Равнодушных на минувшем заседании Совета Уральского федерального округа, по крайней мере, из участников совещания не наблюдалось. Оно и понятно: темы горячие, присутствие главного финансиста страны Министра Кудрина, время проведения (сразу после Послания Президента), одним словом, все способствовало горячему разговору.
Вообще-то после президентского обращения к нации самое большое оживление в любом разговоре вызывает тема деторождения и вариантов государственного вспоможения этому процессу. Задача поставлена и выполнять ее будет многим трудновато. Многим, но не Югре, где вот уже который год прирост населения превышает его убыль. И не за счет миграции.
И все-таки губернатор ХМАО Александр Филипенко считает, что, несмотря на объективные успехи в деторождении, нефтяной житнице страны в плане реализации президентского послания предстоит сделать во много раз больше, чем уже сделано. Почему и что именно - ответы читайте в эксклюзивном интервью губернатора Югры Александр Филипенко.
Вопрос: На прошедшем накануне Совете округа некоторые руководители регионов говорили о необходимости вернуть часть налоговых поступлений, которые забирают сейчас в пользу федерального бюджета. Вы какого мнения?
Александр Филипенко: Денег никогда много не бывает. И всегда хочется больше. Здесь надо вести речь об объективных критериях, прозрачных для всех. Конечно, нужно учитывать специфику той или иной территории в межбюджетных отношениях. Сколько нужно получить и сколько получишь? Это разные вещи.
Существуют определенные нормативы, но вместе с тем Ханты-Мансийский автономный округ получает обратно что-то близкое к нулю. Как правило, ответ один: у вас неплохой бюджет, и зачем вам надо еще что-то?
Вот мы в Екатеринбурге обсуждали дорожные дела, так вот, я не помню, чтобы нам что-то давали на эти расходы. При этом налогоплательщики Югры формируют четверть бюджета России. Мы не претендуем на огромные цифры, но поощрять тех, кто неплохо работает, надо. Должен быть взвешенный подход к распределению ресурсов, чтобы не базировалось все на принципе: этому можно, а этому нельзя.
Вопрос: Ханты-Мансийский автономный округ к какой из этих категорий подходит?
Александр Филипенко : Когда мне рассказывают, что у нас достаточно всего по бюджету, а потом в рейтинге я вдруг обнаруживаю, что по уровню жизни ХМАО находится на 4-5-ой строчке в десятке, мне становится непонятно: кто говорит, что у нас все есть, и кто нас считает?
Разговор о межбюджетных отношениях верен. И в этой связи он был воспринят министром Кудриным в том плане, что у каждой территории своя специфика: или территория с размером с Францию, как ХМАО, или другая территория, компактная, где меньше расходов на транспорт. Там можно, например, решить проблему оптимизации расходов на образование простым способом: пустить автобус и все. А у нас для этого вертолет придется запускать. Взаимоотношения федерального и регионального бюджетов важны. Важно и отношение с муниципальными бюджетами. Там много определяющего и там тоже нужны прозрачные схемы.
Вопрос: На Совете округа речь шла и о недавнем послании главы государства и той его части, которая касалась демографической ситуации в стране. Югра - один из немногих регионов, где рождаемость выше смертности, но, тем не менее, будет ли Вы участвовать в реализации программы, озвученной президентом?
Александр Филипенко: Я искренне порадовался в целом посланию. Это дополнение к тому, что было раньше. Если говорить о демографии, то это сверхактуальная вещь! Ведь, по сути, мы сейчас в стадии депопуляции. Надо сделать все, чтобы изменить ситуацию. И, на мой взгляд, главное, что мы должны сделать: поставить во главу угла здоровую, нормальную семью. Если сравнивать с тем, что мы сделали, и что сказал президент - это несопоставимые вещи. Да, мы многое сделали, но, судя по цифрам и масштабам, которые озвучил Владимир Путин - это революция. Я думаю, что где-то через год-два-три это уже скажется позитивно.
Вопрос: И как Вы будете ликвидировать очереди в детские сады, если, конечно, они есть у вас в регионе?
Александр Филипенко: Очереди есть. Если проблемы со школами и с детскими садами. Мы их строим, но будем сейчас строить больше. Мы пытаемся решать и еще одну проблему: мы формируем условия для людей, которые бы брали к себе в семью приемных детей. Это лучше, чем какое-то общественное учреждение. Необходимо создать условия, чтобы люди брали детей-сирот. Да, им надо платить зарплату, ведь это же труд. Им надо дать достаточно денег, чтобы они смогли достойно содержать приемного ребенка, которого они возьмут из детского дома. У нас есть свои программы. Мы платим, например, матери до 3,5 лет и до 4,5 лет деньги, чтобы она была дома. Это практика последних трех-четырех лет.
Вопрос: О каких суммах идет речь?
Александр Филипенко: Это размер минимальной зарплаты. В прошлом году мы ощутили, что стимулирующая роль стала падать. И кстати прозвучали слова президента. Конечно, мы будем продолжать и дальше платить средства матерям из регионального бюджета. Ведь никто, кроме матери, не даст нам здорового ребенка.
Вопрос: В Екатеринбурге на Совете округа обсуждалась ситуация с дорогами. Какова ситуация с дорожным строительством в Югре? И в решении этого вопроса вы будете уповать на помощь федерального центра?
Александр Филипенко: У нас очень обширная территория. Я, если честно, не жду помощи из федерального бюджета. Те суммы, которые концентрируются и могут быть даны прямо сегодня из федерального бюджета, они ничтожны. Их для строительства и ремонта дорог в Югре не хватит. Так что будем работать.
Накануне.RU
15.05.2006
http://www.governors.ru/?regmode=fio®ion=86&okrug=0&razdel=smi&statja=10216