08 июня 1999
2578

`Актеры, правьте ремесло`

Афиша к спектаклю "Дядюшкин сон" но одноименной повести Ф.М.Достоевского удивляла перечнем актеров, живущих в разных городах и странах. Как они могли собираться для репетиций? И как поверить в то, что постановка содержит художественную целостность? Но имена... Эдуард Марцевич - народный артист России, артист Малого театра, Анна Варпаховская - заслуженная артистка России, в недавнем прошлом артистка Московского драматического театра имени Станиславского, ныне живущая в Канаде, Елена Соловей - актриса и кинозвезда, не нуждающаяся ни в какой рекламе, выбравшая местом жительства Нью-Йорк... А также Станислав Холмогоров - артист театра на Таганке, ныне пребывающий в Монреале, Олег Попков - актер Санкт-Петербургского БДТ имени Товстоногова, ныне также гражданин вселенной... Театры, которые они представляют, говорят об уровне каждого. И идти стоило даже, если они будут играть, отбросив в сторону священное понятие ансамбль... К тому же тоска по театру, что представляет неувядаемую классику, а не скроенную для гастролей "портативную" пьесу, победила недоверие. И не напрасно. Как и за какое время участники сумели так ощутить локоть партнера, я узнала позже, но именно ансамбль явил зрителю торжество русской психологической актерской школы. Не освещенный анонсами "Дядюшкин сон", поставленный московским (в недавнем прошлом) режиссером Центрального телевидения Григорием Зискиным, пребывающим ныне в Монреале, оказался выстроен с внутренней прочностью, с вниманием к перетеканиям душевных состояний персонажей, к прослеживанию их порывов так, что не заметен был ни один "шов".

...И все смешалось перед глазами князя Гаврилы: свет и тьма, явь и сон, оступившись, он упал навзничь в середине сцены, и три дамы, напомнив о макбетовских ведьмах, закружились над ним, бранясь и злобно выкрикивая : "Идиот, идиот, идиот!"

Этот эксцентрический финальный момент инсценировки, также осуществленной Григорием Зискиным, внезапно расширил пределы "Дядюшкиного сна", осветил отблеском все творчество писателя. После длящейся два акта близкой к водевилю неразберихи, обернувшейся скандалом, становилось ясно, кого же играл в этом спектакле Эдуард Марцевич... Он играл бывшего элегантного красавца, а ныне развалившегося старика с душой князя Мышкина, лишь не знающего, было ли что с ним во сне или наяву... Иначе бы откуда за характерными штрихами такая нервность, такая переменчивость, такая забывчивость временами вовсе и не дряхлого, а скорее потерявшегося человека в незнакомых жизненных обстоятельствах... Э.Марцевич разглядел в этом подаваемом им иронически персонаже не похотливого старца, а романтика, восторженного поклонника женской красоты. Он сыграл князя Гаврилу, путающимся в словах и реальности. Сыграл эксцентрично, виртуозно и празднично. Всем существом, мимикой, жизнью глаз, жестом руки, мышечной неподатливостью странно пружинящих и плохо сгибающихся ног... Когда его герой говорит, что был влюблен в виконтессу тридцать лет тому назад, над ним смеются в гостиной Москалевой так, как смеялись над князем Мышкиным у Епанчиных, когда тот говорил, что осел - добрый, хороший человек... Когда он слушает, как Зинаида поет "Средь шумного бала", отголосок музыкального впечатления словно преображает его, и почти безотчетно (так кажется) с безукоризненной интонацией он повторяет его... Э.Марцевич, играя молодящегося и склеротичного князя Гаврилу, заехавшего в Мордасов ненароком, где его чуть не повенчали с красавицей Зинаидой, открыл в нем мышкинское простосердечие и трогательность не ведающего зла и обмана человека, но и одновременно ту "легкость в мыслях необыкновенную", что роднит его еще и с гоголевским Хлестаковым... И такая взаимосвязь закономерна, ибо Достоевский, произнесший знаменитую фразу о том, что все мы вышли из "Шинели" Гоголя, вкладывает в уста болтливого князя почти дословную цитату: "С Байроном - был на дружеской ноге", "С Бетховеном - был на дружеской ноге"...

Зрителям, привыкшим к имиджу Елены Соловей в сиянии красоты и женственности, было удивительно встретиться с ее новыми сценическими созданиями. С неожиданной остротой и характерностыо она играет две роли: Софью Петровну Карпухину и Наталью Дмитриевну Паскудину. Обе барыньки-кумушки оказались вылеплены меткой рукой жанриста. И в обоих случаях - пустая, выморочная до одури убогость душонки... В условном по приемам режиссуры спектакле Е.Соловей предстала воспреемницей школы Малого театра. Судачащие соседки представлены ею по-добротному реалистично и как-то исподволь доведены до гротескного преувеличения. Вспоминаются щеки одной (чем не Коробочка) и кокетливые локоны из-под шляпки чуть набекрень другой (чем не "дама, приятная во всех отношениях")... Атмосфера провинциального соперничества сгущается, когда на авансцену выходит подхватывающая ансамблевую вязь Анна Варпаховская в роли Марии Александровны Москалевой.

О, какие выдающиеся и противоположные по индивидуальности были у нее предшественницы уже в XX веке - О.Л.Книппер-Чехова и М.И.Бабанова...

Великие тени прошлого не мешают А.Варпаховской вести свою линию. Коммерческий расчет, желание видеть дочь богатой, безудержное женское честолюбие заставляют лгать, изворачиваться и действовать ее Москалеву. Своими "мягкими лапками" эта гранд-кокет бальзаковского возраста успевает все уладить: князя Гаврилу обольстить перспективой счастья с ее дочерью, жадного жениха Мозглякова убедить, что Зинаида скоро ему достанется, но в качестве богатой вдовы, наконец, даже Зинаиду, красавицу и гордячку, ей удается склонить на "неравный брак", сыграв на той струне ее сердца, что не могла не откликнуться на возможность помочь умирающему от чахотки в бедности возлюбленному... Неистовую жажду жизни Москалева А.Варпаховской вкладывает в фантазию, которой не суждено сбыться. Ей самой страстно хочется вырваться из мордасовского омута, как тут не размечтаться: Альгамбра, Гвадалквивир, мирты... Тяга к безумному прожектерству, которое все более и более овладевает ею, роднит и ее с Хлестаковым...

И уже совершеннейшим Ноздревым, только безобидным и укрощенным, выглядит закручивающий буйные кудри на папильотки, и почти не моргающий изумленными голубыми глазами ее муж - Афанасий Матвеевич в исполнении Станислава Холмогорова. В стихию общего легкого умопомрачения он поприбавит искреннего простодушия, из-за которого комичнейшим образом будет не попадать в такт, задаваемый властительной супругой. Но взяв в руки гитару и запев во всю мощь своего бархатного баритона, он явит разом и дар Божий, и несуразность, что так часто переплетаются на Руси...

Еще одно важнейшее действующее лицо - Павел Александрович Мозгляков (в исполнении О.Попкова) будет представлен в психологическом обнажении неприятных и низких сторон души...

Роль девы сновидений для Евы Айрапетян - примы-балерины Ереванского театра оперы и балета - целиком плод фантазии постановщика. Она появляется в эпизодах лирических отступлений и сюжетно ни с чем не связана. Вот въехал на незнакомую дорогу князь Гаврила в экипаже, который окажется опрокинутым, тут и явится она, как манящее видение, "Ах ножки, ножки..." Ее присутствие "осенит" сцену несколько раз, чтобы напомнить о существовании и поэзии, и Музы... Однако если мы отделим намерения, легко прочитываемые в данной метафоре, от результата, заметим, что художественно здесь происходит некий сбой, идеальное выглядит несколько надуманным.

Энтузиаст-постановщик Григорий Зискин решал постановочные проблемы, выстраивая действие в эстетике условности. Но это-то как раз и не помешало. Так "система" легких тюлевых завес, предложенная известным художником Д.Боровским, помогла "передвижному" театру обойтись без добротных павильонных декораций. Переносы мест действия обозначались лишь деталями. В интерьере сцены актеры всегда стоят, они воссоздают атмосферу безбытно. Выполненные художницей Валентиной Комоловой с большим изяществом и цветовой изысканностью костюмы в монохромно серой гамме воскресили стиль эпохи и казались дорогими... Также оказалось совершенно не обязательно князю Гавриле восседать в декорированном экипаже. Исполняющее его функцию инвалидное кресло, хорошо знакомое по американской реальности, - прекрасная и даже чуть-чуть "играющая" подмена...

В двух ролях: Анны Николаевны Антиповой, что заведует в доме Москалевых чаем и самоваром, и, скажем, "дамы просто приятной", появляющейся в качестве гостьи во 2-ом акте, - выступает с большой живостью и отличным умением действовать в "предлагаемых обстоятельствах" актриса Валерия Рижская...

И, пожалуй, лишь пластичная и очень молодая Снежана Чернова в роли Зинаиды оставалась холодноватой от начала до конца и, кажется, еще не "вросла" в душевную суть героини, излом характера которой не может не напомнить других женщин Достоевского с их скрытой или прорывающейся нервической горячностью... Отблеск ее жизненной драмы не "прожег" артистку, и покаяние ее перед князем не сыграно с той силой, что в этот момент неминуемо должно прорваться...

Звучащая в спектакле музыка А.Шнитке, возникающая, как наплыв, запечатлевает боль и усмешку, смятенность и отрешенность, легкое "с ума схождение" и космическое отчуждение...

В спектакле оказалось все то, на что нельзя было надеяться. Стихия игры, бесспорно сложившийся ансамбль, чувство жанра, плавно соединившее легкость и глубину, шутку и печаль, все, что завязалось в единый узел и пронеслось в спектакле, где многое казалось забавным, а оборвалось неслышной жалобой тоскующей человеческой души... Если миссия режиссуры - в воплощении духа произведения, - то это произошло.

К актерам, игравшим так упоенно, в такой отличной манере и с таким чувством меры, с таким уважением к профессии, что их сформировала, в полной мере можно отнести строки Б.Пастернака: "Актеры, правьте ремесло!"


Алла ЦЫБУЛЬСКАЯ (Бостон)

www.vestnik.com

08.06.1999
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован