- Раиса Ивановна, если посмотреть список фильмов, в которых вы снимались, создается ощущение, что у вас и не было перерыва в работе.
- Да нет, конечно же, был период простоя, когда кино у нас вообще почти не снималось. Государство почти не выделяло средств на кино, и снимали в основном те, кому удавалось найти спонсорские деньги. И мне приходилось, как и многим людям нашей профессии, искать какие-то возможности заработка. Помогало то, что меня довольно часто приглашали на творческие встречи со зрителями, на различные концерты, на кинофестивали. В общем, много занималась этой деятельностью. А потом снова кино начало потихоньку налаживаться, сериалы стали снимать, и не только про бандитов, но и мелодрамы.
Я оказалась снова востребованной и в последнее время играла по десять-двенадцать ролей в год. Хотя мне даже как-то неудобно называть их ролями, ведь есть роль главная, а есть "не очень", вот у меня были эти "не очень". Даже внешне они, может быть, похожи - но по нутру все разные, и каждую я стараюсь как-то по-своему играть.
- Мы, зрители, ворчим на молодых актеров, что мимика у них не меняется, пластика не меняется, во всех сериалах одинаковы, скучно смотреть на них...
- Ну, во-первых, опыт много значит, ведь сейчас и съемочный процесс бывает так организован, что нет времени на подготовку, на репетиции, и если опытный актер может сходу сориентироваться, то молодым это сделать труднее; а во-вторых, может быть, дело еще и в том, что мне всегда как-то на режиссеров везло, и я постоянно попадаю к тем, с которыми или учились вместе, или когда-то уже работали. Меня даже и Раисой Ивановной-то редко называют. Когда идешь по студии, только и слышишь: Раечка, Раечка. Как родные. А почему? Они же - кто постарше, кто помоложе, и по характеру, и по темпераменту, и по режиссерским запросам к актеру все разные. В зависимости от того, как режиссер говорит, как он смотрит, что он мне объясняет, - я понимаю, что этот эпизод для картины значит, какой смысл надо вложить в эту сцену. И свой эпизод играю с первого дубля - так, как я его поняла. В результате почти всегда получается так, что мое видение и видение режиссера совпадают.
- Кажется, что это не так уж сложно - присматриваться, прислушиваться... Почему же на молодых актеров порой так скучно смотреть?
- К сожалению, приходится признать, что сейчас во многом изменилось отношение к нашей профессии. Часто молодые актеры не вдумываются в то, что делают. Приходят на площадку как модели на подиум: пофорсить, показаться.
Вот на одной картине наблюдала я такой случай. Режиссер говорит молодой актрисе: "Деточка, понимаете, тут вот надо бы заплакать". А она: "Да-да, я же профессионалка, у меня слезы с собой!" И вынимает из кармана... пузыречек такой - со специальной жидкостью: закапал в глаза - вот тебе и слезы. Помилуйте, разве это актерский профессионализм? В пузыречке? Это просто обман, обман и зрителя, и себя.
Настоящий профессионал сыграет так, чтобы зритель сочувствовал герою, чтобы эта эмоция постепенно рождалась, накапливалась, чтобы мы видели, как человек наполнен, как его распирает изнутри и как он не может удержать переживание в себе - вот тогда происходит взрыв. И вообще актер не должен плакать: плакать или смеяться должен его зритель.
Часто бывает, что по ходу съемок гримеры-художники спрашивают: "Раиса Ивановна, ничего, если мы сделаем грим не очень красивый: грязное лицо, лохматые волосы?" - "Да конечно, делайте, - отвечаю я, - если это надо для роли!" Молодые же актеры часто возражают: то мне не идет, этого мне не надо, не хочу выглядеть такой страшной. Ну а если ты играешь войну, что же ты, из парикмахерской сразу в окоп пошла?
Красота - она же изнутри идет. Много есть редких красавиц, но у них внутри такая пустота... Таким противопоказано выходить к зрителю. Ведь зачем актер выходит на сцену, на экран? Для того чтобы людям что-то сказать - эпизодом, словом, вздохом, глазами! А когда ты выходишь только для того, чтобы показать, что у тебя на скулах провал, как у Софи Лорен, или показать свою фигурку, свои туфельки... Разве кино - для этого?
- Раиса Ивановна, в вашем послужном списке много главных ролей, а как вы относитесь к эпизодическим ролям, которых тоже пришлось сыграть немало?
- Я всегда старалась и эпизод, и большую роль сыграть-прожить по-настоящему. Ведь сцена, которую играешь, - это всего лишь вершина айсберга. Чтобы персонаж получился интересным, у него должна быть судьба, история, которая была до и будет после его появления на экране. Надо домысливать какие-то его оттенки, проявления характера, индивидуальные черточки... Тогда человек получается на экране живым и объемным. А что касается больших и маленьких ролей... Когда ты снимаешься в течение всего двух-трех дней, есть возможность распределить смысловую нагрузку, выделить тот самый важный эпизод, который будет сыгран на максимуме. А большую роль - ее невозможно охватить всю сразу, пропадает настрой, эмоция, и иногда смотришь отснятый материал и понимаешь: вот в этой сцене надо было бы сделать акцент, но уже поздно исправлять, все снято...
Еще так бывает: смотрю сценарий и вижу, что даже в этой моей эпизодической роли много лишнего. Я тогда прямо спрашиваю режиссера: а вот эта сцена зачем? Что она прибавляет - в действии, в сюжете, в характере? Если это просто так - лучше вычеркнем. Не нужно это никому. Так относиться к эпизоду меня научила... Валентина Петровна Телегина. Помните, она снималась у Чухрая в "Балладе о солдате", сыграла женщину-шофера, которая подвозила Алешу Скворцова, мать, у которой сыновья на фронте, и она ничего о них не знает? Так эта роль сначала была в три раза больше! Но она сказала - не надо. Оставим только самое главное: мать страдает, убивается по сыновьям. И какая роль у нее получилась! Как она помнится! И у меня так бывало: если я вижу, что роль в фильме не нужна - не буду играть.
- Вы так серьезно, ответственно относитесь к профессии... Совсем как в старые добрые времена, когда были сняты фильмы, составившие славу и гордость нашего киноискусства. Да и сейчас многие, в том числе и молодежь, с удовольствием пересматривают старые кассеты: ту же "Балладу о солдате" или "Летят журавли" ...
- Согласна, потому что все-таки современному кино не хватает искренности, жизненной правды, теплоты, того человеческого смысла, который был в прежних картинах. Да и расслоение общества - причем очень резкое - может привести к исчезновению общих ценностей, а значит, и нации как таковой. Мы же раньше в кино сидели - все рядом, локоть к локтю. И как переживания, чувства передавались от одного к другому! Какая была гордость за "наших", как хотелось, чтобы мы победили! Вот фильм "Чапаев" - его же смотрели по двадцать, по двадцать пять раз! И обязательно какой-нибудь мальчишка скажет: "А я видел, что Чапаев выплыл! Вот выплыл!" Потому что так хотелось ему победы! Чапаев победил - значит все мы. Такие были чувства, которые делали единой нацию, народ. Кино вообще очень много для нас значило.
- Но вы-то пошли поступать "на актрису", чтобы играть в театре?
- Вообще-то я сначала закончила Рязанское музыкально-педагогическое училище по классу баяна и даже целый год преподавала в музыкальной школе, но... в Рязани тогда был прекрасный драматический театр, и они как раз поставили "Ромео и Джульетту". И я пропала. Пришла на спектакль, и все: влюбилась в Ромео, и для меня белый свет померк. Весь год ходила в театр - и поняла, что мне мои ученики уже не в радость. И все немило стало, потому что сижу на уроке, а сама думаю про спектакль: воображаю себе, как бы я сыграла и в той сцене, и в этой... Потому и решила поехать в Москву, поступать в театральный - назло Ромео. Думала: вот закончу институт, стану артисткой, приеду в этот театр и буду играть Джульетту. Он со мной сыграет, и как в меня влюбится, а я ему скажу: "А вот нет!.."
- Это решительный поступок: из Рязани - и сразу на экзамены в ГИТИС... Без влиятельных родственников, без нужных связей, без подготовки...
- Ни о чем таком я и понятия не имела. Я так и представлялась на экзаменах: "Я - Рая Рязанова из Рязани, и мне 20 лет..." До сих пор не понимаю, почему меня тогда взяли? Я совершенно была не искушена в актерских делах, выучила не что-нибудь, а... диалог деда Щукаря с Давыдовым из "Поднятой целины" Шолохова. Играла сразу за двоих мужиков. А на втором туре вдруг напрочь текст забыла. Пришлось монолог досказывать своими словами. Казалось бы, надежд на поступление совсем никаких, но нет, с удивлением нашла свою фамилию в списках. Наверное, потому, что педагоги подошли ко мне не формально, а старались заглянуть глубже.
- Но ведь в Рязанский драмтеатр вы так и не поступили работать?
- Я уже на третьем курсе ГИТИСа начала сниматься, в 1967 году вышел фильм "Гуля Королева" по повести Елены Ильиной "Четвертая высота", я в нем у режиссера Ии Мироновой сыграла главную роль - Марионеллу Королеву, киевскую спортсменку, участницу Великой Отечественной войны. И пошло, и пошло... Один фильм за другим. Вот только в прошлом году впервые я попробовала играть в театре. Молодой режиссер Александр Мохов пригласил меня в свой спектакль "Кукла для невесты" на роль Андреевны (спектакль идет в "Табакерке". - Прим. ред.). У меня до этого был небольшой опыт работы на сцене в антрепризном спектакле, но такая роль на профессиональной столичной сцене - впервые. Помогает гитисовская выучка. Я благодарна режиссеру, который осмелился пригласить актрису с улицы... (протестующая реплика журналиста: - Как "с улицы"?! Да у вас же сотня ролей в кино!) Да-да, я это называю "с улицы", потому что театрального опыта как такового у меня нет... Со мной в спектакле играют актеры, в общем-то, молодые, но они уже на сцене кто шесть, кто семь лет, значит, на этот срок они меня профессиональнее! Поэтому, когда я говорю: "Ребята, а вдруг я текст буду забывать или что-нибудь сделаю не так?", они успокаивают меня: "Раиса Ивановна, не волнуйтесь, мы выплывем, даже не переживайте". И сейчас у нас на сцене так бывает: вдруг вижу, что партнеры делают такие глаза, и я начинаю лихорадочно вспоминать: ой-ой, пропустила чего-то, не сказала...
На сцене, конечно, мне пока гораздо тяжелее, чем в кино. Ведь спектакль идет сплошным потоком. Эмоции, эмоции, действие по нарастающей... Но мне играть на сцене очень интересно.
- Этот спектакль получает хорошие отзывы и зрителей, и критиков: отмечают, что в нем как раз есть та самая человеческая теплота, душевность, которая и была в фильмах "золотой коллекции". Кстати, на Ларису Садилову тоже возлагают большие надежды как на режиссера, который способен вернуть драматический психологизм и правду жизни в наше кино.
- Мне сразу понравился сценарий "Требуется няня". И роль тети Маши мне близка: когда она начинает понимать, что ее племянница Галка творит неблаговидные дела, она всеми силами пытается ее остановить, удержать от этого, в одной сцене даже до драки доходит. Я бы и в жизни так же поступила. С Мариной Зубановой было очень приятно работать, она милый, обаятельный человек и тонкая актриса. А с Ирой Шиповой (Алькой) мы просто подружились. Мы ведь не первый раз вместе играем, она очень талантливая девочка. Получила приз "Кинотавра" за лучшую женскую роль в 2005 году. Вообще эта картина отмечена крепкими актерскими работами: отлично сыграли и исполнители главных ролей Виктория Исакова и Алексей Макаров, и мой партнер Валерий Баринов.
- Раиса Ивановна, вы работали и с опытными режиссерами советского кино (Александром Роу, Марком Донским, Станиславом Говорухиным, Ярополком Лапшиным), и с молодыми, уже российскими (Валерием Тодоровским, Тимофеем Федоровым). В чем разница и есть ли она?
- Если бы мне предоставили возможность выбирать, я бы предпочла сниматься у режиссеров старшего поколения. Хотя бы потому, что с ними мы вместе уже много лет, и сложились определенные отношения, какое-то понимание, доверие, можно сказать, дружба. Вот, например, вместе со мной в картине "Инспектор ГАИ" у режиссера Эльдора Уразбаева снимался мой сын Даня, он тогда был еще школьником и сыграл небольшую роль племянника Сергея Никоненко. А в следующей картине режиссер предложил ему роль уже побольше, посложней. Получилось, что я ему сына как бы передала.
А с молодыми режиссерами работать тоже интересно, потому что они, как правило, приходят в кино, полные замыслов и необычных идей, им хочется экспериментировать, придумывать что-то свое, новое, удивлять мир. У них другие взгляды, молодая энергия, и это хорошо, так и должно быть.
- На данный момент мир удивляет невероятная популярность сериала "Не родись красивой". Как вы считаете, почему зрители проявили такой интерес к Кате Пушкаревой?
- Это сериал смотрят в основном девочки, девушки, молодые женщины, и в особенности те, которые считают, что им не повезло с внешностью. Они смотрят на Катю и примеряют ее жизнь к себе: а как нам быть, некрасивым, а что с нами будет, а если у нее что-то получится, если она будет счастлива, может, и мы тоже? Это важные для каждого, жизненные вопросы, отсюда и зрительский интерес. Да и молодые актеры, мои партнеры - все они в основном студенты или выпускники театральных училищ - очень искренне, правдиво играют. У нас очень хорошие отношения, они ко мне так же внимательно, уважительно относятся, как и на экране. Конечно, режим съемок труден, случалось, что и "скорую помощь" вызывали на студию, но все стараются. Правда, мне непривычно, что очередной кусочек сценария я получаю, приходя утром на съемочную площадку. То есть сценарий создается на ходу, параллельно со съемками. Неизвестно, что произойдет дальше, чем закончится история, к какому финалу придет. А хотелось бы охватить всю роль целиком. Иногда даже кажется, что некоторые поступки героев противоречат логике событий. Ну, что ж поделать, зато в следующий раз, если придется сниматься в подобном сериале, у меня уже будет полезный опыт.
- Понимаю, что задаю банальный вопрос, но без него не обойтись: а могли бы вы назвать свои самые любимые картины, роли?
- Вообще за сорок лет роли были разные, но все любимые, потому что я всегда работала больше сердцем, чем головой. И Гуля ("Четвертая высота"), и Катя ("День и вся жизнь"), и Евдокия ("Золотые рога"), и баба Люба ("Клетка")... Низкий поклон всем моим героиням! Мне они помогали набирать жизненного и актерского опыта, мудрости, и сейчас они мне помогают жить. А я при помощи своих героинь стараюсь с экрана нести добро людям.
- Принято считать, что актерская профессия не способствует созданию крепкой семьи. Вечная занятость, поездки, увлеченность работой отвлекают женщину от семейной жизни. Мужу и детям достается слишком мало заботы и внимания.
- Может быть, отчасти это и так, одно могу сказать: мы с мужем разошлись не по этой причине. А сын Данила никогда не был обделен моим вниманием. Очень рано я стала брать его везде с собой, и он сам начал сниматься еще в школе, так что вполне представлял себе, что такое актерская профессия. (Сейчас Данила Перов - актер Театра "Содружество актеров Таганки". - Прим. ред.) Кстати, внук, которому 15 лет, пока не хочет этим делом заниматься. У него совсем другие увлечения.
- Раиса Ивановна, а есть ли у вас какие-то домашние хобби? Например, в кулинарной области, сейчас это модно...
- Готовить я совсем не люблю и не умею. По мне - лучше это время как-нибудь более интересно провести. Если честно, люблю обычную нашу еду: супчик, картошечку, селедочку - это вот самое вкусное. Думаю, что и самый крутой бизнесмен, придя домой после какой-нибудь презентации с японской кухней, спросит у мамы, а нет ли чего-нибудь покушать вроде картошечки в мундире. И это вкусно, потому что мама сварила и спрятала сыну под подушкой, чтоб не остыло.
Биографическая справка
Раиса Ивановна Рязанова родилась 31 октября 1944 года в г. Петропавловске (Казахстан). Мама не имела отношения к кино или театру. Закончила музыкально-педагогическое училище в Рязани (после седьмого класса средней школы учиться четыре года, получается среднее образование плюс профессия педагога). Год работала преподавателем в музыкальной школе, потом поступила в ГИТИС на курс Платона Владимировича Лесли. Вышла замуж за сокурсника. На четвертом курсе родился сын Данила Перов. Сейчас не замужем.
Избранная фильмография
"Четвертая высота"
"Москва слезам не верит"
"Белый Бим - Черное Ухо"
"Инспектор ГАИ"
"Женатый холостяк"
"Любовь"
"Барышня-крестьянка"
"Му-му"
"Подари мне лунный свет"
"Требуется няня"
17.08.2006
www.peoples.ru