22 января 2004
2548

Александр Федоров: Новая вузовская специализация `Медиаобразование`

Новая вузовская специализация "Медиаобразование" Вопрос о подготовке кино/медиапедагогов в сегодняшней России остается все еще не решенным. Между тем, давно назрела необходимость открыть в вузах новую специальность (и соответствующие кафедры) - по медиаобразованию (то есть образования на материале средств массовой коммуникации - телевидения, кинематографа, видео, Интернета и т.д.). Выпускники по данной специальности могли бы вести различные спецкурсы по медиаобразованию в различных университетах и институтах России, прежде всего - педагогических. Возникла бы, наконец, необходимая связка: подготовка медиапедагогов в вузах - медиаобразование школьников. Тогда, наверное, можно было бы говорить о значительном продвижении нашей страны по пути медиаобразования., столь актуального и необходимого в наше время информационных технологий и средств массовой коммуникации. Важной вехой в этом направлении стало Постановление YI Пленума Правления Союза кинематографистов Российской Федерации "О кинообразовании в школах и некинематографических вузах" (см. "СК-Новости" N 9. - 2001. - с. 8.), в котором отмечалась необходимость координировать усилия различных организаций, проектов и групп, направленных на работу в детской и подростковой аудитории (Ассоциация кинообразования и медиапедагогики, Фонд Ролана Быкова, фестиваль визуальных искусств в "Орленке" и др.). Одним из пунктов в этом Постановлении значится намерение инициировать подготовку государственного стандарта по высшему образованию (и соответствующего учебного плана) по новой специальности "медиаобразование" (для институтов культуры, педагогических институтов и университетов) - с тем, чтобы готовить квалифицированных кино/медиапедагогов для средних учебных заведений и некинематографических вузов (там же, с. 8). Опираясь на данные инициативы, Южнороссийское отделение Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России под руководством профессора, доктора педагогических наук, члена Союза кинематографистов РФ А.В.Федорова совместно с кафедрой социокультурного развития личности ТГПИ подготовили пакет документов для регистрации новой специализации "Медиаобразование". В ответ на эту инициативу Учебно-методическое управление по специальностям педагогического образования Министерства образования РФ 18 июня 2002 года официально зарегистрировало новую вузовскую специализацию "Медиаобразование", присвоив ей государственный номер 03.13.30. Бесспорно, это стало знаменательным медиаобразовательным событием, соответствующим современным мировым тенденциям. Следующим шагом здесь, бесспорно, должна стать регистрация не только специализации, но и специальности "медиаобразование". Тем не менее с 1 сентября 2002 года специализация "медиаобразование" получила официальный статус для педагогических вузов России. Теперь можно будет говорить о целенаправленной подготовке медиа/кинограмотных учителей и преподавателей для учебных заведений различных типов. В ТГПИ занятия по данной специализации начались с 1 сентября 2002 года. В рамках подготовки к открытию данной специализации вышеуказанным коллективом были написаны (при поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), грант N 01-06-00027а) и изданы две монографии (Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов, 2001. - 708 с.; Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в России: Краткая история развития. - Таганрог: Познание, 2002. - 266 с.), опубликован ряд статей в журналах "Педагогика", "Вестник высшей школы", "Высшее образование в России", "Искусство и образование", в газетах "СК-Новости", "Первое сентября", "Культура" и др. Монография "Медиаобразование: история, теория и методика", как известно, получила высокую оценку специалистов (премия Гильдии киноведов и кинокритиков России 2002 года). В монографии "Медиаобразование в России: Краткая история развития" рассматриваются вопросы истории, теории и методики медиаобразования, медиаграмотности, медиапедагогики в России с начала ХХ века до наших дней. Дается характеристика известных образовательных концепций ведущих российских медиапедагогов (Ю.Н.Усова, С.Н.Пензина, О.А.Баранова, И.С.Левшиной, А.В.Шарикова, А.В.Спичкина, Л.М.Баженовой, Г.А.Поличко, Л.С.Зазнобиной и др.), анализируется практический опыт ведения медиаобразовательных курсов для школьников и студентов. Приводится база данных "Кто есть кто в российском медиаобразовании". В обширном приложении содержатся: основные даты развития медиаобразования в России; краткий словарь медиаобразовательных терминов; текст программ вузовских спецкурсов "Медиаобразование", "История и теория медиаобразования в России"; самые полные на сегодняшний день списки российских книг, брошюр и статей, учебных программ, диссертаций, интернетных сайтов по проблемам медиаобразования, медиапедагогики, медиаграмотности. С некоторыми материалами данной монографии можно познакомиться на страницах сайтов http://www.medialiteracy.boom.ru/ и http://www.mediaeducation.boom.ru/ Думается, данное издание будет весьма полезным для преподавателей вузов, аспирантов, студентов, учителей, для широкой аудитории, интересующейся проблемами медиаобразования. Особую ценность данное издание имеет для студентов вузов, обучающихся в рамках специализации 03.13.30. ("Медиаобразование"), утвержденной и зарегистрированной в 2002 году учебно-методическим управлением по специальностям педагогического образования Министерства образования Российской Федерации. Анастасия Новикова, Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики РФ, кандидат педагогических наук



edu.of.ru

22.01.2004
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован