09 октября 2008
12197

Ахинов Г.А., Калашников С.В.: Социальная политика. Теория и практика

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение

Глава 1. Возникновение и развитие социальной политики государства ............... 4
1.1. Роль государства в реализации социальных функций....................................... 4
1.2. Социальные права как основа социальной политики ....................................... 11
1.3. Основные институты и механизмы ...............................................................21
1.4. Регулирование доходов как основа реализации социальной политики государства ...38

Глава 2. Социальное государство: функции, предпосылки
и условия формирования ........................................................................... 61
2.1. Основные этапы становления социального государства .............................. ... 61
2.2. Современные типы социальных государств ....................................................79
2.3. Структура функций социального государства .............................................. 82
Глава 3. Становление социальной политики в России .................................... 94
3.1 Экономические и социальные предпосылки формирования социальной
политики государства в Российской империи................................................... 94
3.2. Характеристика СССР как социального государства ...................................... 105
3.3. Построение в СССР государства всеобщего благосостояния ........................... 119
3.4. Динамика структурных элементов государства в постсоветский период и
социальные последствия проводимой экономической реформы ........................... 126

Глава 4 Социальные аспекты формирования российской модели бюджетного федерализма ........................................................................................... 165
4.1 Основы формирования моделей бюджетного федерализма ............................... 165
4.2. Цели и задачи социальной политики в реализации стабилизационной
функции государства и функции распределения доходов и ресурсов ..................... 169
4.3. Социальные аспекты распределения расходных и доходных полномочий ......... 177
4.4. Порядок предоставления межбюджетных социальных трансфертов ................. 183

Глава 5. Социальные факторы экономического роста и реформирование
экономики России ................................................................................ . 186
5.1. Эволюция взглядов на социальные функции государства в ходе
экономической реформы в России ............................................................... 186
5.2 Экономический рост и политика государства в сфере распределения
доходов населения ................................................................................. 192
5.3. Основные направления реализации социальной политики государства
в системе распределении доходов ................................................................ 202

Глава 6. Основные направления социальных реформ ............................... . 213
6.1 Социальные аспекты реализации бюджетно-налоговой политики ................... 213
6.2. Основы реформирования российской модели бюджетного федерализма ........... 236
6.3 Основные направления реформирования системы обязательного страхования .... 243
6.4. Управление в отраслях социальной сферы .............................................. 259

Глава 7: Социальная политика Российской Федерации в условиях
формирования социального государства .................................................... 265
7.1. Модернизация социальной защиты и системы социальных услуг ................... 265
7.2. Социальные стандарты как основа социальной политики .............................. 271
7.3. Политика доходов и реформа оплаты труда ............................................. 286
7.4. Социальное государство в условиях федерации ......................................... 295
7.5. Социальный капитал как фактор конкурентоспособности экономики России .... 305
7.6. Социальная функция российского государства в XXI веке ............................ 312


Заключение
Именной указатель
Предметный указатель


ВВЕДЕНИЕ

В силу своей непосредственной представленности и высокой значимости для человека, групп граждан, государства и общества социальной политики, она является предметом обсуждения, анализа, критики и реформаторских предложений широкого круга субъектов. Особенность ситуации заключается также в том, что нет объективных критериев научности, различных мнений. Методологическая особенность изучения закономерностей социальной политики и оценки практики состоит в идентичности понятийного аппарата, используемого обыденным сознанием и научным сообществом, что свидетельствует о недостаточной научной разработанности концепта социальной политики, его незначительном отрыве от вненаучных субъективных суждений и распространенных в обществе мифах.
С другой стороны, при изучении социальных явлений имеет место своеобразный "эффект наблюдателя", заключающийся в том, что конкретный исследователь сам всегда находится внутри социальных систем, является эмоциональным субъектом оценки различных элементов социальной политики и лично заинтересован в определенных векторах интерпретации.
Необходимо также отметить, что научно обоснованные выводы исследователей социальной сферы, становясь достоянием общественности, практически всегда вызывают мощный политический резонанс. Самый яркий пример здесь - это принятие "социальных" законов. Например, всем памятна ситуация с принятием закона (ФЗ - 122) о замене натуральных льгот денежными выплатами Попытка Правительства навести порядок в данной сфере, сопровождаемая значительным увеличением финансирования ранее недофинансируемых льгот, натолкнулась на резкое неприятие нововведений массовым сознанием. В результате первоначальная концепция закона была искажена. Государство было вынуждено практически сохранить льготы в натуральной форме, ввести ежемесячные денежные выплаты, в конечном счёте, почти в три раза увеличить финансирование и продолжает получать критику со стороны различных социальных групп.
Сложность исследований и научного обоснования социальной политики так же определяется высоким уровнем динамизма социальной реальности в современных условиях.
Вступление в ХХ1 век сопровождается существенными трансформациями. Это не только эффекты глобализации и появление значительного количества стран с транзитной экономикой, но и цивилизационные тренды, как например, структурный сдвиг экономики в сторону производства информационных и гуманитарных продуктов ( Гринберг Р.С., 2003) и изменение роли социальной сферы, но и многочисленные противоречия как существовавшие ранее, но в новых условиях требующие другого разрешения, так и вновь появившиеся.
В ХХ1 веке основным направлением развития становится человеческий капитал, вклад которого в экономический рост уже достигает 70%. Таким образом, инвестиции в социальную сферу являются значительно более эффективными, чем вложения в материальное производство. В то же время, наряду с тенденцией повышения роли социальных факторов в экономики и конкурентоспособности, растёт критика эгалитарности государства, имеющая под собой объективную основу в непропорциональном росте издержек на администрирование социальной политики и недостатках бюджетирования.
Острота существующих в настоящее время проблем настойчиво требует научно обоснованной социальной теории, позволяющей обеспечить эффективность реальной социальной политики конкретной страны. Страновой акцент обусловлен тем, что социальная политика разных стран, решая одни и те же задачи, имеет ярко выраженные национальные особенности.
Задача данной работы состоит в том, чтобы опираясь на общие для социальной политики многих стран закономерности исследовать особенности современной социальной политики в России и обозначить пути её развития.
Проведение в России экономической реформы, направленной на становление институтов частной собственности, потребовало от нашего общества разработки принципиально нового подхода к реализации социальных функций государства. Государство являясь координатором и организатором социально-экономической жизни, должно осуществлять меры, направленные на раскрытие созидательного социального потенциала рыночных отношений. В этой связи, на наш взгляд, необходимо обоснование экономических методов регулирования поведения субъектов рыночной экономики, которое с учетом анализа принципиальных организационно-финансовых изменений, произошедших и происходящих в управлении системой социальной защиты в России, позволит (в увязке с особенностями демографической ситуации) определить основные направления дальнейших реформ.
Целями представленных в данной работе исследований являются определение экономических основ, формирующих концептуальные подходы к реализации социальной функции государства в условиях рыночной экономики, и разработка практических рекомендаций по их совершенствованию.
Проведенный в работе анализ показал, что эгалитарный подход к распределению доходов в обществе со значительной долей бедного населения ведёт к улучшению материального положения большинства населения и соответственно к увеличению темпов экономического роста. При этом разработка методологических основ реализации социальных функций в условиях дальнейшего развития системы межбюджетных отношений в России даёт возможность исследовать изменения, которые произошли в порядке финансирования социальных расходов, которые были обусловлены трансформацией отношений между различными уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
Представленные в работе материалы исследования показывают наличие системных проблем в межбюджетных отношениях и в механизмах финансирования социальной сферы, что во многом обусловлено несбалансированностью региональных и местных бюджетов. В работе отмечается тенденция централизации доходов консолидированного бюджета, а также то обстоятельство, что доходы региональных и местных бюджетов не позволяют им выполнять возложенные на них расходные обязательства. Своеобразным компенсатором этих проблем может стать комплекс мер, предлагаемых федеральным правительством. Речь идет о национальных проектах. Так централизованное финансирование образования, здравоохранения, строительства доступного жилья, т.е. переход к финансированию расходов в основном за счет федерального бюджета, отвечает логике проводимых преобразований, когда бюджетные доходы концентрируются в федеральном бюджете. Однако такой подход противоречит тому, что производство социально значимых благ должно быть обеспечено, в первую очередь доходами местных бюджетов, поскольку большинство социальных услуг население получает по месту фактического проживания.
В работе так же показано, что объём финансирования социальных функций, хотя и имеет решающее значение для эффективной социальной политики, не является определяющим конечный результат. Наращивание социальных трат без обеспечения необходимой структуры социальных бюджетов и использования адекватных механизмов является неэффективной тратой средств.
Содержательный анализ принципов, институтов, механизмов и структурных элементов социальной политики в Российской Федерации с позиции функциональной социальной теории составляет методическую основу данного исследования.

www.nasledie.ru
2008
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован