Магистральные нити газопровода с Ямальского месторождения "СРТО - Торжок" прошли по территории нескольких районов нашей области. Использовать ситуацию себе на пользу в большей степени удалось Котласскому. В этом районе газифицированы некоторые населенные пункты, в том числе сам районный центр.
По словам мэра Котласа Сергея Мелентьева, лет 18 назад в городе было около 45 котельных разной мощности, которые в большинстве своем работали на угле и мазуте. "С газом жить гораздо проще, - рассказывает Сергей Николаевич. - Он идет по трубе, не требует больших трудозатрат, его не нужно разгружать, складировать, не нужно ломать голову, куда деть продукты сгорания".
Сегодня Котлас уже не выглядит как гигантская доменная печь с полсотней чадящих труб. Газовых муниципальных котельных в Котласе 20, и они разительно отличаются от прежних - угольных и мазутных. С газом работают дистанционно, с помощью приборов. Условия труда тут совсем иные: в котельной чисто, светло, цветочки растут. У газа и коэффициент полезного действия раза в три выше, и экологию он щадит.
Для не слишком богатых местных бюджетов немаловажно и то, что даже если в разгар зимы муниципальные финансы вдруг запоют романсы, форс-мажора можно избежать. Поставщику угля или мазута ничего не стоит выдвинуть ультиматум: или деньги на бочку (расчетный счет) или топливо отгружено не будет. Газпром вряд ли решится полностью "перекрыть кислород". "Бывало, что снижали давление, - делится опытом С. Мелентьев, - при этом отказывала автоматика. Но в ручном режиме котельные все-таки работали".
В Котласе собираются развивать и совершенствовать свое газовое хозяйство. Еще осталось несколько маломощных котельных на угле и мазуте, уже не муниципальных. Практически все предприятия и учреждения города газифицированы. Буквально в прошлом году филиал Архэнерго "Котласские электрические сети" построил для собственных нужд небольшую газовую котельную. По словам его директора Виктора Тищенко, годовая экономия получилась в 300 тысяч. В Котласе подумывают о строительстве газотурбинного генератора, который бы вырабатывал не только тепловую энергию, но и электрическую. Такая ГТТЭЦ установлена сегодня только в Вельске.
- Если мы сами будем производить электроэнергию, то цена киловатт-часа у нас будет несопоставимо ниже архэнерговской, - считает глава. - Единственная трудность - транспортировка энергии к потребителю. Нужны собственные разводящие сети, понижающие давление трансформаторные подстанции - это тоже очень большие расходы. В отсутствии собственной инфраструктуры, подводящей электричество к потребителю, я думаю, причина того, что жители Вельска покупают электроэнергию у ОАО "Архэнерго" по усредненному тарифу. Но эта проблема, наверное, решаема, можно, в конце концов, договориться о цене транспортировки - отличной от той, что сегодня предлагается.
- Если на минуту представить, что газа в Котласе нет, что тогда? - спрашиваю у Мелентьева.
- О, это был бы прошлый век, - отвечает он. - К хорошему быстро привыкаешь, но все познается в сравнении. Стоимость гигакалории, вырабатываемой на газе, сегодня ниже угольной или древесной в 2 раза, а мазутной - в 2,5. Далеко ходить не надо - за рекой в негазифицированных поселках (например, в Сольвычегодске) люди платят за коммунальные услуги в 1,5-2 раза больше. Причем район еще искусственно сдерживает эти цены, из бюджета пытается дотировать. Взять другие районы - бюджеты их ориентированы на топливо, на возмещение разницы в тарифах. Мы же, во всяком случае, имеем больше возможностей вкладывать в социальное развитие.
Положение Коряжмы еще выгоднее. Градообразующее предприятие Котласский ЦБК благодаря своей газифицированной ТЭЦ обеспечивает ее и более дешевым топливом, и более дешевой электроэнергией.
Главный энергетик КЦБК Людвиг Краковский уверен: будь вместо газа уголь - затраты выросли бы на 40 процентов, с мазутом - в 2,9 раза. Причем это без учета значительных эксплуатационных трат, без которых никак не обойтись при газово-мазутной энергетике, а также платежей в различные экологические фонды, благодаря которым суммы расходов вырастают в десятки, если не в сотни раз.
- Единственный минус, - поделился Людвиг Белович, - лимиты газа для предприятия ограничены. Особенно в зимний период, когда потребление увеличивается, Газпром жестко лимитирует объемы. Поэтому в резерве мы держим уголь и, в случае чего, можем перейти на него.
Но плюсов в газовой энергетике, считает Л. Краковский, все-таки больше.
Татьяна ДЕМЧЕНКО
pravdasevera.ru