01 октября 2009
721

А в сфере ЖКХ кризис продолжается...

Очередное заседание правительства области губернатор Дмитрий Дмитриенко начал с оптимистичной ноты, сообщив о последних поручениях президента РФ, в том числе о таком: подготовить стратегию поэтапного завершения антикризисных мер и перехода к сбалансированному устойчивому росту. Это означает, что, по оценкам российского правительства, период кризиса в стране заканчивается.

В дальнейшем речь шла уже о гораздо менее приятных вещах. В региональном правительстве заслушивались отчеты ряда руководителей муниципальных образований области о выполнении мероприятий по подготовке объектов коммунального хозяйства и жилого фонда к эксплуатации в осенне-зимний период. И из этих отчетов можно было сделать вывод, что кризис в нашем ЖКХ, похоже, пока только набирает обороты и до завершения здесь еще очень и очень далеко.

"Никуда не денутся"

Первым отчитывался глава муниципального образования сельское поселение Междуречье Роман Онищенко. Начал докладчик "во здравие", бодро рассказал о том, какие мероприятия были запланированы, какие контракты заключались, какие средства были потрачены. Работы проведены, заявил глава, объекты - электрокотельная в Междуречье, мазутная котельная в Минькино (входит в состав муниципального образования), внутридомовые электрокотлы в Мишуково (входит в состав муниципального образования), сети - подготовлены. А вот дальше пошли проблемы.

В Минькино три дома: двух-, трех- и пятиэтажный. Отапливаются они из мазутной котельной. Запас топлива - 18 тонн. Необходимый месячный запас - порядка 30 тонн. Перспективы дальнейшей закупки топлива туманны. И вот почему. В Минькино действует тариф на теплоснабжение, как заявил глава муниципального образования, рассчитанный исходя из стоимости мазута - 2800 рублей за тонну. Между тем таких цен на рынке нет уже давно. Средняя цена топочного мазута в предыдущем отопительном сезоне (в текущем, скорее всего, будет не меньше) - порядка 7000 рублей за тонну. То есть в 2,5 раза выше.

На практике такое несоответствие между "тарифной" (правильнее будет сказать - нормативной, но об этом чуть ниже) и рыночной ценой означает следующее: даже если жители Минькино будут платить за отопление со всей возможной аккуратностью и все 100 процентов, - собранных с них денег на оплату работы котельной и закупку топлива не хватит.

В результате, как признался Онищенко, пришлось тратить на покупку мазута деньги, которые собирались с жителей других населенных пунктов, входящих в муниципальное образование, - Междуречье и Мишуково (что само по себе является фактом очень примечательным, странно, что на правительстве на это не обратили особого внимания). Кроме того, 1,5 миллиона рублей планируется выделить из бюджета муниципального образования на погашение разницы между фактической стоимостью мазута и той ценой, которая заложена в норматив.

Такое повышенное внимание к котельной в Минькино объяснимо. Дело в том, что если мазут не купить, то и отопления не будет. А вот в остальных населенных пунктах данного муниципального образования дома отапливаются при помощи электроэнергии. Электроэнергию завозить не надо, так что, когда морозы придут, энергетики котлы включат, никуда не денутся - именно на это, судя по всему, и рассчитывают местные власти. Поэтому расчеты с энергосбытовыми компаниями в Междуречье обстоят вообще из рук вон плохо.

Причем, как признался Онищенко, и в остальных населенных пунктах муниципального образования (Междуречье и Мишуково) имеется существенная разница между действующим нормативом и стоимостью услуги теплоснабжения. То есть и за энергоснабжение электрокотельных муниципалитет рассчитаться не сможет, даже если все жители будут аккуратно платить за отопление. Между тем собираемость жилищно-коммунальных платежей в муниципальном образовании где-то на уровне 70-75 процентов.

О тарифах и нормативах

Дальше начался "разбор полетов". Сначала губернатор области отметил, что собираемость коммунальных платежей нужно повышать, а отношения с энергетиками - нормализировать. Поскольку, "с одной стороны, мы говорим, что энергосбытовые компании не выполняют обязательства перед рынком, а с другой стороны - им тоже не платят денег".

Затем слово взял министр энергетики и ЖКХ Геннадий Микичура:

- Первое. У вас занижены нормативы потребления, и за последние 4 года вы их ни разу не меняли. Чтобы сегодня их привести в соответствие, нормативы нужно увеличивать, по моим данным, на 60 процентов. Как считаете, способно население сейчас "рывком" выдержать 60 процентов роста? - обратился министр к Роману Онищенко. - Второе. С 2007 года вы не платите энергетикам. Как вы считаете, сможете сейчас с ними договориться?

По поводу "нормативов", наверное, уже нужны некоторые пояснения. Дело вот в чем. В СМИ чаще употребляется термин "тарифы". И когда раз в год региональный комитет (сейчас - управление) по тарифному регулированию утверждает эти тарифы для теплоэнергетических предприятий, данное событие обычно широко освещается. Тарифы для теплоэнергетиков в последние годы у нас росли постоянно, с некоторым отставанием от рыночных цен.

Но помимо тарифов для теплоэнергетических предприятий, существуют еще и нормативы потребления для жителей. Эти нормативы устанавливаются муниципальными органами власти. И вот их повышали и приводили в соответствие с новыми тарифами далеко не везде. В некоторых муниципалитетах рост нормативов искусственно сдерживался из чисто популистских побуждений. Ведь именно норматив и дает конечную стоимость услуги для населения.

К чему это может привести - четко видно на примере Междуречья (да и не только: схожая ситуация в Териберке, Кандалакше, Никеле и т.д.): когда стоимость мазута давно уже выше 7000 рублей за тонну. А, если судить по действующим в муниципальном образовании нормативам, то топливо должно стоить не более 2800 рублей за тонну.

Какими последствиями чревата такая ситуация? Во-первых, как мы видим, муниципальное образование физически не может собрать с жителей деньги за поставленную услугу и рассчитаться с энергетиками. Потому что здесь выставляются счета на сумму, гораздо меньшую, чем стоимость этой услуги (к тому же и эти платежи собираются далеко не на 100 процентов).

Во-вторых, разница между "тарифной" и рыночной ценой на мазут у нас компенсировалась (не в полном объеме, но все-таки) из федерального бюджета. А вот разницу между "нормативной" и фактической ценой услуги по теплоснабжению придется компенсировать самому муниципалитету. А если у него на это нет средств, то, значит, придется вмешиваться области.

И в-третьих, нормативы все равно придется повышать, причем повышать "рывком", что однозначно должно привести к негативным социальным последствиям.

Разумеется, замерзнуть жителям Междуречья зимой областные власти не дадут. Однако, судя по всему, кое-какие выводы по поводу компетентности местных муниципальных властей в правительстве области будут сделаны.

Не прошло и двух лет

Следующим на очереди был доклад главы ЗАТО Полярный Владимира Черепова. В Полярном дела, похоже, обстоят получше, чем в Междуречье, но проблем тоже хватает. Главная, как и везде, - задолженность местного теплоснабжающего предприятия перед поставщиками топлива. На 14 сентября она составляла, по словам главы, 246 миллионов рублей. Запасы мазута - всего тысяча тонн. Хотя, вроде бы, на подходе - новые партии топлива.

Особое место в своем докладе Владимир Черепов уделил вопросу борьбы с неплательщиками. В Полярном имеются интересные наработки: к примеру, применяется поквартирный обход должников, на счета должников, имеющих пластиковые карты, накладывается арест, власти активно взаимодействуют с руководителями предприятий, в которых работают недобросовестные квартиросъемщики. Ну и так далее. В результате собираемость здесь составляет примерно 87 процентов, и Черепов заявил, что скоро, возможно, удастся перешагнуть и через 90-процентный барьер.

Однако, судя по всему, доклад главы Полярного членов правительства особенно не вдохновил.

- Владимир Александрович, мы с вами неоднократно рассматривали вопрос о ваших отношениях с поставщиками топлива, - сказал Геннадий Микичура. - Вы обещали, что все будет в порядке. Однако сейчас возникла ситуация с конкурсным управлением, фактически - банкротством основного теплоснабжающего предприятия Полярного. Что дальше?

- Ситуация на предприятии для нас сейчас даже благоприятная, - ответил Черепов. - Потому что сейчас по закону мы должны оплачивать только текущие платежи.

Что же касается взаимоотношений с поставщиками, то, по словам главы Полярного, надо еще разобраться, почему они "необоснованно завышали цены на мазут", и только после этого можно производить расчет.

- Но топливо-то вы брали? - высказал свое мнение первый заместитель губернатора Александр Макаров. - То есть вы сначала взяли топливо, сожгли, а через два года начинаете "разговаривать по цене", вы так заморозите Полярный, потому что никто из поставщиков с вами работать не будет.

- Не заморозим, я вас уверяю, - ответил Черепов. - В прошлом году тоже говорили, что никто работать не будет. Однако же этого не произошло.

В защиту главы Полярного можно сказать следующее: когда город находится под угрозой замерзания, топливо приходится брать по любой цене. Чем, кстати, порой пользуются поставщики топлива. Так что здесь все не так однозначно.

Клубок проблем

Самым коротким доклад получился у первого заместителя главы Печенгского района Сергея Гончара. В принципе в районе все готово. Проблемы, как везде, - долги и нехватка топлива. Но отопление включили. Помощь, как всегда, пришла от Кольской горно-металлургической компании, которая вряд ли оставит на произвол судьбы населенные пункты, где базируются ее подразделения.

А отдельно о ситуации в поселке Никель (который также входит в Печенгский район) докладывал глава этого муниципального образования Владимир Маруженко. Причем главе нужно было отчитываться об устранении недостатков, на которые ему указали в ходе предыдущего заседания правительства области. Напомним, в Никеле этим летом произошла очень серьезная авария на тепловых сетях. Начало отопительного сезона в поселке оказалось под угрозой срыва. Поэтому такое повышенное внимание к ситуации в населенном пункте.

В Никеле - свой клубок проблем. Пойдем по порядку. Первое: котельная здесь принадлежит Печенгскому району, и администрация района очень хотела бы передать ее на баланс муниципалитету Никеля. Но мэрия поселка отказывается, поскольку здесь считают, что содержание и ремонт источника теплоснабжения им сейчас не потянуть. Спор этот может длиться еще долго, и как он скажется на состоянии котельной, всем, думается, понятно.

Второе. Тепловые сети принадлежат муниципалитету, но обслуживаются местной управляющей компанией. По поводу качества этого обслуживания есть серьезные нарекания. К примеру, когда для проверки был разрыт небольшой участок только что "отремонтированного" трубопровода, выяснилось, что трубы закапывали в землю без всякой изоляции. Теплопотери после такого "ремонта" должны быть просто гигантскими. А заменить эту УК в Никеле, судя по всему, просто некем.

Третье и четвертое: собираемость жилищно-коммунальных платежей и все те же нормативы потребления. Собираемость в Никеле довольно низкая. А вот по поводу нормативов Владимир Маруженко сказал, что они "нормальные". Но, похоже, члены правительства главе администрации не очень-то поверили.

Кстати, по последним данным, глава Никеля Маруженко подал в отставку.

***

Самое интересное, но последние "разборы полетов" в правительстве области, несмотря на в целом негативное впечатление от услышанного, внушают некоторый оптимизм. Потому что видно: идет планомерная, скажем так, "инвентаризация" накопившихся проблем. Причем раз за разом вскрываются самые "застарелые болячки". Теперь будем ждать, какие шаги предпримет правительство области для решения этих проблем.

Дмитрий ПЕТУХОВ
ppmurmansk.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован