02.10.25
«Наполеоновская концепция сражения во многом почерпнута у авторов, которых он изучал в Оксонне. Военный теоретик уэльсец Ллойд учил его, что сражения должны быть гибкими, не застывшими, что неожиданность – лучший способ деморализовать врага и поставить его в невыгодное положение. Одна идея Ллойда часто находит отклик в «Переписке»: «Сражение – это театральная пьеса, с началом, серединой и концом». Но вероятно, наибольший вклад Ллойда в военное образование Наполеона заключается в его настойчивом утверждении, что истинным проявлением военного гения Фридриха Великого было сражение под Прагой (6 мая 1757 года), когда он атаковал австрийского маршала фон Брауна в момент, когда тот собирался разомкнуть свою линию. Поведение Фридриха под Прагой во многом обогатило общевойсковое мышление Наполеона, потому что оно вдохновило его на разработку системы сражения, вынуждающей противника к нарушению целостности боевой линии и подставлению тем самым себя под фатальный удар»[1].
«В основе его мышления лежали несколько фундаментальных идей. Среди них самой важной была концепция наступательного сражения, основанного на мощной атаке и имеющего целью завершить войну одним ударом. Собственно, это и было стратегическим, а также и тактическим идеалом Наполеона, вынесенным им из изучения работ Фридриха Великого, который, в свою очередь, почерпнул свои заветы из практики великого персидского полководца Кира, усовершенствовавшего идеи маневренного сражения»[2].