Эксклюзив
16 июня 2014
6566

Александр Арутюнов: Испорченный отпуск: как наказать турфирму?

Вопрос: Купил путевку на море в турфирме рядом с домом. Был доволен и счастлив, предвкушал хороший отпуск. И вот, приехал на место, на деле оказалось, что отель вообще не соответствует тому, что обещали. А в постельном белье живут клопы, которые грызут меня по ночам. Тысячу раз пожалел, что поехал. Расскажите, как наказать турфирму?
Ответ: Зря ты поверил обещаниям! Обещания ничего не значат и, главное, нигде и никем не будут приняты в качестве доказательств. Иными словами, жаловаться будет бессмысленно. Другое дело - договор с турфирмой, который точно будет принят в качестве доказательства.
Итак, если в договоре был указан конкретный отель (а не просто его звездность), а тебя привезли в другой, то твои требования к представителю турфирмы выполнить обязательства по договору будут правомерными. При этом нужно постараться быть чрезвычайно уверенным, спокойным и настойчивым. Уверяю тебя, что представитель турфирмы начнет вертеться, как уж на сковородке. Допустим, ничего у него не получится за неимением мест в "твоем отеле", поэтому тебе предложат другой. Какой?
Требуй предоставления отеля той же категории или даже выше. Пусть селят тебя в более дорогой отель и сами погашают разницу в цене. Ведь твоей вины в этом нет!
Обычно же предлагают другой отель той же категории. Что делать? Наверное, придется согласиться, но тут же используй ситуацию в свою пользу. Предложи представителю турфирмы составить акт о том, что тебе предоставлен другой отель. Акт составляется в произвольной форме. Стороны должны его подписать, причем представитель турфирмы должен не только расписаться, но и указать свои должность и фамилию. Будет неплохо, если ты найдешь пару свидетелей (желательно, из своего города), которые тоже подпишут акт с указанием фамилий и адресов проживания. Предположим, представитель турфирмы категорически откажется составлять и подписывать акт. В этом случае бумагу надо все равно составить и попросить свидетелей подписать ее.
Зачем составлять акт, если предоставляется отель той же категории? На всякий случай. Дело в том, что в предоставленном отеле, например, могут отсутствовать какие-то услуги или эти услуги, в отличие от "твоего отеля", будут платными. Кстати, не забывай в случае предоставления тебе такой услуги брать платежный документ, на основании которого ты будешь потом требовать у турфирмы возмещения понесенных расходов.
Если же тебе предложат отель более низкой категории, и ты на него согласишься, то акт нужно составить и обязательно (обязательно!) потребовать у представителя турфирмы, чтобы он его подписал. В противном случае, просто отказывайся от предложения. В отеле, куда тебя привезут, ты должен по окончании отдыха в любой форме зафиксировать факт своего проживания (получить справку, счет). Если, как ты пишешь, в постельном белье живут клопы, которые грызут тебя по ночам (ужас!), то надо потребовать у администрации отеля замены белья и... составления соответствующего акта. Думаю, они откажутся. Не опускай руки - составляй в произвольной форме соответствующий акт и проси свидетелей подписать его.
"Отдохнешь", вернешься домой. Нужно будет решить: если тебе был предоставлен отель той же категории, то стоит ли обращаться с претензией к турфирме? Если ты понес расходы за предоставление услуг, которые были бесплатными по договору с турфирмой, то, возможно, есть смысл обратиться к последней с претензией о возмещении понесенных расходов и компенсации морального вреда (это физические или нравственные страдания). Расходы (при наличии платежных документов), скорее всего, будут возмещены (добровольно или через суд), а размер компенсации морального вреда будет мизерным.
Другое дело, если ты "отдохнул" в отеле худшего качества, нежели обозначенный в договоре с турфирмой. Тут уж, пожалуй, точно придется обращаться с претензией. Претензия составляется в произвольной форме, к ней нужно приложить копии (подлинники пригодятся в суде, если до этого дойдет) документов, которые будут составлены или получены тобой в отеле.
Не забудь о компенсации морального вреда (он, естественно, будет повыше). Отправь претензию заказным письмом с уведомлением о вручении. Можно еще и отвезти претензию в турфирму, получив на ее копии отметку о вручении. Если претензия будет удовлетворена и ты получишь деньги - конфликт исчерпан. Если получишь отрицательный ответ или турфирма "промолчит", то через 10 дней у тебя будет открыта дорога в суд. Если ты собрал указанные выше доказательства, то спор, похоже, будет разрешен в твою пользу да еще и с возмещением судебных расходов.

А. Арутюнов, адвокат, доктор юридических наук, профессор МГПУ ?www.mhealth.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован