28 апреля 1995
5581

Акунин vs Чхартишвили

"В одном из недавних интервью Григорий Чхартишвили сетовал на то, что с ним никто не хочет разговаривать. Зато все хотят говорить с виртуальным литератором Б. Акуниным, которого Чхартишвили в свое время выдумал забавы ради и за которого пишет книжки..." (Из рецензии "Известий" на официальный сайт Б. Акунина)

Знаете, а вот мне Чхартишвили гораздо интересней Акунина, и я лучше пообщаюсь с Григорием Шалвовичем, ни словом не упоминая его литературной деятельности, чем возьму у Акунина интервью.

Люди удивляются: почему с малейшей деталью из биографии Набокова поклонники носятся, как с писаной торбой, а об Акунине его же собственные почитатели небрежно пишут лишь как о сочинителе читабельных романов. Ну конечно, пишет DI на Форуме, Акунин "неправильно" себя ведет: не собирается посвящать литературному творчеству оставшуюся жизнь, ютиться в мансарде, питаться черствым хлебом и зелеными яблоками, и писать, писать, писать о вечном и наболевшем... Даже эпатировать публику он не хочет.

Да все дело в том, что Акунин - это маска ГШ, отделенная от личности. Эта маска занимается тем, что пописывает романы, открывает веб-страницы и дает интервью. По идее, это именно она должна эпатировать, голодать и писать о вечном.

Но поскольку она пустышка, кусок спрессованного картона, у нее не хватает личностного наполнения, чтобы все это делать. Поэтому так легко наезжать в рецензиях на Акунина. Он и отбиться-то толком не сможет. Все, что у него есть - это ловкое перо и работоспособность. Ни глобальных идей, ни глубокого проникновения в человеческие души.

www.fandorin.ru

Изредка Чхартишвили подскажет что-нибудь Акунину - тот и вплетет какую-нибудь философскую мысль в повествование.

Чхартишвили - это личность ГШ. Акунин - его знакомец. ГШ может рассказать вам про Акунина пару забавных историй, но в общем-то за него не в ответе. Поэтому, когда Акунин и Чхартишвили соединяются в одном человеке на каких-нибудь светских раутах, ГШ не желает выбиваться из сил, чтобы представить Акунина во всей красе: придать ему орел загадочности, гонимости или, наоборот, покрасоваться в образе всеобщего любимца.

Да, на подобных собраниях, встречах с читателями и журналистами он притворяется Акуниным, носит его маску, но вообще-то до маски ему дела очень мало, так что он не убедителен в этой роли.

Он подписывается "Б. Акунин", он говорит, как Б. Акунин, но это не то, что вы хотите увидеть или услышать. Б. Акунин в исполнении Чхартишвили слишком искусственен. Поэтому не тяните Акунина на откровения. Он, конечно, пооткровенничает с вами, но наговорит столько чуши, таким игривым тоном, что вы подумаете: "Ну и дурак же он" или "Ну и за дурака же он меня держит". А Акунин и впрямь не слишком далек и поэтому не слишком высокого мнения и об интеллектуальных способностей других.

Другое дело Чхартишвили. Вот с ним может получиться интересный разговор, но он не идет на контакт, потому что он не общественный человек, ему нет дела до вас, а вам по идее не должно быть дела до него. У него могут быть личные проблемы, денежные затруднения, неприятности на работе, но это все не имеет отношения к Акунину.

А с Набоковым другое дело. В нем писатель и человек неотделимы. Все личное становится общественным и наоборот. Отсюда обсуждения цвета бабочки и яблок поклонниками.

Чхартишвили же сделал грамотно. Ему действительно удалось отделить себя от Акунина.

Но именно поэтому я и не люблю Акунина. Я запоем читаю все, что он пишет, но сам он мне неприятен - так, болванчик. А Чхартишвили я очень люблю, хотя, кажется, на взаимность рассчитывать не приходится.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован