Эксклюзив
01 февраля 2011
2546

Агдас Бурганов: Социально-ориентированная стратегия развития России

Несколько предварительных замечаний

Смысл истории - в развитии человека свободного. Процесс овладения свободой человеком исторически впрямую связан с движением собственности в общественных классах. Класс, сумевший овладеть собственностью, становился свободным. Богатство - самостоятельная сила, стоящая над обществом. Чтобы богатство не могло стать над обществом и оно не формировалось бы принудительным трудом, чтобы последнего вообще не было, надо богатство сделать достоянием всех, на котором бы все и свободно трудились. Но вся трудность проблемы в том, что понимать под "богатством всех"? Коммунистическая (общественная) собственность оказалась несостоятельной. Потому что она находилась в преимущественном пользовании бюрократии.
Извечное наше техническое и технологическое отставание от западных народов - явление вторичное. Первичное - отставание в социальном развитии. Главная его причина - в несоответствующих развитию экономики отношениях собственности, препятствующих формированию субъекта развития - мощного, крепкого, устойчивого многомиллионного среднего класса собственников.

Согласно синергетической социологии, "...развитие есть рост степени синтеза порядка и хаоса, обусловленный стремлением к максимальной устойчивости" (1). Во взаимодействии "порядка и хаоса", как общественных явлений, у нас торжествует второй. Не потому ли так происходит, что, как характеризовал русскую нацию Н.А. Бердяев, у нее нет "гения формы" (2).

По Бердяеву, в русской душе есть некая тайна соотношения мужественного и женственного: "Мужественное начало всегда ожидается извне...Отсюда вечная зависимость от инородного... все мужественное, освобождающее и оформляющее было в России как бы не русским, заграничным, западноевропейским... Россия как бы бессильна сама себя оформить в бытие свободное, бессильна образовать из себя личность..." (3). Во всей истории России наблюдалось слишком сильное влияние государства на русского человека. Его требования мало оставляли человеку свободного избытка сил: "вся внешняя деятельность русского человека шла на службу государству... Государственное овладение необъятными русскими пространствами сопровождалось страшной централизацией, подчинением всей жизни государственному интересу и подавлением свободных личных и общественных сил... Русский человек... чувствует себя беспомощным овладеть этими пространствами и организовать их. Он слишком привык возлагать эту организацию на центральную власть... Русская лень, беспечность, недостаток инициативы, слабо развитое чувство ответственности с этим связаны"(4). Не потому ли государство стало демиургом всего и вся в жизни народа, его формообразующим, организующим фактором, оформляя собственность на землю, военное производство на свое имя. Собственность - категория, императивно "требующая" оформления, введения ее в определенные рамки, юридические нормы, формирующая ответственность у её носителей. Отсутствие формы - условие, создающее "хаос", и, наоборот, наличие формы созидает "порядок". Следовательно, собственность - фактор, принимающий решающее участие в супряге "порядка и хаоса", в их таком взаимодействии, которое дает приоритет первому. Но есть "порядок" и "порядок": порядок, достигаемый государством, то есть насилием, и порядок, как следствие самоорганизации граждан. Это - "две разницы". В дискуссии, инициированной фондом "Либеральная миссия" по вопросу о специфике российской государственности в 2006-2007 годах(5), многие её участники говорили о малой способности русских к самоорганизации(6). По-моему, русскую нацию бесформенной и неспособной к самоорганизации воспитало бюрократическое государство, во-первых, бесконечными завоеваниями все новых территорий и народов "от моря до моря", не заботясь о надлежащем освоении и организации (цивилизационном "оформлении") завоеванного, во-вторых, не позволив её большинству стать собственником своей Родины и тем обрести в её лице Отечество, каковым она бывает лишь тогда, когда люди, её населяющие, имеют укореняющую их в ней собственность. "Союза", сорганизованности граждан до степени осознания страны как Отечества в обществах, в которых большинство населения пролетарское (полупролетарское), в обычной, будничной жизни не может осуществиться: каждый человек замкнут на себе - быть бы самому живу, уровень его жизни рождает зависть к живущим лучше него, не позволяет сострадать к себе подобным. Непосредственным следствием такой государственной политики является то, о чем говорит А. Аузан: "...очень тяжелый для российского сознания вопрос о способности различных социальных групп разговаривать друг с другом без посредничества государства. (...) не соглашаться, но просто разговаривать. Ведь самая страшная и крайне популярная в России фраза: "Я с этим на одном поле не сяду. Такой вот агрессивный изоляционизм, который с легкостью отдает все третейские полномочия власти. Своего рода форма доносительства по-российски: мы-де к компромиссу не способны, без вас в своих делах не разберемся, "придите и володейте нами". И власть, которую никто не любит, тем самым ставится в положение центрального решающего субъекта" (7).
Народ неоднократно пытался оформиться (выпрямиться), но каждый раз его подавляло государство. А чтобы понятие "Отечества" внедрить в сознание общества, государство (господствующая бюрократия!) искусственно формирует врага (внешнего или внутреннего), чем держит народ в состоянии постоянного психического напряжения. (Ибо опасность - пусть и мнимая, внушаемая властью массам как всамделишная - якобы нависшая над Родиной, отодвигает на второй план претензии к власти, создавая видимость единения нации в "патриотическом" угаре и переходящая в реальное "единение" народа в момент краха такого государства, когда ни один социальный слой ("все, как один") не ударит палец о палец ради его спасения).
Цитированную мысль Аузана я пытаюсь рассмотреть в связи с вышеизложенной моей позицией взваливания ответственности за такую ментальность народа на государство. Может быть, тут, в его анализе, требуется прямо противоположный подход? Она ориентирует на вопрос: не в том ли дело, что сие качество натуры русского человека - органическое? Ведь он в незапамятные еще времена обратился к Рюрикам, приглашая их княжить на Руси, именно потому, что в ней не было порядка, то есть государство, будучи слабым, не смогло его воспитать в надлежащем качестве. Тогда получается: нельзя исключать того, что это свойство натуры русских людей и помешало их вызреванию в гражданскую нацию по сей день. А государство, усилившись, вынуждено управлять значительной частью национального богатства и вообще постоянно вмешиваться в дела экономики и в целом в общественные сферы жизнедеятельности, то есть выполнять несвойственные его природе функции и потому результаты его вмешательства далеко не лучшие. Да, не лучшие, но, возможно, объективно таковые, ибо народ таков?

Эта тема нуждается в более подробном анализе. Ибо, по сути, речь идет о роли народных масс в российской истории в свете их соотношения с государством и культурой, их питавшей (православно "окормлявшей"). Достойны внимания созвучные моим мыслям суждения И.И.Гарина (8): "В культуре Запада преобладало саморазоблачение, саморазвенчание, самобичевание человека, в культуре Востока-самовосхваление, самовозвышение, народоугодничество, народопоклонство... Бичуя народ, разоблачая человека-массу, западные художники - от Шекспира до Беккета - прививали иммунитет к раковым опухолям богоизбранности, богоносности, всемирности. Говоря человеку правду о нем, развенчивая антропоцентризм, демонстрируя борьбу Бога и дьявола в душах людей, западная культура диагностировала общественную чуму мессианства, национального чванства, лечила патриотизм и богоборчество самоосмеянием, самоослепление и самовоспевание-самоиронией и свифтовской сатирой. "Очистительный огонь Ибсена" - вот, пожалуй, самая точная характеристика, данная Осипом Мандельштамом прижиганиям, с помощью которых Европа лечилась от язв шовинизма, мании величия, богоборчества, самопорабощения идеей"(9). И далее автор, цитируя слова Ибсена: "Передо мной огромный труп, отчаянно смердящий дыханием чумным надо всей страной", заключает: "Не потому ли процветает ныне ледяная страна, что её поэт бросал своему народу такие стихи? Не потому ли большевики превратили в концлагерь Россию, что её поэты "пасли народ" и внушали ему мысль о богоносности и всемирности?.. это вовсе не проповедь Толстого и не национальные экзальтации Достоевского-это не "вторая щека", а пощечина, не "всечеловечность", а изгнание бесов, не "воспитание нации", а желание пробудить каждого человека"(10). Этой длинной цитатой я хочу сказать, что не пора ли перестать петь осанну народу. Не пришло ли время начать жить, зная о себе горькую правду, а не с ласкающей слух погибельной ложью, уже послужившей ополовинению страны и продолжающей быть действующей опорой врагов нации, угнездившихся в последнем ("патриотическом"), по слову Толстого, "прибежище негодяев" (ведь скрытый от простодушных людей смысл "патриотизма" - "Любите власть!"). Это, во-первых.

Во-вторых, и именно в связи с исторически-гипертрофированной ролью государства, в моем мышлении родилось предложение демократической оппозиции искать и находить в рядах государственной бюрократии "лучших людей", "нестяжательски" служащих своей Родине, с ними и повернуть к демократии государство, не переворачивая его "килем вверх". "Переворачивали" не единожды, а оно способом "Ванька-встанька" продолжает быть и всё в том же качестве! К тому же - теперь и "переворачивать" некому, нет класса, действенно способного осуществить переворот (наличные протестные силы способны лишь на террор всех видов и бунты).

Обстоятельством, содействующим выделению во власти добропорядочных людей, является неотвратимость (при любой степени тормоза!) социального прогресса. Однако определившееся с Петра I неизбывное стремление европеизировать Россию не может достигнуть цели "европейским" же путем. Безнадежно опоздали... Этап первоначального накопления капитала в России, не преодоленный в более благоприятных условиях развивающегося капитализма конца XIX - начала XX вв., тем более, в прежнем виде, непреодолим в конце XX - начале ХХI вв. с его ублюдочным "капитализмом" - выкидышем посткоммунистического криминального режима.
Запад пребывал в цивилизации, развивая частную собственность, содействуя тому, чтобы собственниками становилось как можно большее число людей. На ранней стадии капитализма, пополняя ряды собственников освобождением граждан от феодальных пут, наделяя их собственностью, отобранной у феодалов; затем, преодолев этап стихийной монополизации собственности буржуазным капиталом, на демократическом этапе (вторая половина XX в.), рассредоточивая собственность в массе пролетариев физического и умственного труда. Нам предстоит проделать то же самое, что проделано в ряде высокоразвитых стран, но уже преобразуя государственную собственность и созданную криминальным режимом монопольно-олигархическую, в частную, рассредоточив её в мелком и среднем бизнесе. Своим, российским, методом, принципиально отличающимся от гайдаро-чубайсовского, расколовшего народ на противостоящие друг другу части: кучку богачей и большинство люмпенизирующихся пролетариев. С заглавной целью формирования гражданского общества.

О соотношении человека и собственности

Философ Франк характеризовал русского как "голого человека", у которого "право личности не распространяется далее права на свое собственное тело"(11). У него нет того, что "организует" жизнь надлежащим образом - собственности, формирующей отношения с самим собой, другими людьми, властями и обществом в постоянном развитии. И тем делающей человека саморазвивающе-деятельным, дееспособным и самодостаточным, то есть независимым: в итоге благополучным. Отсюда инстинктивные поиски "виноватых" во вне: "виноваты" все, только не он сам. Это следствие того, что "...тысячелетней истории русских неотступно сопутствовало неумолимое подавление личности"(12); "особенности русской души рождены несвободой, русская душа - тысячелетняя раба"(13).

Маркс утверждал, что "приобретая новые производительные силы, люди изменяют свой способ производства, а с изменением способа производства, способа обеспечения своей семьи, они изменяют все свои общественные отношения. Ручная мельница дает нам общество с сюзереном во главе, паровая мельница-общество с промышленным капиталистом"(14).

Примечательно, что на такой же, в общем и целом, позиции стоят как бы "патентованные" антимарксисты, подозреваю потому что все более-менее просвещенные люди, особенно интеллектуального уровня, заклятые враги собственности, которая их угнетает, а сами они её приобрести и умножать не могут. Например, К. Поппер, Д. Белл, М. Кастельс.

Так ли это? В реальности происходит так, что никаких новых производительных сил нет, а общественные отношения изменяются - движутся вперед или даже вспять и радикально, как это произошло в России после Октябрьской революции-контрреволюции (и во второй раз - при "перестройке"). На самом деле, способ производства люди изменяют, изменив отношения собственности. И к власти новый класс приходит, когда в недрах свергаемого строя уже произошли изменения в отношениях собственности, которые пришедший к власти класс, в отличие от свергнутого класса, препятствовавшего их развитию, закрепляет и развивает. Изменения отношений собственности открывают простор и для изменений производительных сил. Приоритет за отношениями собственности. Переход от одного общественного строя к другому, высшему происходит не потому, что скопилось неразрешимое противоречие между производительными силами и производственными отношениями, а потому, что созрел неразрешимый конфликт между базисом: производительными силами и отношениями собственности, с одной стороны, и государственной властью (политической надстройкой) - с другой. Никакая техника-"технология" ни эту проблему, ни соответственно, задачу перехода в высшую форму общественной организации, решить не может. Хотя бы по той простой причине, что в базисной супряге: производительных сил и отношений собственности, первые не более как "пристяжные", которые могут тянуть воз (общество) только вместе с "коренником" (отношениями собственности). Почему в СССР НТР (научно-техническая революция) не произошла, а на Западе состоялась и дала невиданные плоды, позволившие нашим недругам сформулировать тезис о том, что Россия отстала от развитых стран навсегда? Причем в ряде случаев, в отличие от России, при полном или почти полном отсутствии природных ресурсов (Япония и др.). Почему? Потому что НТР - феномен не только научно-технический, но и социальный, и, будучи таковым, как и социальная революция, является следствием соответствующих отношений собственности, господства частной собственности, формирующей в народе определенную социальную структуру, действенно заинтересованную в прогрессе производительных сил. Неправ А. Камю, утверждавший, что "политическая форма общества на данном уровне уже не имеет значения, важны лишь установки технической цивилизации, от которой в равной мере зависят и капитализм и социализм"(15). Политическая форма общества, наличие или отсутствие в ней главного принципа разделения властей, зависит от того, какой класс является господствующим. В условиях господства бюрократии - лжесубъекта развития, исключающей разделение властей, "установки технической цивилизации" не работают. Российское общество - нечто прямо противоположное тому, что необходимо для НТР. СССР крахнул не потому, что в развитии экономики случился "застой", как следствие неумного руководства, а потому, что коммунизм, отрицающий частнособственнические отношения, и есть "застой" с реализуемой тенденцией к движению вспять. К великой печали, непонимание этого и явилось попыткой Горбачева и его команды начать "перестройку" с ускорения технического прогресса; не видно его понимания и в ныне осуществляемых "реформах". Экономика России из монопольно-государственной без частной собственности преобразовалась в монопольно-олигархически государственную, в которой происходит сращивание частного монопольного капитала с государством; с ущербными отношениями собственности, препятствующими развитию мелкого и среднего бизнеса. Поэтому до тех пор, пока не заработают нормальные отношения собственности, формирующие средний класс собственников, никакая "технология" страну из тупика не выведет.

Нужна теория, в соответствии с которой народ сам бы взялся за устройство своей жизни, без привычной революции-контрреволюции сверху. Нужна экономическая система, способная победить вредоносные недостатки рыночной экономики, а также покончить с удушающими бесконечно расширяющимися бюрократическими структурами. России следует найти источник развития внутри самой себя. Источник этот - в сособственничестве граждан в национальном богатстве через его индивидуализацию, представленную в акционерном и кооперативном капиталах.

Постановка проблемы

У нашей бюрократии интеллекта хватило на то, чтобы попробовать выйти из тупика по правилам уличного движения: "назад к месту, откуда началось движение в тупик" - в предреволюционное состояние недоразвитого полукапитализма с замшелым феодализмом и нищим народом. Создали "дикий рынок", с массой его субъектов, жизнедеятельность которых характеризуется формулой "купи-продай". На мировом рынке единственно конкурентоспособным товаром оказалось минеральное сырье, нам самим, нашим потомкам, остро необходимое. Реформаторы положили начало новому одичанию масс в условиях повального бессобственничества и нищеты, не единожды приведших к бунтам и революциям.

Капитализм формировался во всем мире в начальной стадии своего бытия разорением крестьянства и городских мелких и средних собственников; этот путь для российской ментальности оказался неприемлемым, в силу чего - три революции; сегодняшняя же, демократическая стадия западного капитализма нам недоступна и по социальным, и по материальным причинам. Но весьма желательна.

Проблема проблем: как нам мирно обрести такое государство, которое запустило бы созидание "народного капитализма"? В соответствии с нашей ментальностью государство обязано решить задачу социальной справедливости. Но она нерешаема в полном объеме ни одним общественным строем.

Социальная справедливость, более-менее, достижима лишь в условиях совершенствования "народного капитализма" методом рассредоточения национального богатства в народе на началах его индивидуализации (долевой частной собственности). Этим путем достигается стартовое равенство для всех граждан.
Оное рассредоточение может быть реальным только при гарантированности доли каждого Национальным банком реальными деньгами. С правом [единственным!] их владельца вкладывать эти средства в любую форму бизнеса, в числе которых приоритетна кооперативная, для непосредственного участия в нем в роли его субъекта или хотя бы ради получения дивидендов (процентов), которыми (и только ими!) может полностью распоряжаться по своему усмотрению, которые (и только они) вовлечены в рыночный оборот и наследование. Во избежание неостановимого до сих пор окаянного круговорота, присущего рыночным (конкурентным) отношениям: монополизации капитала, обогащения одних за счет разорения других изначальная доля гражданина исключается из рыночного оборота и не наследуется. Она, на века - составная национального богатства, являющегося постоянным навсегда источником получения каждым гражданином (нынешним и будущим) своей в нем доли, обеспечивающей ему некий минимум доходов для прожития и тем препятствующей люмпенизации народа. В то же время - инициирующая каждого наращивать её своим с ней участием: либо в труде на избранном им участке производства (дела), либо в финансовых операциях (акционерном, банковском капиталах).

Представляется, что предлагаемый вариант выхода из кризиса при его реализации выправит больную психологию народа. Как наиболее реальный путь вовлечения широких масс в рыночные отношения в качестве их субъектов-хозяев. И, быть может, явится началом (впервые за много веков) преодоления давней русской традиции отрицания принципа преемственности в развитии общества. В данном случае - возвращением к частнособственническим отношениям, но таким, которые были бы приемлемы массам. (В. Васильев (бывший художественный руководитель Большого театра России): "зациклившийся на "бредовой идее" раздачи (не продажи) земли россиянам. Это и будет наш путь, наш - чисто российский, чтобы поменять менталитет, каждого гражданина, сделать всех сразу собственниками") (16).

Важнейшая черта концепции: она - не либерально-западническая и не коммунистическая; но в чем-то существенном, согласуясь с ними обеими, противоречит и той и другой, утверждая частнособственнические отношения, в то же время выводит их на общенациональный уровень сособственничества граждан (тождественного главному принципу кооперации) во всем национальном богатстве страны. Концепция, рождающая материальный и духовный интерес возрождения Отечества, "Отечества, как собственности" (П. Струве).

Живем в стране, в которой лишь наметились некоторые зачатки гражданского общества. Условий для его строительства практически нет. Положение России неприглядно, если не сказать, беспросветно. Непосредственные (видимые, как бы находящиеся на поверхности) тому причины, во-первых, Россия весь XX век (как, впрочем, в значительной мере и предыдущие XVIII-XIX века) в войнах: в трёх мировых (двух "горячих" и одной "холодной" - особо разрушительных), в трех локальных (японская, афганская, чеченская), не счесть ее участий своими "добровольцами", финансовыми и материальными средствами в гражданских войнах народов Азии, Африки, Латинской Америки; и, во-вторых, в трех русских революциях, из которых последняя (октябрь 1917 г.) вскоре переросла в беспредельно кровавую и разорительную контрреволюцию, "совково" пребывающую в жизнедеятельности народа и государства по сей день.

Внутренние и внешние неурядицы нашей действительности - явления вторичные. В чем же состоит коренная причина, где находится то начало, откуда "растут его ноги", несущие народ к краю пропасти? Главная причина, само основание всего негативного, что есть у нас, - в несформированности гражданского общества, то есть во внутреннем неустройстве, ведущем к социальной неустойчивости, к тому, что исключает развитие с его естественным стремлением к максимальной устойчивости общества.

Источником социального неустройства являются многовековые исторически ненормальные отношения собственности: издавна она сосредоточена у незначительной части народа, а его большинство лишено ее вовсе. Разрушение в 1917-1920 гг. вековых устоев российской жизни, материального и духовного богатства, обоснованное идеологией, отрицающей частную собственность, произошло потому, что собственников, как таковых, в начале XX века в составе населения было крайне мало (не более 1-2 %); более 80% населения составляло крестьянство, две трети которого - беднота (полупролетарии); только треть населения: кулаки и середняки из крестьян и городское мещанство - по российским стандартам, собственники "средней руки"; остальное население - пролетарии. Терявших что-либо существенное в революции было маловато, а их поддерживающих - и того меньше.

Октябрьская революция, в отличие от западных буржуазных революций, привела и утвердила у власти не новый восходящий класс, развивавшийся на основе новых отношений собственности, возникших еще в прежнем общественно-экономическом укладе, а новую, коммунистическую, бюрократию. Постперестроечная "реформа" также ограничилась лишь сменой одного клана бюрократии другим. Различие меж старыми и новыми бюрократиями состояло в персонах, кланах. А народ, как был в статусе пролетариата физического и умственного труда, таким и остался.
Известно, что в России две беды, одна из которых - дураки. "Дураки" - это и есть чиновники, бюрократия, преобразовавшая себя из класса служащих (государству) в господствующий класс. Её право на господство проистекает из узурпации ею права на распоряжение национальным, ей не принадлежащим, богатством, с соответствующими последствиями "бесхозного" управления. Ум чиновников застит положение временщика (власть навечно не дается), ориентирующего их на повальное казнокрадство, взяточничество и т.п.

Скоропостижный крах гайдаро-чубайсовской "реформы" со всей остротой поставил задачу форсировать создание искомого социального ядра будущего гражданского общества - среднего класса собственников. В условиях специфической антисобственнической ментальности нашего народа оный "класс" должен собой обнимать, если не весь народ, то, во всяком случае, его абсолютное большинство. Здесь вся трудность - в определении механизма превращения народа в "субъект развития".

Я предлагаю социально ориентированное реформирование, в корне меняющее парадигму развития России. Итоговый результат западного пути неизбежен и для нас. Но средства его достижения у нас свои, с учетом нашей ментальности. Как сказал некогда А. Герцен: "я не вижу причин, почему Россия должна непременно претерпеть все фазы европейского развития" (17), что "оконченный труд, достигнутый результат свершены и достигнуты для всех понимающих; это круговая порука прогресса, майорат человечества" (18).

Сегодня в прогрессивной общественной мысли России распространена идея возвращения общества в лоно цивилизации - "назад в историю". Общество заведено большевиками и "реформаторами" в социально-экономический тупик. Но выйдем ли из него по схеме "назад на исходные позиции, а потом уже вперед"? Хватит, говорят нам, искать особые пути, попробовали - обожглись. И теперь, "обжегшись на молоке, дуем на воду". Резонно вроде бы. Но есть резоны и для того, чтобы поискать именно некоторую "особость".

На первый план выдвигается проблема разгосударствления экономики. В наших условиях разгосударствление не только и не столько проблема экономическая, сколько социальная, в целом, социально-экономическая. В забвении социального спектра - наибольшая опасность для будущего страны.
Наш путь - в превращении всех граждан в собственников, в работников-хозяев.
При реализации моей концепции, вся разница между нами и западными странами была бы в том, что они добиваются создания класса средних собственников, развивая частную собственность, а мы - индивидуализируя разгосударствленную народную собственность. В этом и только в этом состояла бы "особость" нашего пути.
"Особый" путь России не в том, чтобы опять возвращаться назад, а в том, чтобы найти наименее болезненные способы выхода на магистраль цивилизации.
Значение индивидуализации государственной собственности не ограничивается созданием класса предпринимателей. Есть еще не менее важная проблема: преодоление враждебного отношения рядовых людей, простых граждан к собственности вообще. Испокон века в ходу поговорка: "на трудах праведных не построишь палат каменных". Как говорил религиозный философ В. Розанов, собственность имела источником своего происхождения либо ограбление, либо подарок от кого-то. Что особенно наглядно практикуется нынешними правителями. Народ же на все это смотрит как бы сквозь пальцы: "грабят государство. Ну и пусть, не мое!", "Убивают банкиров, коммерсантов" - "так это у них, у жуликов, междусобойчики". Отсюда мораль: "клин вышибается клином". Неуважение, нелюбовь к собственности можно преодолеть собственностью же, приобщая людей к ней. Другого просто не дано.

***

Концепция сособственничества согласуется с выдвинутой Римским клубом идеей "нового гуманизма", "новой идеальной социальной организации людей", обеспечивающей всем "равные возможности... основываясь на универсальных человеческих ценностях" (19).

Гуманизм для России - это стремление сделать каждого россиянина самодостаточным, способным к самостоянью, выведя его из недееспособности. Невозможно согласиться с предлагаемой некоторыми авторами концепцией "социогуманитарного государства", призванного-де поддерживать "устойчивость" человека, обустроив жизнь людей в духовно развитом, нравственно здоровом обществе (20). Иным нашим мыслителям, видимо, недостаточно опыта канувших в позорную вечность коммунофашистских государств Мирового социалистического лагеря (мирового "ГУЛАГа") во главе с СССР; опыт провозглашения государством максимума "социогуманитарных" целей, достижимых-де миллионными жертвами ни в чем неповинных людей. Государство обязано-де дать людям и то, и это, и еще Бог весть что. А оно исторически возникло и утвердилось не для того, чтобы что-то кому-то давать, ибо у него ничего своего нет, оно само существует, беря всё необходимое (и сверх того!) у общества. Обязанность у государства одна - обеспечить народу внутреннюю и внешнюю безопасность, чтобы он мог нормально жить и продолжать свое воспроизводство ради вечности ЖИЗНИ. И только! Абсолютно противоречат теории государства и российским реалиям утверждения авторов о том, что "Государство устранилось от выполнения своей основной функции - обеспечить рост "запаса устойчивости" своих граждан"; "Нужно вернуться к исконной российской установке "служение государству"; совершенно неприемлем в научном издании тезис о синтезе науки и религии(21).
А что дает мной предлагаемая концепция? Я насчитал 10 преимуществ в развитии общества при её реализации в сравнении с ныне действующими способами его бытия(22). Для их анализа здесь нет места. Назову лишь самое главное в их числе (исходя из нашей ментальности), - это равенство в распределении, данного природой и Историей, национального богатства, являющееся базовым условием достижения социальной справедливости, преобразующей Россию в Отечество её народа!
Хотелось бы напомнить мыслящей части человечества о закономерности, согласно с которой принятое (непринятое) судьбоносное решение может оказаться последним в жизнедеятельности любого человека, народа, человечества в целом, ибо может статься, что впоследствии его никто не сможет принять или изменить (отменить) и его трагические последствия будут неотвратимыми, ибо "История-мамаша суровая и ничем в возмездии не стесняется".

1. Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики // Петербургская социология. - СПб., 1997. - N 1. - С. 152.
2. Бердяев. Н. Судьба России. - Москва; Харьков, 2000. - С. 326.
3. Там же, с. 284-285.
4. Там же, с. 327. (курсив мой. А.Б.)
5. Российское государство: вчера, сегодня, завтра / Под общей редакцией И.М. Клямкина. - М., 2007.
6. Там же, с. 237, 382, 383, 413,557 и др.
7. Там же, с. 413
8. Гарин И.И. Век ДЖОЙСА. - М., 2002.
9. Там же, с.32.
10. Там же, с. 32,35.
11. Франк С.Л.. Собственность и социализм // Русская философия собственности ХУ111-ХХ. - СПб., 1993. - С.328.
12. Там же. С. 290.
13. Там же.
14. Там же.
15. Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990. - С. 287.
16. Васильев В. (Интервью) // НГ-Кулиса. - М., 2001. - N7 (66). 20 апреля.
17. Герцен А.И. Собр. соч. Т. 6. - С. 205.
18. Там же. Т. 12. - С. 186.
19. Римский клуб: История создания: Избранные доклады и выступления; официальные материалы / Под ред. Д.М. Гвишиани. - М., 1997. - С. 113.
20. Бушуев В.В., Голубев В.С. Социоприродное развитие. - М., 2007.
21. Бушуев В.В., Голубев В.С. Указ. соч., с. 306,311, 226. (курсив мой. - А.Б.) Вместе с тем следует сказать, что книга насыщена глубокими теоретическими рассуждениями по проблемам диалектики эволюционного и экологического развития, "Человека Творческого и Гармоничного", нравственности и др. (С. 35, 223, 236, 220, 226 и др.).
22. Интересующихся этой проблемой отсылаю к своим книгам: Откуда и куда идешь, Россия? - М., 1996; Философия и социология собственности: русские и татарские реалии. 4-е изд. - М., 2004; Кто виноват? Что делать? Кому делать? - М., 2005; Россия-"мессия"? - М., 2008 (издан и перевод на англ. яз.). Кстати, в одной из книг, в которой перечисляются с комментариями различные проекты и планы развития России, утверждается, что "Никто не решается предложить обществу и власти ни новые знания по этой теме, ни новый готовый продукт в виде концепции и собственной национальной модели развития с ясными и понятными принципами, механизмами и технологиями управления этими механизмами" (Простов А.Ф., Недотко П.А., Сумина И.С. СПОР. Союзная программа общественного развития. Конкуренция глобальных и локальных проектов будущего: комментарий к Проекту социального развития трудовых ресурсов и территорий в России "Автономная некоммерческая благотворительность. - М., 2008. - С. 119). Неправда. В названных выше моих работах дана новая концепция с механизмом её реализации и даже формула народного производства, имеющего быть по её реализации.

Viperson
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован