В эфире СИТИ-FM директор Московского бюро по правам человека Александр Брод рассказал о ряде изданий, авторы которых, по его мнению, способствуют разжигании межнациональной и религиозной вражды на территории России.
12 книг могут попасть под запрет.
Московские правозащитники представили доклад, посвященный книгам радикально-ксенофобской направленности. И теперь требуют от Генпрокуратуры запретить 12 изданий.
В частности, в опалу попали книги: Владимира Авдеева "Белые Альвы", Григория Климова "Красная каббала", Бориса Миронова "Чубайс - враг народа". Также в "черном" списке сочинения депутатов Госдумы - Андрея Савельева и Александра Севастьянова.
По словам правозащитников, эта литература подпадает под определение "экстремистской" - в ней пропагандируется расизм и антисемитизм. В качестве примера приводится книга Владимира Авдеева, в которой автор делит расы на "близкие к людям" и "близкие к обезьянам". К числу последних, по его мнению, относятся негры и американцы.
В книге "Время русской нации" Андрея Савельева говорится о "засилье инородцев". В этой связи автор предлагает заставить 25 миллионов российских мусульман принять православие. А евреев депутат Госдумы обвиняет в спаивании русского народа.
Если Генпрокуратура согласится с правозащитниками в том, что книги представляют общественную опасность, так как могут стать для экстремистов "руководством к действию", то будет возбуждено уголовное дело.
Сейчас в эфире радио СИТИ-FM директор Московского бюро по правам человека Александр Брод.
Все правильно мы изложили?
Действительно, мы ведем мониторинг подобной литературы уже несколько лет и сегодня презентовали этот доклад. Мы направим его в органы Прокуратуры, а дальше уже прокуроры должны определять, есть здесь умысел, есть ли здесь разжигание розни. И в функциях прокуратуры - направить эти материалы в судебные инстанции, а дальше - суд будет решать, признавать их экстремистскими или нет.
Есть ли смысл запрещать такую литературу? Ведь кто ее целенаправленно ищет, тот ее все равно найдет.
Безусловно. С одной стороны, российское законодательство предусматривает очень жесткие меры реагирования на подобную литературу, и игнорировать закон, конечно, нельзя. И издатели, авторы этих книг по российскому закону должны нести ответственность, либо административную, либо уголовную. С другой стороны, только запретами проблему не решишь. По крайней мере, нужно, на мой взгляд, снизить официальный открытый рынок этой литературы, поскольку для многонациональной страны она может представлять общественную опасность. И есть уже конкретные примеры: дело Кобцева о покушении на Чубайса, где исполнители находились именно под воздействием таких коричневых погромных книг. Но должны быть не только запреты, должна быть целая государственная программа издания антифашистских книг и нужно более динамично решать вопросы социально-экономического характера, поскольку эти проблемы становятся во многом детонатором ксенофобии и нетерпимости.
Существует ли международная практика запрета книг, которые признаны экстремистскими?
Во многих европейских странах есть списки экстремистских материалов. Практически во всех европейских странах, будь то Германия, Австрия, в законодательстве существуют очень жесткие законодательные нормы, предусматривающие ответственность за ксенофобию, расизм, отрицание холокоста.
Я имею в виду именно запрет литературы...
Я уже сказал, что в некоторых странах есть списки запрещенной литературы, которые суд признал экстремистскими, и эта литература изъята из продажи, а в отношении авторов возбуждались уголовные дела. То есть, на Западе закон, власть достаточно жестко регулируют этот рынок.
И Депутат Госдумы Андрей Савельев.
Как вам перспектива уголовного преследования?
Я думаю, Александр Брод будет подвергаться уголовному преследованию, как клеветник, а прославлен будет, как лжец. То, что вы сегодня вывели в эфир, является прямой клеветой. Вас можно поздравить. Вы уже пятое известное мне средство массовой информации, которое вывело на публику эту информацию, которую я считаю клеветой.
А что именно вы считаете клеветой?
В моей книге не содержится ничего подобного тому, что утверждалось вами только что, а именно, якобы я собирался крестить 25 миллионов мусульман, при том, что их в России всего 5-7 миллионов, как я считаю. Ничего подобного в этой книге вы не найдете. Я нигде в книге не утверждал, что евреи спаивают русский народ. Специальная статья, написанная в книге, не содержит даже слово "евреи". Статья называется "Россия пьяная против России трезвой", где описываются все перипетии борьбы с пьянством, начиная с дореволюционных времен. Все эти глупости, которые вы сказали, направлены не только лично против меня, они появились в средствах массовой информации не случайно. И Александр Брод, и Евгений Прошечкин, его соратник, не случайно написали на меня донос в генеральную Прокуратуру.
Это не донос, это предложение проверить.
Это донос. То, что я прочел, то, что мне было предъявлено в виде обвинения - называется донос. А я хочу сказать, что эта кампания развернута не случайно, а в связи с тем, что запрещенная литература у нас учитывается Федеральной регистрационной службой, - есть такое подразделеине Минюста, - и Федеральная регистрационная служба проводит регистрацию политических партий. Я возглавляю политическую партию "Великая Россия", которая на следующей неделе подаст документы на регистрацию. И именно в связи с этим событием Александр Брод, выполняя, очевидно, чей-то заказ, организовал кампанию клеветы. Это 100%-ная клевета. Особенно то, что высказано буквально только что вами в эфире о содержании моей книги. Кроме того, там есть еще и фактические ошибки, например, Белая Альва - это не название книги, а название издательства - это по поводу книги Владимир Авдеева; Александр Севастьянов не является депутатом Государственной думы...
http://www.city-fm.ru/news/?id=229681
20.06.2007