24 октября 2006
2279

АЛЕКСАНДР БЕЛЯКОВ: НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕТСЯ, ЧТОБЫ ПРИВАТИЗАЦИЯ ШЛА С ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ СТРАНЫ

Бывший аудитор Счетной палаты РФ Александр Беляков передает сейчас дела по своему направлению новому аудитору Сергею Абрамову и готовится занять пост зампредседателя правления Россельхозбанка. О своем внезапном переходе неделю назад на новую должность и о некоторых проблемах внешнего финансового контроля бывший аудитор, будущий банкир Александр Беляков рассказал агентству "ФК-Новости".

- Перехожу на новую работу по приглашению Правительства РФ (должность зампреда Россельхозбанка, принадлежащего государству, это его номенклатура), - сказал Александр Беляков. - Как мне объяснили, пригласили для того, чтобы усилить работу государственного банка на направлении аграрного национального проекта. Дело в том, что я имею немалый опыт работы, связанной с сельским хозяйством. Окончил сельскохозяйственный институт. В советское время руководил крупнейшими в стране птицефабриками, которые продолжают рентабельно работать и в наше рыночное время. На посту губернатора Ленинградской области приходилось часто решать сельские проблемы. Одно время работал замминистра сельского хозяйства. Да и работа в банке, обслуживающем аграрный сектор, мне знакома. В конце 90-х годов довелось поработать советником председателя совета директоров банковской группы "СБС-Агро" и директором Северо-Западного территориального управления этого банка.

Кроме того, полагаю, может быть полезным мое знание российского лесопромышленного комплекса. Я с этим сектором хорошо знаком, и со своих губернаторских времен, и по работе в Госдуме - там возглавлял комитет по природным ресурсам и природопользованию. Сегодня на общественных началах возглавляю комитет Торгово-промышленной палаты РФ по развитию лесной промышленности и лесного хозяйства и по мере сил содействую, в частности, развитию в нашей стране массового деревянного домостроения. Не исключаю, что этот опыт может пригодиться в Россельхозбанке: надо развивать финансирования строительства жилья на селе. Кроме всего прочего, это будет способствовать реализации другого нацпроекта - "Доступное жилье".

- Когда приступите к обязанностям на новом месте?

- В течение ближайших 10 дней намереваюсь передать дела по моему направлению в СП РФ ("Контроль за управлением, приватизацией и использованием государственной собственности") новому аудитору, Сергею Абрамову. Пройду все необходимые кадровые оформления и выйду на работу на новом месте.

- С какими "трудными вопросами" может столкнуться Ваш преемник на направлении, которое Вы курировали в Счетной палате?

- Ну, о возможных попытка коррупционного и лоббистского давления, я думаю, Абрамова предупреждать не нужно. Он человек опытный, да и специфику работу Счетной палаты знает, работал в свое время начальником инспекции. Желаю, самое главное, не уступать номенклатурному давлению, требованиям все "ускорить" и "упростить".

На этом позволю себе остановиться чуть подробнее. Сейчас на высоких уровнях часто раздаются призывы побыстрее "доприватизировать" то, что еще осталось у нас в госсобственности. Я же убежден, что государство не должно идти на не обоснованное экономическими соображениями ускорение приватизации, особенно предприятий, отнесенных к категории стратегических. В нынешних условиях ускорять приватизацию во что бы то ни стало нет никакой острой необходимости. Что, у нас существует реальная возможность реставрации коммунистического режима? Вроде бы нет. Так какую цель преследует это ускорение?

Якобы это нужно для того, чтобы приватизированные предприятия более эффективно управлялись, следовательно, более интенсивно работали. Таким образом, предполагается изначально, что якобы у госпредприятий нет в принципе никакого интереса к эффективной работе. Вот эта псевдолиберальная догма, что все приватизированное хорошо, а все неприватизированное плохо, продолжает торжествовать в стране. А на самом деле и у нас, и в других странах есть много госпредприятий, которые великолепно работают. Жизнь доказала, что эффективность управления зависит главным образом не от форм собственности, а от профессионализма менеджеров и от системы их мотивации.

Сегодня государство должно не продавать за бесценок, то есть практически раздавать оставшуюся у него собственность, а наладить ее грамотный учет, адекватное рыночным условиям мотивированное управление и постепенную, продуманную предпродажную подготовку предприятий к наиболее эффективному переходу госсобственности в частные руки. За исключением, естественно, объектов, отнесенных к категории стратегических для страны.

- За время работы в Счетной палате РФ Вы не раз проверяли как раз приватизируемые объекты...

- Счетная палата старается быть на страже того, чтобы закон о приватизации неукоснительно исполнялся. Должен быть примерно такой алгоритм действий государства по распоряжению своей собственностью. МЭРТ отвечает стратегически за осуществление приватизации. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) отвечает за это методологически. Министерство финансов обязано обеспечить на 100 процентов финансирование всех необходимых мероприятий по подготовке предприятий к приватизации. Российский фонд федерального имущества (РФФИ), а именно он продает предприятия, необходимо наделить такими коммерческими функциями, чтобы ему было интересно реализовывать гособъекты по максимальной цене.

Пока же в жизни очень часто все делается с точностью до наоборот. Ежегодно приватизируются в среднем 2-3 крупных предприятия, и таким образом практически выполняется годовой приватизационный план по доходам. А сотни и тысячи средних и мелких предприятий отдаются за гроши. Деньги в полном объеме для предпродажной подготовки и, следовательно, для обеспечения максимальной продажной цены, не выделяются.

То есть, Росимущество практически не занимается подготовкой предприятия к выгодной для страны приватизации. Причина проста. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, а именно оно отвечает за первоначальную подготовку предприятий к приватизации, не несет абсолютно никакой ответственности за будущее предприятий и отраслей. Плохо подготовленные Росимуществом к приватизации тысячи предприятий фактически выбывают из экономической деятельности через процедуру банкротства, зачастую преднамеренного. К тому же у Росимущества нет никаких стимулов для максимально эффективной подготовки госимущества к приватизации - все равно приватизационную продажу будет делать РФФИ. А Росимущество само хотело бы продавать.

И оно, кстати, продает потихоньку, хотя закон это и запрещает. Предписание закона обходится весьма просто: федеральное имущество распродается не целыми объектами, а по частям. Широко используется практика так называемого объединения ФГУПов. Вот есть у нас, к примеру, 5 государственных санаториев. Когда они самостоятельные ФГУПы, продать их Росимущество не может. Но, объединив искусственно их в один ФГУП, можно распродать эти санатории уже как части этого объединенного ФГУПа. То есть налицо фактически искажение сути закона.

В результате такой вот деятельности Росимущества и невыполнения им его прямых обязанностей госпредприятия передаются в ведение РФФИ в далеко неприглядном виде. Зачастую они имеют далеко не весь положенный на этой стадии пакет документов. Например, нет паспортов на здания и сооружения предприятий, кадастр не произведен, реестр не составлен. Да и сами предприятия передаются, как правило, в таком состоянии, что они уже никому не нужны. Лучшие "куски" из них уже вычленены и распроданы.

И с РФФИ не все ладно. Его относительно недавно перевели на бюджетное финансирование. То есть, все деньги от продажи госсобственности он перечисляет полностью в бюджет. Таким образом, заложен механизм, когда у этого фонда, который, по сути, представляет собой государственную коммерческую структуру, предназначенную для того, чтобы продавать госимущество как можно дороже, нет ни мотивации, ни ресурсов для эффективной подготовки гособъектов к максимально выгодной для России продаже. Министерство финансов как инициатор такого подхода к финансированию РФФИ, по сути, создало объективные предпосылки будущего недополучения бюджетом денег от реализации госсобственности.

Особенно тревожно наблюдать предпринимаемые сегодня попытки реально ликвидировать Российский фонд федерального имущества. Между тем, существование РФФИ предусмотрено законом о приватизации, и именно РФФИ обладает эксклюзивным правом торговли госимуществом по поручению самого государства. Но - вносятся поправки в постановление Правительства, что даст со временем возможность множеству продавцов торговать госимуществом. Пока не говорят о том, кто конкретно сможет после реализации поправки и отмены эксклюзивных прав РФФИ продавать госимущество. Но в любом случае, похоже, мы получим в итоге страшную коррупцию и разбазаривание госсобственности.

В целом же с приватизацией у нас получается такая ситуация. Есть, например, госпредприятие. Нужно его подготовить к продаже - приватизации. Условно говоря, сначала нужно вложить в это предприятие рубль для того, чтобы при продаже получить дополнительно три рубля. Но этого не делается. И прикрывается такое ничегонеделание либеральными утверждениями, что приватизацию нужно ускорить, что она, мол, идет плохо и медленно. Так потому-то и идет приватизация плохо, что ничего реально не делается для того, чтобы она шла хорошо...

Буду рад, если такая моя позиция окажется близка убеждениям нового аудитора, пришедшего мне на смену. От всей души желаю ему успехов.


"ФК-НОВОСТИ" - www.fcinfo.ru

МОСКВА, 17 июля 2006 /Корр. "ФК-Новости" Александр Бондарь/.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован