17 июля 2007
4515

Александр Бедрицкий: Климат в Москве будет лучше, чем в Анталье

Глава Росгидромета и Всемирной метеорологической организации Александр Бедрицкий ответил на вопросы читателей "Комсомолки"


Первая половина 2007 года стала самой теплой во всем Северном полушарии за всю историю наблюдений за погодой. Москва начала плавится еще в мае - за месяц были побиты аж шесть температурных рекордов. В июне на 40-градусной сковородке "поджарились" курорты Греции и Турции, Сицилии и Румынии. Вода в Средиземном море к июлю стала теплой, как в бассейне, +24...+27 градусов. Это на два градуса теплее, чем положено по климатическим нормам. Такая же приятная для отпускников аномалия и в Черном море. Даже в Якутии и на Чукотке в конце июня установилась погодка, больше подходящая для Сочи: +25...+27 градусов. Выходит, вот оно, глобальное потепление, о котором так долго говорили метеорологи?

Но другой стороны - пока Средиземноморье изнывало от жары, Англия тонула в ливнях и наводнениях при совсем не летних +15 градусах. А в Аргентине на прошлой неделе выпал снег и даже случились ночные заморозки - такого здесь не бывало 80 лет!

Что же происходит на самом деле? Мы пригласили на он-лайн конференцию в "Комсомолку" главу Росгидромета Александра Ивановича БЕДРИЦКОГО. В июле главный метеоролог России отметил 60-летний юбилей. А недавно он во второй раз избран президентом Всемирной метеорологической организации. В общем, никто не знает о климате больше!

- Александр Иванович, так глобальное потепление все же идет?

- Да, за последние сто лет средняя глобальная температура на Земле повысилась на 0,74 градуса. Но можно такую ироническую параллель провести: это все равно что средняя температура по больнице. У одного больного 36,6, а у другого 42 - и средняя цифра ничего не говорит. Примерно то же и с погодой. Да, средняя температура показывает тенденцию к потеплению. Но мы сейчас намного чаще, чем раньше, фиксируем не только рекордную жару, но и небывалые холода, как бы это ни противоречило на первый взгляд словам про глобальное потепление. Видимо, рост средней температуры приводит к дисбалансу в атмосферных процессах. Вот мы и наблюдаем то необычайно морозные зимы (как в России в 2005 - 2006 годах), то волны тепла, от которых страдает Европа. В ХХ веке ничего похожего не было.

Чтобы определить, как эта тенденция связана с ростом температуры, нужны долгие годы наблюдений. Во Всемирной метеорологической организации принят стандартный период - 30 лет. За три десятилетия накапливается статистика, и только по ней можно ориентироваться в оценке климатических тенденций.

С другой стороны, вспомните конец мая в Москве. Было очень жарко. Установлен новый температурный рекорд. Но когда был предыдущий? В 1891 году, когда и Москва не была огромным мегаполисом со своим микроклиматом, и концентрации парниковых газов были не такие высокие.

- Вы вспомнили позапрошлую суровую зиму. А эта, наоборот, была аномально теплой! Какой будет следующая?

- Сейчас сложно сказать. Прогноз мы подготовим в сентябрю, когда будут понятны атмосферные процессы осенью. Но в любом случае необычные зимы нам придется переживать часто. В России, кстати, в последние тридцать лет теплее стали в первую очередь зимы - в разных регионах от 0,5 градуса до 1,5 градусов, в среднем на 1 градус.

- "Сейчас на глобальное потепление сваливают любую плохую погоду. А есть ли точная статистика, доказывающая, что на самом деле происходит что-то необычное? Правда ли стихийных бедствий становится стало больше?" (Инна).

- Да, больше. Это подсчеты не только метеорологов, но и страховых компаний. Им приходится выплачивать все больше денег жертвам плохой погоды. К примеру, недавние ливневые паводки в Великобритании - есть данные, что сильных осадков в последние годы стало на 10 процентов больше. Но и засухи тоже чаще случаются, и сильные ветра. В России с 1991 года ведется статистика по опасным явлениям погоды. Так вот, их число растет с середины 90-х на 6 процентов в год.

Кстати, ущерб от погодных катаклизмов растет не только потому, что их стало больше. Люди заселяют районы, которые раньше были необитаемы. Поймы рек, например, активно застраивают. Ясно, что наводнения там были и раньше. Но не приносили вреда.

- "Вы уверены, что в глобальном потеплении виноват человек?" (Инна).

- Кто или что является причиной глобального потепления - вопрос до конца не ясный. Да, есть основания полагать, что человек вносит свой вклад - это выбросы парниковых газов и сжигание топлива. Но на климат влияют и положение земной оси, и космические факторы, и вулканы. Некоторые ученые говорят, что надо ждать похолодания в ближайшем будущем. Правда, ближайшее оно по меркам космических процессов - тысячи лет. Но тем не менее - единства среди ученых нет.

- А что с меняющимся климатом делать? Пытаться остановить потепление? Или проще к нему приспособиться?

- Если мы точно не знаем, в чем причина глобального потепления - как мы можем пытаться влиять на климат? Я считаю, что разумнее обезопасить себя вредных последствий. Развивать систему наблюдений за погодой, делать более точные прогнозы, научится эффективно предупреждать население о возможных опасностях и предотвращать ущерб. Почему-то многие считают, что если сократить выбросы парниковых газов - то и потепление прекратится (об этом говорится в Киотском протоколе - 32 страны, в том числе и Россия, обязуются выбрасывать в атмосферу меньше парниковых газов. - Ред.). Безусловно, вредные выбросы заводов и автомобилей уменьшать нужно. Ведь речь должна идти не только о парниковых газах, но и о загрязнении воздуха, и об истощении природных ресурсов. Но когда говорят: давайте мы силами этих 32 стран на 50 % снизим выбросы, чтобы не допустить изменения климата, - это чисто политические заявления, которые никакой научной базы под собой не имеют. Это попытки использовать ситуацию для решения политических задач.

- А для России, северной страны, глобальное потепление выгодно?

- Плюсы для нашей страны и правда есть. Уменьшится отопительный сезон - в среднем на пять дней за зиму, это существенная экономия энергии и топлива. Но не везде - на Крайнем Севере он останется таким же долгим.

Еще одна выгода - вегетационный период у растений увеличится. Значит, во многих районах будем собирать больше урожаи. Но опять же не везде. На плодородном юге страны засухи станут сильнее. По нашим оценкам, именно из-за потепления в ближайшие 15 лет урожайность зерновых культур на европейской части России может упасть на 20 %.

Ветра становятся сильнее - это потенциальная выгода для энергетики. Но надо сначала построить ветроэлектростанции и эффективно их использовать!

Главная проблема потепления для России - таяние вечной мерзлоты. Она у нас на 60 % территории. Полоса шириной до 150 километров может освободится от мерзлоты в ближайшие 15 лет. В северных районах дома строят на сваях. Если грунт "ведет", дома трескаются, нужно их ремонтировать, как и дороги. Это большие затраты.

- "Много писали о прогнозах, по которым на севере России скоро пальмы вырастут, а Сибирь станет чуть ли не цветником. Посоветуйте, где стоит прикупить недвижимость, чтобы потом жить в нормальном климате?" (Андрей Рубцов).

- Знаете, прогнозы на 100 лет вперед делаются очень легко, поскольку опровергнуть их невозможно. В ближайшие 10 - 15 лет погода существенно не изменится. Но, видимо, читатель заботиться о правнуках и хочет знать, что будет через 100 - 200 лет. Постепенный процесс потепления приведет к тому, что самыми комфортными будут не нынешние курорты, а более северные места: центр и юг европейской части России, многие территории Сибири и Дальнего Востока. А на экваторе и через сотню лет не прогнозируется изменений. Как были круглый год +30...+32 градуса, так и останутся. Так что если вам хочется совсем уж стабильной погоды, покупайте домик поближе к экватору (то есть на Мальдивах, Сейшелах, в Индонезии или Малайзии, а еще в Эквадоре, Колумбии или Бразилии. - Ред.).

- Правда ли, что на выбор Сочи столицей зимней Олимпиады 2014 года повлияло и глобальное потепление? Ведь прошлой зимой в Альпах были проблемы со снегом, а на горных курортах Кавказа его было достаточно.

- Не думаю, что это обстоятельство как-то повлияло на выбор. Хотя в Сочи действительно прекрасный климат, горная цепь защищает побережье от холода и ветров. Других таких мест в России нет.

- "Сейчас идет Международный полярный год. А зачем? Что мы там забыли? Некуда бюджетные деньги девать?" (Николай)

- Третий международный полярный год - это большая программа исследований, около 200 международных проектов с участием России. Казалось бы, и правда - неужели некуда деньги девать? Но почему-то Арктикой и Антарктикой очень интересуются даже далеко не северные страны - Китай и Малайзия. Малайзия, например, активно пытается стать членом Договора об Антарктике. Полярные регионы - это огромные природные богатства: нефть, газ, металлы. Частично разведанные, но не используемые. Это кладовые будущего. И уж тем более они важны для России.

Второй фактор - научный интерес. Арктику называют кухней погоды. Там зарождаются многие атмосферные процессы, без понимания которых не спрогнозировать погоду в Москве или Париже. Пример: до 1990 года в Арктике велось ракетное зондирование, а потом прекратилось. С тех пор у нас нет данных о поведении стратосферы и верхних слоев атмосферы (ракеты летают на высоту до 100 километров). Сейчас мы собираемся восстановить ракетное зондирование.

Далее. Северный морской путь - кратчайшая трасса из Европы в Тихий океан. Если тенденция к потеплению будет продолжаться, Севморпуть может освободиться ото льда. Мы должны быть к этому готовы.

Запланировано много экспедиций - только морских больше двадцати. Во второй половине июля экспедиция на судне "Академик Федоров" будет исследовать морское дно в районе Северного полюса. До сих пор люди были только НАД Северным полюсом. Полярники высаживались на льдины, подводные лодки плавали. А вот на дне-то не был никто. Глубоководный спускаемый аппарат "Мир" опустится на дно на глубине более 4 тысяч метров, и это будет первое посещение Северного полюса человеком. Погружение возглавить спецпредставитель президента по вопросам Международного полярного года Артур Чилингаров. Я думаю, это событие мирового значения.

"Иногда показывают старые фильмы про метеорологов-романтиков, сидящих по полгода в дальней глуши. А сейчас такие романтики есть? Как стать метеоролгом?" (Саша, 10 класс, Самара).

- Романтики есть, не перевелись. Техников-метеорологов готовят пять техникумов (в Алексино, Туапсе, Ростове, Иркутске, Владивостоке) и колледж в Кучино под Москвой. Высшее образование можно получить в Государственном гидрометеорологическом университете в Санкт-Петербурге, а также по специальности "Физика атмосферы" или "Гидрология" в университетах Москвы, Новосибирска, Казани, Томска, Воронежа.

У нас метеостанций около двух тысяч. Из них примерно 300 труднодоступных, куда тяжело добраться. И там работает сейчас все больше молодежи. Я был недавно на труднодоступной станции Кепино в Архангельской области. От Архангельска 200 километров на вертолете. Там работают трое молодых людей. Начальник станции - молодой человек лет двадцати пяти, его жена и молодая девушка из Читы. Живут неплохо, хороший дом, баня, речка рядом. Телевидения нет, но есть LCD-телевизор, они на нем диски смотрят. Рыбалка, охота, природа кругом почти не тронутая. Есть и более суровые полярные станции. Например, на Земле Франца Иосифа. Есть горные станции. Так что выбор большой для романтиков! Если вы устали от суеты и пробок в большом городе, всеми вопросами трудоустройства на метеостанции занимаются Центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Они есть в каждом областном центре.

- "Есть ли успехи в науке по управлению погодой?" (Игорь)

- Мы можем предотвращать осадки на небольших территориях. Например, в Москве в дни больших праздников и парадов. Или вызывать дожди на площадях в тысячи квадратных километров. Разработана технология рассеивания туманов. Ее по контракту используют итальянцы в аэропортах, где частые густые туманы мешают самолетам.

Изучаются возможности предотвращения развития тропических циклонов. Когда циклон уже появился, его невозможно свернуть на другую траекторию, подальше от городов. Но если точно знать, где и при каких условиях он зарождается, можно придумать, как предотвратить само возникновение циклона. Пока это в стадии научных изысканий.

- "Насколько точны вопросы метеорологов? Можно ли, собираясь на курорт, выбирать одежду по прогнозу из Интернета на 7 - 10 дней?" (Игорек).

- Ориентироваться на него можно. Но прогноз на 7 - 10 дней оправдывается на 70 - 80 процентов. Кстати, сейчас точность прогнозов на три - пять дней вперед такая же, как раньше, 20 - 30 лет назад, была у прогнозов на завтра. Это стало возможно благодаря спутникам, новым компьютерным моделям. Но обещать стопроцентную точность невозможно! Вообще 10 - 14 дней - это почти предел предсказуемости для современной науки.

Я бы посоветовал ориентироваться на прогнозы национальных метеослужб и мировых прогностических центров. Это Вашингтон, Москва, Мельбурн, а также Европейский центр среднесрочных прогнозов.

Краткосрочные прогнозы - на завтра, на три дня вперед - точнее у национальных метеослужб (у нас это Гидрометцентр России). Они учитывают не только наблюдения метеостанций и спутников и компьютерные прогнозы, но и оперативные данные локаторов и другую местную информацию. Прогнозы на 7 - 10 суток составляет компьютер, и тут уже можно в одинаковой степени пользоваться и нашими данными, и прогнозами из Вашингтона или Мельбурна.

- "Правда ли, что прогнозы наших метеорологов зависят от американцев - мы пользуемся их метеоспутниками, а у самих нет ни одного аппарата? А как же безопасность страны?" Stalker.

- Это действительно так. Мы пользуемся данными спутников других стран, и качество наших прогнозов не страдает. Но с точки зрения безопасности страны нужна своя группировка метеорологических спутников. Российское космическое агентство обещает в будущем году запустить геостационарный метеоспутник. Сейчас в космосе два геостационарных американских спутника, европейский, китайский и индийский. Точка, где должен бы быт наш спутник - 76 градусов восточной долготы - не закрыта. Мы попросили Еврометсат передвинуть один из спутников туда.

- "Вы сейчас президент Всемирной метеорологической организации. А что это значит? В России погода станет лучше?" (Лена).

- А что, если в Сочи олимпиаду проводят, наши спортсмены все выиграют? Да нет, конечно, здесь нет прямой связи. Мое избрание на пост президента Всемирной метеорологической организации, куда входят 187 стран, показывает, как оценивается роль России в мировой метеорологии. И личные качества, конечно. За сто с лишним лет впервые представитель России избран на этот пост. Для меня это возможность реализовывать новые идеи, развить международное сотрудничество и в конечном итоге сделать прогнозы более точными.




Юлия СМИРНОВА, Фото Ивана ТИМОШИНА. - 17.07.2007

http://spb.kp.ru/daily/23935/70194/print/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован