После того как в 20-х гг. была написана фундаментальная работа Л.С. Выготского `Психология искусства` (опубликована в 1965 г.), советские психологи, как правило, касались лишь отдельных элементов системы искусства, отдельных его видов и отдельных моментов функционирования. Социальные же психологи вообще остались в стороне от изучения искусства. Но вот наконец вышла монография, посвященная социально-психологическому исследованию искусства в его основных элементах и взаимосвязях.
Четкая структура книги содержит все необходимые компоненты для открывающей новое направление работы: изложены предыстория социальной психологии искусства, ее предмет, основные проблемы, результаты конкретных, в том числе зарубежных исследований по всем вычлененным для анализа элементам (художник, произведение, аудитория). Рецензируемая монография выгодно отличается сочетанием теоретического и эмпирического подходов, богатством системно проанализированных эмпирических данных, относящихся к основным видам искусства.
Кратко рассмотрев ключевые моменты предыстории социальной психологии искусства в философии, искусствознании и психологии, автор убедительно анализирует связи социальной психологии искусства с другими науками, в общих чертах определяет предмет, объекты, методы, актуальные теоретические и прикладные проблемы новой дисциплины. Специальная глава книги посвящена неразработанным в отечественной науке социально-психологическим проблемам личности и социальной макро- и микросреды художника, а также особенностям деятельности художественных коллективов. На примерах художественной прозы, живописи, кинофильмов раскрываются возможности практически не применяемого у нас контент-анализа художественных произведений, зачинателем которого в нашей стране является автор. Интересен и нов социально-психологический анализ динамики модернистского и поп-искусства XX в.
В двух главах монографии раскрываются социально-психологические аспекты непосредственного и долговременного воздействия различных видов, жанров и произведений искусства на личность и аудиторию. Особое внимание привлекают результаты исследований по проблеме негативного влияния эпизодов насилия и жестокости в фильмах на аудиторию, прежде всего молодежную. Монографию завершает глава, в которой приводятся примеры системных социально-психологических исследований отдельных видов искусства — от замысла и создания произведений до их воздействия (на примере киноискусства и декоративно-оформительского искусства световой рекламы).
Свой социально-психологический подход к искусству автор называет личностно-коммуникационным, или межличностным; этот подход подразумевает понимание искусства как взаимодействия, коммуникации, взаимоотношений между создателями художественных произведений (художниками), их помощниками и распространителями (редакторы, критики, работники средств массовой коммуникации, учреждений культуры) и реципиентами, аудиторией искусства. Все участники этого взаимодействия являются представителями определенных социально-демографических и малых групп, личностями, различающимися по ценностным ориентациям, жизненному опыту и уровню культуры, особенностям интеллекта и чувств. Именно от их совместимости и взаимовлияния во многом зависит адекватность понимания и оценки художественных произведений, эффективность их распространения и воздействия. Данная гипотеза организует весь материал монографии, все эмпирические данные, делая их осмысленными и доказательными.
Конечно, книга не лишена недостатков. Некоторые ее разделы переполнены исследовательской конкретикой, а в других используются в основном отдельные наблюдения, не имеющие строго научного характера (см. § 2 третьей главы и § 1 пятой главы). Не все элементы модели искусства, предложенной автором, проработаны в равной мере глубоко и тщательно; несомненно заслуживает более подробной развертки обзор предыстории социальной психологии искусства. Требуется специальный анализ по разделению предметов психологии, социологии и социальной психологии искусства. Но, по-видимому, всеэто неизбежно в первой монографии,посвященной новой научной дисциплине, тем более имеющей отношение к такому `бездонному` объекту изучения, как искусство.
Думается, что книга должна заинтересовать не только социальных психологов и других ученых-обществоведов, но и работников культуры, представителей искусства, всех читателей, неравнодушных к искусству.
Этому способствует ее ясный и не занаученный язык, информационная плотность текста, а также пафос автора, выступающего поборником любого настоящего искусства и в то же время спорящего с сомнительными явлениями в современном искусстве, вроде массовой коммерческой культуры, факторами ее антигуманного воздействия на аудиторию.
Семенов В.Е. Социальная психология искусства. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 168 с.
http://www.voppsy.ru/issues/1989/896/896151.htm