18 августа 2007
8140

Администратор поступлений в бюджет - кто он?

Роман Владимирович, в рамках кассового обслуживания исполнения бюджетов по доходам Управление Федерального казначейства ведет учет доходов, распределяет их, перечисляет в бюджеты и обязано информацию об этом представить администратору доходов. Понятие "администратор поступлений в бюджеты" в бюджетные правоотношения введено совсем недавно. С чем это связано, и кто такой администратор поступлений в бюджеты?

- Если заглянуть в словарь Ожегова, то администратор - это должностное лицо, управляющее чем-нибудь, ответственный распорядитель. На протяжении многих лет практически единственным органом, осуществлявшим контроль за пополнением доходной базы бюджетов всех уровней с ведением учета поступлений налогов и сборов в разрезе налогоплательщиков, являлись налоговые органы. И таким монополистом в части администрирования поступлений в бюджет органы Министерства РФ по налогам и сборам являлись до 2003 года. С 2003 года за данным органом был оставлен контроль за поступлением только налоговых платежей и небольшого перечня неналоговых доходов. В сумме доходов, зачисляемых в бюджеты, налоговые органы контролировали объемы примерно на 96-97%. И только по 3-4% доходов бюджетов не были определены структуры, которые отвечали бы за поступление платежа в бюджет, контролировали полноту исполнения плательщиком обязательств перед бюджетом, обеспечивали учет поступлений по плательщику.

Для ясности приведу доступный для понимания пример. За нарушение правил дорожного движения органы ГИБДД на нарушителей налагают штраф. Штраф до 2005 года считался уплаченным в бюджет в случае, если плательщик предъявлял квитанцию об его уплате в органы ГИБДД. Но не всегда плательщик мог исполнить эту обязанность в силу объективных или субъективных обстоятельств. То есть мог уехать в отпуск, находиться в другом городе или просто потерять квитанцию об уплате, и органы ГИБДД при непредъявлении плательщиком документа об уплате считали штраф неуплаченным и передавали информацию службе судебных приставов для принятия мер к неплательщику. При этом органы ГИБДД интересовал именно факт уплаты платежа, а не поступления денежных средств в бюджет. Службе судебных приставов приходилось возбуждать исполнительное производство, хотя денежные средства уже поступили в бюджет. Но однозначная идентификация уплаченных и начисленных штрафов в тот период была невозможна, так как отсутствовал инструмент, позволяющий идентифицировать платеж к органам ГИБДД.

С 1.01.2005 года впервые в бюджетные правоотношения введено понятие "администратор поступлений в бюджет", и определение ему дал Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2005 год". В этом же году данное понятие было закреплено и Бюджетным кодексом Российской Федерации.

- Так кто же все-таки может быть администратором поступлений в бюджеты, и каковы функции администратора?

- Согласно Бюджетному кодексу, администраторами поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, Центральный банк Российской Федерации, а также бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Таким образом, перечень администраторов поступлений в бюджеты очень широк. И чтобы исключить дублирование функций, четко зарегламентировать обязанности упомянутых органов по обеспечению поступлений в бюджеты, необходимо было нормативно закрепить за соответствующими администраторами доходные источники ими администрируемых.

На федеральном уровне начиная с 2005 года администраторы поступлений - федеральные органы государственной власти закреплены за видами доходов бюджетов бюджетной системы РФ и источниками финансирования дефицитов бюджетов РФ посредством прикрепления кода администратора к кодам доходов бюджетов и источников внутреннего финансирования дефицита бюджетов РФ федеральными законами "О бюджетной классификации Российской Федерации" и "О федеральном бюджете на соответствующий год". Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления также предоставлено право производить закрепление источников поступлений в бюджетную систему РФ за соответствующими органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и созданными ими учреждениями, что и было реализовано в области, начиная с принятия решений о соответствующих бюджетах на 2005 год.

Бюджетным законодательством определены функциональные обязанности администратора поступлений в бюджет: контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты администрируемых платежей; начисление администрируемых платежей; учет администрируемых платежей; взыскание администрируемых платежей; принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Хочу отметить, что очень важной обязанностью администратора поступлений при этом является доведение до плательщиков реквизитов получателя, указываемых в соответствующих полях расчетных документов на уплату платежей в бюджеты.

Полноценная реализация администраторами поступлений возложенных на них функций возможна только в тесном взаимодействии с Управлением Федерального казначейства, так как именно управление располагает информацией и об объемах ежедневных поступлений в бюджеты по каждому из администраторов поступлений, и данными из расчетных платежных документов об уплате платежей в бюджеты, а также платежными документами на бумажном носителе, полученными из кредитных учреждений, то есть теми документами, без которых администраторы не смогут выполнить ни одну из вышеперечисленных функций.

- Каким образом осуществляется взаимодействие Управления Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджеты?

- Первый опыт информационного взаимодействия Управления Федерального казначейства по Вологодской области с администраторами поступлений был наработан в 2002-2003 годах с налоговыми органами области и департаментом имущественных отношений области. В тот период, при отсутствии понятия "администратор поступлений в бюджет", именно эти структуры в полном объеме или частично исполняли функции, сегодня законодательно закрепленные за администраторами.

В целях реализации внедрения в бюджетное пространство Вологодской области понятия "администратор поступлений" и организации исполнения администраторами возложенных на них функций Управлением Федерального казначейства по Вологодской области проведена значительная работа по установлению перечня администраторов, организации информационного взаимодействия, разъяснению основ ведения учета по администрированию платежей и той работы, которая должна проводиться администратором во исполнение функции принятия решений о возврате и зачете излишне или ошибочно уплаченных сумм. Нередко именно после обращений УФК к органам местного самоуправления вносились необходимые изменения в решения о бюджете на тот или иной год по расширению перечня администраторов и закрепленных доходных источников.

В целях регламентации информационных потоков управлением в течение трех лет проводилась работа по заключению соглашений об информационном взаимодействии, которые определили как перечень информации, передаваемой и принимаемой структурами, так и порядок ее передачи.

По состоянию на 1.07.2007 года на территории Вологодской области заключены соглашения с 710 администраторами поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в том числе 74 территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и созданными ими учреждениями, 29 органами исполнительной власти области и 607 органами местного самоуправления и созданными ими учреждениями.

Если рассмотреть движение информационных потоков в системе Банк - УФК - администратор поступлений, то схема будет выглядеть следующим образом (см. схему).

На схеме видно, что потоки информации значительны, но если поток УФК - администратор зависит от количества плательщиков, исполнивших свои обязательства перед бюджетом, то противоположный поток - администратор - УФК напрямую увязан с количеством ошибок, допущенных плательщиками при оформлении платежных документов, то есть с качеством работы соответствующих администраторов.

Следует отметить, что именно от качества работы администраторов поступлений с плательщиком платежей зависит объем невыясненных поступлений, зачисляемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

- Роман Владимирович, что изменилось с введением понятия "администратор поступлений в бюджеты"?

- Введение в бюджетный процесс нового участника процесса - администратора поступлений в бюджет, безусловно, положительно повлияло на исполнение доходной части бюджетов всех уровней на территории области. Каждый доходный источник бюджетов четко закреплен за определенной структурой. Процесс поступления платежей в бюджеты стал не только прозрачным от момента заполнения платежного документа до момента поступления в бюджет, но и попал под перекрестный контроль администратора поступлений и органов Федерального казначейства. Деньги не "зависают" на невыясненных поступлениях, а своевременно пополняют доходную часть бюджетов.

Как говорится, государство крепко казной, а казна - доходами, поэтому ни одна копейка не должна быть неучтенной, и роль администраторов платежей в пополнении доходной базы бюджетов сегодня очень важна, и решения, принятые в законодательном порядке по закреплению доходов за соответствующими администраторами платежей, очень своевременны.

Евгений НИКОЛАЕВ
krassever.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован