В АК "Якутскэнерго" состоялась совещание с руководителями муниципальных образований, на котором энергетики отчитались об итогах года, рассказали о своих проблемах, планах и перспективах, подробно ответили на вопросы, касающиеся энергообеспечения районов, и призвали глав администраций к более тесному деловому сотрудничеству. Ответственность должна быть обоюдной!
Выступая перед собравшимися с докладом, генеральный директор АК "Якутскэнерго" К.К.Ильковский главными достижениями компании в 2006 году назвал процесс завершения реформирования "Якутскэнерго"; старт проекта участия компании в жилищно-коммунальном бизнесе РС(Я); объединение двух сетевых филиалов (Западных и Вилюйских СЭ) в Западном энергорайоне в один; разработку и реализацию программы развития централизованного теплоснабжения в г. Якутске; разработку программы реализации экологической политики ОАО АК "Якутскэнерго" на 2006-2008 гг., которая в настоящее время направлена на согласование в РАО "ЕЭС России"; внедрение передового опыта по управлению производственными активами с целью достижения компромисса между затратами, производительностью и рисками для принятия оптимальных решений по каждому активу с точки зрения прибыли компании; начало работы по внедрению Системы Менеджмента Качества по системе стандартов ИСО 9001-2001.
К основным капитальным вложениям он отнес: - реконструкцию Якутской ГРЭС (ввод в промышленную эксплуатацию ГТУ-45-3 N4- 45 мВт); - замену ресурсных деталей на ГТУ NN 1,2,3 Якутской ГРЭС; - строительство ВЛ 110 кВ Сулгачи-Эльдикан с ПС 110/35/10 кВ Сулгачи; - строительство ВЛ 110 кВ ЯГРЭС-Хатынг-Юрях; - реконструкцию ВЛ 220 кВ ВГЭС-Айхал-Удачный; - реконструкцию и строительство распределительных сетей и ТП 10/6/04 кВ; - установку блочно-модульных котельных в пос. Усть-Мая, Депутатский, Эльдикан, Нижнеянск, Усть-Куйга, Эжанцы; - реконструкцию Мирнинской ГРЭС (перевод собственных потребителей на электроотопление); - строительство ДЭС в с. Бурулах, Арылах Верхоянского улуса, Куйдусун Оймяконского улуса, Эжанцы Усть-Майского улуса, Кутана Алданского улуса; - реконструкцию Вилюйских ГЭС-1,2 (замена регуляторов скорости); - замену оборудования на тепловых пунктах в 29, 33, 130 кв. г.Якутска; - строительство магистральных тепловых сетей в 66-67 кв. г.Якутска; - строительство магистральных тепловых сетей 136 кв - ТП-8 г.Якутска; - реконструкцию тепловых сетей г.Якутска; - начало масштабного внедрения СИП (п.Налимск, с.Арылах, с.Троицк, с.Эжанцы); - реализацию комплексных программ Энергосбыта; - приобретение имущества МУП "Горэнерго".
Освоение инвестиционной программы в 2006 году составило 1409,2 млн. рублей, из них почти половина - 679,7 млн. - было направлено на реконструкцию и строительство электрических сетей. Что касается плана-прогноза на 2007 год, эта доля возрастет практически вдвое, составив 1389,6 млн. рублей (а на всю инвестпрограмму предполагается затратить 1950, 66 млн. рублей).
Особый акцент в своем выступлении генеральный директор сделал на том, почему акционерная компания "Якутскэнерго" решила заняться жилищно-коммунальным хозяйством. Он объяснил, что к этому подтолкнули проблемы, связанные с объективным снижением доли рынка электроэнергии и, как следствие, рост тарифов на товарную продукцию ОАО АК "Якутскэнерго", целенаправленная работа компании в течение последних 5-ти лет по снижению издержек производства, а также существующая взаимосвязь в работе с предприятиями жилищно-коммунального комплекса и ОАО АК "Якутскэнерго", значительные технологические и финансовые последствия. "Мы жестко связаны, - сказал Константин Ильковский, - 1 рубль недотопа ЖКХ - это 10 рублей электроотопительной нагрузки в АК "Якутскэнерго".
Именно поэтому компании выгодно самой "войти" в жилищно-коммунальное хозяйство и осуществлять там соответствующую деятельность, причем энергетики твердо намерены доказать, что данный бизнес можно (и нужно!) сделать по сравнению с прошлым гораздо более эффективным.
Не менее значительной, чем большая энергетика, для жизнеобеспечения Севера является и энергетика "малая", приоритетными направлениями развития которой до 2015 года определены строительство ДЭС в крупных населенных пунктах: Хонуу (4100 кВт), Батагай (9000 кВт), Тикси (8000 кВт), Саккырыр (2500 кВт), Оленек (2500 кВт), строительство ТЭЦ малой мощности в пп. Депутатский, Сангар, Зырянка, электростанций на газовом топливе в Кобяйском улусе, блочно-модульных ДЭС мощностью до 1 МВт на базе ОАО "Сахаэнерго".
В планах - применение т.н. нетрадиционных видов энергетики: строительство ветроустановок и сезонных ГЭС. Также предполагается замещение дизельного топлива другими видами, использование многотопливных двигателей. Все это чрезвычайно актуально, поскольку средняя себестоимость электрической энергии в улусах, вырабатываемой дочерней компанией ОАО "Сахаэнерго", на сегодняшний день превышает 10 руб. за 1 кВт.ч (а в некоторых улусах и того больше: к примеру, в Верхоянском - 11,17 руб., в Эвено-Бытантайском - 12,59 руб., в Анабарском - 13, 17 руб., в Оймяконском - 14, 31 руб. за 1 кВт.ч). При этом задолженность МО РС(Я) в 2006 г. за потребленную электро- и теплоэнергию составляет 39 946 тыс. рублей.
Говоря о повышении качества жизни населения, К.К.Ильковский призвал глав администраций к обоюдной ответственности. Совместная работа ОАО АК "Якутскэнерго" и МО заключается, на его взгляд, в разработке и принятии нормативов потребления коммунальных услуг по каждому улусу, в разработке и дальнейшем исполнении МО 5-летним программ энергосбережения, в безусловной оплате потребляемых энергоресурсов и непременном долевом участии в реконструкции и развитии электрических и тепловых сетей.
Именно этой "больной" теме - реконструкции распредсетей, а также инженерному обеспечению строящихся объектов социальной сферы - был посвящен доклад заместителя генерального директора АК "Якутскэнерго" В.В.Иванова.
Валерий Васильевич проинформировал глав администраций, что внутрипоселковые электрические сети 0,4-10 кВ составляют 75% от всего электросетевого хозяйства РС (Я), протяженность линий электропередачи - 18 526 км, а трансформаторных подстанций насчитывается 4 633 единиц. При этом непосредственно на балансе ОАО АК "Якутскэнерго" находится 14 700 км ЛЭП и 3 332 ТП, оставшаяся же часть передана компании на техобслуживание.
Однако поскольку 3 826 км линий электропередачи и 1 301 трансформаторная подстанция не закреплены за организациями РС(Я) и не стоят ни на чьем балансе, средства на их реконструкцию отсутствуют. В то время как максимальное количество аварий и технологических инцидентов, которые влекут за собой перерывы в энергоснабжении, приходится именно на эту бесхозяйную часть.
На сегодняшний день техническое состояние объектов электроэнергетики, не закрепленных за предприятиями и организациями республики, можно охарактеризовать как весьма плачевное. Так, подлежит замене: 44% опор, 51,5% трансформаторов, 48% коммутационных аппаратов и т.д.
Множество проблем возникает и с энергоснабжением расширяемых населенных пунктов и вновь вводимых объектов социальной сферы. Как правило, повсеместно не выполняются техусловия на присоединение к сетям, отсутствует проектно-сметная документация объектов. К порочной практике, применяемой абсолютно во всех улусах, можно отнести энергоснабжение по временной схеме, которое допустимо на период строительства, но никак не может считаться нормой после сдачи объекта в эксплуатацию.
Кроме того, школы, детские сады, больницы, становясь юридическими лицами, сознательно не ставят на баланс ВЛ и ТП, обеспечивающие им электро- и теплоснабжение, уходя, тем самым, от необходимости хлопотать о включении в инвестиционный бюджет муниципальных объединений и РС(Я) расходов на техобслуживание сетей.
Учитывая, что на 2007-2010 гг. только по 19-ти улусам (остальные данных не предоставили и по этой причине не включены в план нового строительства распредсетей 0,4-10 кВ) количество вновь вводимых объектов социальной сферы составит 260, нетрудно представить себе масштаб существующей проблемы.
Согласно пятилетнему плану развития распределительных сетей 0,4-10 кВ районов республики на период 2006-1010 гг., АК "Якутскэнерго" берет на себя обязательство построить и реконструировать 2453 км ВЛ 0,4-10 кВ и 587 трансформаторных подстанций 35-10-6/0,4 кВ. При этом принято принципиальное решение все внутрипоселковые сети реконструировать СИП-ом (самонесущим изолированным проводом), гарантирующим гораздо большую надежность и безопасность энергоснабжения, а также сводящим к минимуму потери при транспортировке и исключающим возможности воровства электроэнергии. Намерены энергетики и переходить на новые модификации трансформаторных подстанций, обеспечивающих организацию современных каналов телеизмерения и осуществление мониторинга.
Что касается годового плана развития распредсетей 0,4 кВ районов республики на 2007 г., в инвестиционном бюджете РС(Я) на реконструкцию объектов электроэнергетики, не закрепленных за организациями, и на строительство ВЛ и ТП для электроснабжения вновь вводимых объектов социального назначения не запланировано ни рубля. В.В.Иванов подчеркнул, что если руководители муниципальных объединений не осознают серьезности проблемы, не будут "пробивать" соответствующие средства, а также сами участвовать в изменении ситуации бюджетом своего МО, ожидать качественного изменения к лучшему нереально. В одиночку АК "Якутскэнерго" этот груз не вытянуть, частный же инвестор в селе не заинтересован, поскольку здесь нет ни энергоемких потребителей, ни мощного производства, энергоснабжение носит исключительно бытовую направленность.
Именно поэтому главы администраций МО должны вести с АК "Якутскэнерго" совместную работу по принятию долевого участия правительства РС(Я) и МО в финансировании строительства и реконструкции распределительных сетей 0,4-6-10 кВ; по упорядочению, выдаче и выполнению технических условий на техническое присоединение вновь вводимых объектов социальной сферы; по установке на баланс хозяйствующих субъектов вновь построенных объектов электроснабжения; по включение объектов электроснабжения социальной сферы в программы национальных проектов "Жилье", "Образование", "Здоровье", "Сельское хозяйство".
Кроме того, жизненно необходимо ходатайство Ассоциации межмуниципального сотрудничества - Совета муниципальных образований РС(Я) перед президентом РС(Я) и Госсобранием РС(Я) (Ил Тумэн) о принятии государственной программы развития электроэнергетики Республики Саха (Якутия) до 2015 г. с прогнозом до 2030 г., а также республиканской подпрограммы "Развитие распределительных сетей 0,4-6-10 кВ улусов (районов) Республики Саха (Якутия) на период 2007-2011 гг. и на перспективу до 2020 г." По индексу качества жизни Якутия - на 21 месте в РФ
"Повышение качества жизни" - так определил наиглавнейшую совместную задачу органов местного самоуправления и энергоснабжающих организаций заместитель генерального директора АК "Якутскэнерго" - директор Энергосбыта А.И.Шеметов.
Разделив это глобальное понятие на 11 составляющих, Алексей Иннокентьевич заявил, что к большей их части органы местного самоуправления и энергоснабжающие организации имеют отношение самое непосредственное. К примеру, от ОМС зависит использование рабочей силы, образование и обучение, доходы населения и здоровье, а от энергоснабжающих организаций - ресурсы, состояние природной среды и населенных пунктов, инфрастуктура, связь. А.И.Шеметов убежден, что в советское время непременными условиями жизни были доступность и обеспеченность базовыми услугами, а также благоприятность проживания в регионе. Сейчас же уровень жизни определяется по таким компонентам, как: низкие доходы и сильное неравенство по доходу, занятость (безработица), здоровье населения (небольшая продолжительность жизни и здоровье детей). Именно это составляет наиболее проблемные аспекты.
Директор Энергосбыта привел рейтинг улусов по индексу качества жизни, подготовленный по данным 2006 г. независимым институтом социальной политики. В среднем индекс по республике составил 0,69 (21 место в РФ). Между тем, велика разница между улусами: так, в Амгинском и Усть-Алданском улусах индекс качества жизни составляет 0,49, а в Мирнинском - 0,87, в Анабарском - 0,81, в Ленском - 0,80, в Якутске - 0,72. По соответствующей шкале индекс 0,80 - 0,70 означает среднее качество жизни, а 0,50 - 0,40 - соответственно, низкое.
При этом, несмотря на существование объективных преимуществ (более высокие доходы от экспорта ресурсов; значительное сокращение официального уровня бедности за годы экономического роста; сохранившийся естественный прирост и более молодая возрастная структура населения, особенно сельского; быстрое развитие профессионального образования; лучшая обеспеченность медицинскими услугами, позволяющая поддерживать здоровье населения на среднем для страны уровне, что отличает республику от большинства других северных территорий), Якутия отягощена проблемами, влияющими на качество жизни в республике, к которым относятся: внутрирегиональная поляризация экономического развития и доходов населения; низкие заработки в сельской местности, где живет треть населения; значительные нагрузки на бюджет из-за высокой и растущей занятости в отраслях социальной сферы и управлении; острейшие проблемы алкоголизма; крайне низкое качество жилья и слаборазвитая инфраструктура.
Алексей Иннокентьевич убежден, что одним из индикаторов качества жизни населения является энерговооруженность. Приведя соответствующие цифры и графики, свидетельствующие об уменьшении числа льготников по оплате за коммунальные услуги по сравнению с прошлыми годами, он подчеркнул, что при низком благоустройстве стоимость услуг ЖКХ в Якутии - одна из самых высоких в стране. В связи с этим трудно объяснить причины сокращения доли семей, получающих жилищные субсидии, до уровня, близкого к среднему по стране (с 13,2% в 2003 г. до 12,4% в 2005 г.). Доля населения, пользующегося льготами, также снизилась (с 24 в 2003 г. до 20% в 2005 г.), в то время как в среднем по РФ их получают 30% населения.
"Такое сокращение только частично может объясняться ростом доходов населения, поскольку коммунальные тарифы также росли", - сказал А.И.Шеметов. Принимая во внимание, что число претендентов на субсидии сокращается и в настоящее время, он назвал категорически неверным путь снижения бюджетных расходов на ЖКУ и в форме льгот, и в форме жилищных субсидий, в последнем случае - используя более низкую черту бедности для сокращения числа претендентов на жилищные субсидии.
К вопросу о бедности. По оценке ОАО АК "Якутскэнерго", самая большая доля асоциальных слоев населения в 2006 году приходилась на Оленекский улус (11,2%), при этом уровень безработицы составил 13%. Превысил его только Оймяконский улус, где безработных - 13,7%. Правда, там доля асоциальных слоев на 1,5% ниже, чем в Оленекском. Значительное количество граждан, не обременяющих себя трудом, в Нерюнгри (11,4%), при том, что асоциальных элементов тут - всего 7%, в отличие от столицы республики, где их 10% (а уровень безработицы слегка превышает 6%).
В связи с наличием прослойки социально неблагополучного населения и, соответственно, возникающей задолженности, невозможной к взысканию, А.И.Шеметов предложил подойти к проблеме комплексно: определить и утвердить набор критериев (показателей) для отнесения граждан к асоциальному слою; утвердить набор минимальных услуг по благоустройству жилья и их стоимость для данного контингента; учитывать в бюджете РС(Я) суммы, необходимые для компенсации убытков, возникающих у предприятий-поставщиков жилищно-коммунальных услуг в связи с неплатежами социально-неблагополучного населения, разработать программу, предусматривающую привлечение данного контингента к выполнению социальных работ, с условием погашения из предусмотренной оплаты в счет погашения задолженности или текущих платежей по жилищно-коммунальным услугам.
Следующим важным вопросом, на котором директор Энергосбыта остановился весьма подробно, стала прямая зависимость между улучшением качества жизни населения и комплексным решением задачи повышения качества энергоснабжения. Заключается оно, в частности, в реконструкции электрических сетей и энергосбережении: в строительстве трансформаторных подстанций 6/0,4 кВ с запасом мощности на перспективное развитие населенного пункта; установке СИП-а, металлических опор со светильниками наружного освещения, а также многотарифных электросчетчиков у потребителей с дистанционным снятием показаний и датчиками предотвращения хищений; в применении потребителями энергосберегающих ламп освещения.
В качестве характерного примера можно привести район Белого озера в г. Якутске, где были установлены 3 ТП 6/0,4 кВ; 6,12 км ЛЭП реконструировано СИП-ом; 289 потребителей оснащено многотарифными счетчиками; внедрена автоматизированная система снятия показаний. В чем эффективность проекта? В развитии инфраструктуры населенного пункта, в повышении надежности и качества энергоснабжения, в исключении перерывов подачи электроэнергии из-за аварийных отключений, в высвобождении дополнительной трансформаторной мощности для подключения новых абонентов (полученной в результате снижения нагрузки до 40% за счет исключения хищений электроэнергии), в снижении потерь электроэнергии на 46% и энергосбережении. Немаловажно, что освещение улиц реально способствуют и безопасности населения. К повышению качества обслуживания потребителей можно отнести и ежемесячную доставку счетов-квитанций на оплату электроэнергии по двум тарифным зонам.
Также А.И.Шеметов акцентировал внимание присутствующих на выстраивании системы платежей за энергоресурсы, что является одной из основ энергобезопасности Якутии, и рассказал о новом российском законодательстве в сфере энергоснабжения и коммунальных услуг. К примеру, о создании конкурентной среды в электроэнергетике на основе разделения видов деятельности (на сегодняшний день генерация, транспорт электроэнергии и сбыт в Республике Саха (Якутия) есть только в Алданском улусе и Нерюнгринском муниципальном образовании); о предоставлении потребителю права выбора поставщика коммунальных услуг и электроэнергии (до возникновения энергосбытовых компаний в РС(Я) действует гарантирующий поставщик - ОАО АК "Якутскэнерго". В 2008 году будет проводиться конкурс на получение статуса гарантирующего поставщика); о праве реализации ресурсоснабжающими организациями коммунальных услуг гражданам в многоквартирных жилых домах только по общедомовому прибору учета.
А.И.Шеметов довел до сведения глав администраций, что по состоянию на 01.01.07 г. жилищный фонд не может оставаться без определения собственником способа управления. Должен быть объявлен и проведен конкурс. А в случае незаключения договора ответственность будут нести органы МСУ. По муниципальным образованиям должны быть разработаны нормативы потребления коммунальных услуг и, исходя из этого, рассчитан объем дотаций. Что касается такой формы, как управление непосредственно гражданами, реально на сегодняшний день она пока не работает.
Подводя итоги, директор Энергосбыта определил постановочные вопросы, которые должны решаться как на уровне республики (например, энергосбережение, особенно в арктических улусах; пересмотр порядка предоставления коммунальных льгот работникам бюджетной сферы и социально-незащищенным слоям населения и доведение базы для расчета этих льгот до уровня, отвечающего реалиям; решение вопросов компенсаций затрат, связанных с обеспечением минимального набора услуг асоциальным слоям населения), так и на уровне органов местного самоуправления (энергосбережение, особенно в арктических улусах, определение статьи расходов на оплату поставленных энергоресурсов и коммунальных услуг - как статьи с наивысшим приоритетом; организация конкурсов по выбору управляющих компаний и утверждение нормативной базы для обеспечения комфортного проживания граждан; разработка с привлечением научных институтов нормативов потребления коммунальных ресурсов и услуг поулусно; инициирование внесения изменений в постановление правительства РФ N761, определяющего порядок предоставления субсидий малоимущим гражданам). Вода стала чище, энергоснабжение - надежнее!
С инженерным подходом к организации жилищно-коммунального хозяйства на совещании выступил директор "Теплоэнергосервиса" Г.В.Литвинцев, рассказавший о деятельности возглавляемого им предприятия. Он озвучил следующие цифры: проведение гидравлических расчетов и регулировка тепловых сетей дает снижение расхода электроэнергии на собственные, производственные нужды до 15%, уменьшение расхода сетевой воды и, как следствие, значительное сокращение (до 15%) топлива.
Установка запорной арматуры на тепловых сетях, в т.ч. на отпайках к объектам оборачивается возможностью производства аварийно-восстановительных работ без останова и слива теплоносителя с котельной; снижением расхода теплоносителя на сливы и эксплуатационных расходов; повышением надежности теплоснабжения; проведением регулировки тепловых сетей.
Следствием гидропневматической промывки радиаторов отопления в жилых домах являются сокращение расхода теплоносителя; улучшение комфортных условий жилых и производственных помещений и экономия топлива и т.д.
В 2006-м году в Усть-Майском и в Усть-Янском районах началось строительство 10-ти новых котельных, что вместе с уменьшением негативного воздействия на окружающую среду повысит надежность энергоснабжения поселков и позволит значительно снизить себестоимость производства тепловой энергии.
Также главной цели - повышению надежности и качества оказания услуг в сфере ЖКХ - служит комплекс работ, проведенных по замене аварийных и прокладке новых тепловых сетей в Усть-Майском и Усть-Янском районах; строительство водопровода в п. Усть-Мая; установка в селах Казачье и Эжанцы резервных источников электроснабжения, а в п.Чернышевский -обеззараживающего оборудования для подготовки воды; реконструкция водоочистных сооружений в п.Светлый, благодаря чему теперь потребителю подается вода в соответствии с санитарными нормами, а цветность вообще уменьшилась 82 до 10 град. при нормативе 20 град; уменьшение вредных выбросов в атмосферу, чему способствует установка батарейных циклонов на каждой модульной котельной; разработка и внедрение схемы полной механизации процесса углеподачи на котельных малой мощности, полностью исключающей ручной труд.
Первоочередными задачами совместной деятельности ОАО АК "Якутскэнерго" и муниципальных образований, по мнению Г.В.Литвинцева, являются: - подключение новых потребителей в пп. Тумат, Эжанцы, Кюпцы, Усть-Миль, Сайылык; - проведение инвентаризации потребителей и инженерно-технических сетей по каждому теплоисточнику; - паспортизация инженерно-технических сетей; - взаимодействие с госструктурами с целью совместного эффективного решения вопросов снабжения коммунальными услугами поселков Эжанцы и Усть-Мая и вновь строящихся объектов с увеличением установленной мощности реконструкции тепловых сетей с подключением дополнительных абонентов, прокладки трубопровода ХВС, строительства котельной УКМТ-2,5 и насосной с целью обеспечения теплом вновь вводимой школы в с. Эжанцы и дополнительных потребителей поселка в условиях софинансирования с республиканским бюджетом.
На муниципальном уровне необходимы пересмотр и утверждение нормативов потребления горячего и холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с ЖК РФ и постановлениями правительства РФ N306, 307 от 23.05.06г.; разработка и утверждение нормативных актов, устанавливающих жесткие требования к проводимым мероприятиям по подготовке к зиме (промывка систем отопления, утепление мест общего пользования, требования к вводной запорной арматуре); разработка и принятие муниципальными советами 5-летних программ энергосбережения.
Главными задачами в области ЖКХ на 2007 год, которые ставит перед собой акционерная компания "Якутскэнерго", являются сокращение эксплуатационных расходов и продолжение модернизации оборудования. Решить первую призвана работа по изменению структуры топливного баланса (перевод котельных с жидкого топлива на уголь в Устьянье и перевод с газа на электроэнергию в п. Светлый Мирнинского района); повышение эффективности и надежности эксплуатации инженерных систем (строительство и реконструкция котельных в пп. Усть-Мая, Кюпцы, Сайылык, реконструкция тепловых сетей, оснащение КИПиА котельной п. Депутатский, реконструкция теплового пункта в п. Депутатский, внедрение механической системы очистки воды в Усть-Майском и Усть-Янском районах, механизация подачи угля на малых котельных); оптимизация схем завоза ТЭР и его хранения.
Приоритетами по планам модернизации оборудования выбраны реконструкция тепловых сетей; ликвидация трех котельных и строительство котельной МКУ-10 в п.Усть-Мая; вывод из эксплуатации двух котельных с заменой новой в с.Кюпцы; работы по снижению затрат на обогрев водоводов в п.п.Депутатский, Солнечный; проведение изысканий и работ по увеличению дебета воды на водозаборах п.п.Усть-Нера, Солнечный. Главы администраций встречей довольны
Интересно было услышать после совещания мнение руководителей муниципальных объединений республики. Приводим некоторые из них.
Глава администрации Ленского района С.В.Авдеев: "Испытал удовлетворение от цифр в докладе генерального директора, а также получил исчерпывающие ответы на вопросы, которые интересуют меня по региону, где мы живем, по техперевооружению, реконструкции ЛЭП, энергообеспечению.
Как глава администрации, рад, что в наши поселки теперь поступает "большая энергия", ведь теперь ЛЭП доведена до Южной Нюи. Что является, по сути, ярчайшим примером, как два руководителя могут договориться "на берегу". Два с половиной года назад мы с Константином Константиновичем приняли совместное решение о строительстве новой ЛЭП, которую не могла "добраться" до района почти три пятилетки, и всего за 1,5 года претворили задуманное в жизнь. То есть важно, что мы не только можем договориться, но и, главное, исполняем то, о чем договариваемся. Человеческий фактор - он едва ли не важнее всех цифр и средств.
После совещания я поручил своему заместителю составить мини-программу с учетом вложения средств по энергобеспечению Ленского района, чтобы мы присутствовали в общей программе частью целого, были там обозначены".
Глава администрации Мирнинского района А.Т.Попов:
"По приглашению руководства акционерной компании "Якутскэнерго", лично ее генерального директора Константина Ильковского мы приняли участие во встрече энергетиков и глав администраций республики. Я первый раз присутствовал на таком совещании и хочу сказать, что мне очень понравилось, как грамотно, доходчиво и в то же время всеобъемлюще было рассказано об итогах деятельности компании за прошлый год. О том, каких успехов добились энергетики, какие существуют проблемы и "узкие места", какие планы строятся на 2007 год.
Мы получили подробнейшую информацию о состоянии сетей, оборудования в каждом улусе республики, и на все наши вопросы (а их было немало!) были даны четкие ответы, благодаря которым многое стало ясным. Мы говорили о перспективах развития энергетики, которое невозможно без тесной связки правительства республики, районов и компании "Якутскэнерго", без честного делового сотрудничества.
Что касается Мирнинского района, я просил Константина Константиновича вернуться к больному вопросу о передаче поселков Светлый и Чернышевский на обслуживание АК "Якутскэнерго". К сожалению, два года назад я допустил ошибку, и я это признаю,. Сегодня мы вновь возвращаемся к этой теме и, я думаю, вскоре сядем за стол переговоров.
Отмечая реальную пользу от подобных встреч, хотелось бы, чтобы подобные совещания не только стали традиционными, но и чтобы другие крупные компании республики переняли опыт энергетиков".
Глава администрации Усть-Янского района Г.Н.Федоров:
"Нашему району повезло - после того, как год назад по решению президента и по нашей убедительной просьбе Усть-Янский филиал ГУП ЖКХ был передан АК "Якутскэнерго", мы, по сути, стали "структурным подразделением" компании. И теперь многие главы мне в этом даже завидуют.
Думаю, итоги первого нашего "совместного" года можно оценить как положительные, хотя проблемы, конечно, есть. Но главное - наши совместные усилия, направленные на развитие энергоснабжения района, на качественное улучшение работы жилищно-коммунального хозяйства, которое требует к себе повышенного внимания, ведь за последние 15 лет в реконструкцию и модернизацию этой отрасли практически ничего не вкладывалось.
С АК "Якутскэнерго" мы разработали совместную программу, согласно которой в 10 населенных пунктах будут заменены 11 котельных, две из которых - в Нижнеянске и в Усть-Куйге, работавшие раньше на нефти, уже выведены из эксплуатации, теперь топливом для модернизированных котельных будет служить более дешевый местный уголь.
А более глобальная цель - в течение 2-3 лет сделать ЖКХ Усть-Янья образцово-показательной! Это не шутка, и серьезность наших намерений подтверждается распоряжением правительства о создании в Усть-Янском районе зоны высокой энергоэффективности (в рамках республиканской программы по энергосбережению).
В настоящий момент мы вплотную работаем над повышением надежности существующих систем, параллельно переходя на малозатратные технологии, тем самым минимизируя расходы. В то же время одной из главных задач является повышение качества жизни для населения, чтобы усть-янцы не знали, что такое холод в квартирах и отсутствие света, бесперебойно получали чистую холодную и горячую воду.
Недавнее совещание руководства АК "Якутскэнерго" с главами администраций считаю мероприятием полезным, поскольку оно многим дало возможность детально разобраться в существующих проблемах и найти точки соприкосновения для дальнейшего сотрудничества".
30.05.2007
foto.yelagin.ru