраслей, но и государств, даже отдельных регионов государств.
Более чем в 50 государств мира за последние годы отмечалась аналогичная тенденция, в том числе и в бывших республиках СССР. На Украине, например, темпы роста ВВП составили более 8%, а если взять период с октября 2002 года по октябрь 2003 года, - то даже 12,3%. Классическим примером опережающего развития является Китай, где темпы роста ВВП в 2003 году превысили 15%, а в течение 20 лет превышают 10% ежегодно.
График Рост ВВП (на душу населения) в Индии и Китае
по сравнению с США
Процент от душевого ВВП США
40 Китай
35
30
25
20 Индия
15
10
5
2000 2005 2010 2015 2020 2025 2030 2035 2040 2045 2050
Важно подчеркнуть, что наибольшая эффективность достигается в отдельном, часто очень специальном секторе глобальной экономики, науки или технологии. Это означает, что человек, корпорация, государство могут добиться выдающихся достижений на относительно узком участке развития научно-технического прогресса. Поэтому шанс есть у большинства государств, если им удастся "оседлать" одно из направлений научно-технического прогресса, или одну из перспективных тенденций глобализации.
Этот вывод имеет практическое значение для России, где целесообразно сконцентрировать усилия на тех направлениях научно-технического прогресса, где есть крупные заделы фундаментальной науки. К сожалению, именно этого не делается: быстрорастущие сектора новой экономики фактически игнорируются. Они поставлены в одинаковые, а, по сути - в более сложные условия по сравнению с традиционными отраслями. Аргументы в пользу опережающего развития наукоемких отраслей встречают непонимание "из-за их небольшого удельного веса в ВВП". Но он и останется небольшим до тех пор, пока на него не обратят внимания. Как и отсталая структура всей экономики.
Необходимо выделить принципиально важную мысль о том, что неравномерность в развитии НТП, наукоемких технологий изначально предполагает "технологические" скачки, "перескакивание" через этапы развития. Глобализация не предполагает, а исключает жесткую последовательность, этапность в экономическом развитии государств.
Этот вывод также позволяет России учитывать возможность, даже необходимость опережающего развития по ряду отдельно избранных направлений, где прирост может быть обеспечен на сотни процентов в год. Соответственно, это целесообразно принимать во внимание при планировании макроэкономических показателей.
Это обстоятельство следует учитывать при подготовке стратегии страны, составлении долгосрочных планов социально-экономического развития России, в том числе и бюджетного планирования. Необходимо концентрировать ресурсы, в т.ч. бюджетные, на сверхновых технологических достижениях. Это означает, например, что средства резервного фонда могут быть направлены именно на эти цели, на конкретные программы, на конкретный "технолого-экономический" рывок в отрасли или даже группе отраслей. Сегодня это может быть образование и информатизация, развитие которых отстает от мирового уровня, являясь в то же время очевидно наиболее перспективными отраслями. Так, по нашим оценкам, вклад специалиста с высшим образованием в прирост ВВП в 6-7 раз выше, чем необразованного человека.
Неравномерность глобализации изначально предполагает и неравномерность в развитии регионов, даже отдельных территорий внутри регионов. Этот вывод имеет огромное значение для федеративной России, где происходит и будет происходить дальнейшая поляризация между "центрами роста" в отдельных городах и мегаполисах и остальными регионами. Так, например, по уровню душевого ВВП Москва превосходит Туву в 10-15 раз!
В процессе глобализации, кроме того, административные центры России стали не совпадать с экономическими. Более того, так как собственник, например, градообразующего предприятия, может находиться за границей, то решение о судьбе города и региона может приниматься за пределами России. Что иногда уже и происходит. Это влияние необходимо будет компенсировать специальными мероприятиями федеральной власти. Без действий государства стране угрожают серьезные разрывы в уровнях развития регионов. Подобный дисбаланс без участия федеральной власти непреодолим.
Процессы глобализации, таким образом, охватывают то или иное государство отнюдь не равномерно, а "высокотехнологическими очагами". В России - это Москва, Санкт-Петербург, на долю которых приходится, например, половина всех пользователей Интернета. То же самое наблюдается в других странах. Соответственно внимание федерального центра к тому, чтобы регионы "не выпадали" полностью из общего потока развития, - обязательно. Особенное значение это имеет по отношению к стратегическим регионам - Дальнему Востоку, Калининграду, национальным республикам.