15 декабря 2006
4789

Александр Фоменко: Геополитическая странность

Россия и НАТО в эпоху перемен

Существуют три взаимно пересекающиеся, но не совпадающие плоскости отношений между Москвой и Организацией Североатлантического договора. Во-первых, отношения между государственными и международными чиновниками России и стран НАТО. Во-вторых, отношение населения России к тому образу НАТО, который сложился во время холодной войны и балканского кризиса конца 1990-х годов. В-третьих, отношение экспертного сообщества нашей страны к НАТО. (Оно, по-видимому, влияет - хотя и без особой взаимности - на первых два фактора.)

Очевидно, что дипломаты, военные и парламентарии России и стран, входящих в НАТО, относятся друг к другу как партнеры - не обязательно дружески, но и не враждеб-но. Это справедливо, по крайней мере по отношению к представителям США и Старой Европы. (Чего нельзя сказать о таковых же представителях многочисленных `новоевропейских` государств - бывших членов Восточного блока, совершенно закомплек-сованных этим своим нынешним `двойным` членством: в ЕС и в НАТО.)

Очевидно также, что почти половина населения России отрицательно относится к территориальному расширению НАТО на восток, что четверть этого населения считает задачей НАТО защиту и продвижение чисто американских интересов, а пятая его часть и подавно воспринимает НАТО как совершенно агрессивную силу1.
Не менее очевидно и то, что российское экспертное сообщество, а также многие российские политики относятся к НАТО с юмором - как к забавному атавизму холодной войны. Но одновременно (после европейской войны 1999 года) и как к атавизму опасно-му.

Откуда такая неопределенность в восприятии блока и такой разброс в оценках его деятельности и перспектив? Почему, несмотря на десятилетия антинатовской пропаган-ды времен СССР и продолжающееся продвижение блока к российским границам, сорок процентов наших соотечественников не считают эту организацию опасной для России? Почему при этом всего десять процентов считают НАТО партнером по борьбе с терро-ризмом, но двадцать пять процентов воспринимают Североатлантический альянс как уг-розу2?

Причина, мне кажется, в том, что кризис идентичности НАТО настолько очевиден, что не помогает никакой политический и военный макияж - с усиленно рекламируемыми территориальной экспансией и техническим перевооружением.

Что такое НАТО сегодня?

В сегодняшнем виде НАТО - это своего рода общеевропейское охранное предпри-ятие, призванное обеспечивать безопасность ЕС. Разумеется, у этого предприятия (осо-бенно у его дирекции) есть и свои интересы - существующие отдельно от интересов ох-раняемого объекта. Это прежде всего желание бесконечного продления подряда на `охрану`, а также возможно большего финансирования этой `охранной` деятельности за-казчиком.

К тому же само существование (а особенно постоянное реформирование) НАТО - это хороший способ предотвратить создание собственно европейских сил быстрого реа-гирования, а также сохранить устойчивый американский военно-политический контроль над континентом. С этой точки зрения НАТО - своеобразный иностранный легион Пента-гона.

Еще в 2002 году известный нью-йоркский обозреватель Уильям Пфафф писал, что `модернизация европейских сил НАТО выгодна Вашингтону по двум причинам. Во-первых, на нее тратятся те ресурсы и та энергия, которые могли быть использованы для создания собственно европейских сил быстрого реагирования. Во-вторых, вследствие этой модернизации европейские вооружения и система управления будут настолько включены в американские системы командования, контроля и связи, что самостоятельно, вне рамок американских (натовских) операций, они не смогут функционировать должным образом. И то и другое - весьма важные соображения в глазах разработчиков вашингтон-ской политики, рассматривающих Европу как единственно возможную будущую угрозу американскому преобладанию в мире (если не иметь в виду Китай)`3.

При этом нужно еще иметь в виду, что в качестве и иностранного легиона США, и общеевропейского охранного предприятия НАТО сегодня испытывает серьезные сложно-сти с требующимся для комплектования личным составом.

С одной стороны, сытые и миролюбивые европейцы не очень готовы к войне и смерти. Годы культурного декаданса и борьбы за права содомитов не прошли даром - се-годняшняя Европа наследует Риму времен упадка, а не времен расцвета.

С другой - члены европейско-американского `клуба вымирающих наций` просто не в состоянии предоставить организации достаточное количество живой силы. Рождае-мость в странах - основателях НАТО оставляет желать лучшего. В тех же Штатах необхо-димый прирост населения обеспечивают сегодня испаноговорящие католики4, менее дру-гих групп населения подверженные различным соблазнам англосаксонской либеральной цивилизации (включая и `планирование семьи`). В Европе же не наблюдается и этого: ис-панские правящие социалисты, например, больше озабочены борьбой с испанской Като-лической церковью и традиционными семейными ценностями, нежели стимулированием рождаемости.

То есть блоку явно не хватает людей - но при этом его руководство обсуждает не-обходимость и полезность экспансии НАТО за пределы традиционной зоны ответствен-ности! Стороннему наблюдателю понять подобную логику чрезвычайно трудно. Ведь уже в ближайшем будущем Североатлантический альянс будет вынужден все больше опи-раться на неевропейских бойцов - доверяя им высокотехнологичное современное оружие. Ну а опыт применения американских переносных гранатометов `Стингер` вполне союзны-ми Вашингтону бойцами того же бен Ладена хорошо известен. И в Афганистане, и в дру-гих местах.

Что делать с НАТО дальше?

В отличие от Евросоюза США теперь являются не промышленной, но военной и финансовой сверхдержавой. Хотя всего пятьдесят лет назад страна была совершенно автономной, объем промышленного производства этой всемирной мастерской поражал воображение. Сегодня же экономическая функция Соединенных Штатов - потребление, а не производство.

Отсюда - их зависимость от остального мира. Отсюда же - желание гарантировать бесперебойность поставок (не только сырьевых, но и товарных!) военным путем. В том числе и поставок денег, потому что заграничные инвестиции жизненно важны для этой страны - с ее триллионами государственного долга.

Гораздо более легкое, нежели у европейцев, отношение правящего класса США к применению военной силы в международной политике объясняется, видимо, особенно-стями американской военной истории. Дело в том, что после Гражданской войны за цело-стность страны (и ускоренную капитализацию экономики) территория США более не зна-ла военных разрушений. Все последующие войны Соединенных Штатов были заморски-ми экспедициями. При определении их целей и задач в повестке дня никогда не стоял во-прос физического выживания страны и народа.

Как и в какую сторону пойдет преобразование структуры НАТО, так называемая реконфигурация вооруженных сил блока? Ответ на этот вопрос зависит от того, решится ли Старый Свет на создание собственных сил быстрого реагирования и собственно евро-пейского (по целям и задачам) ядерного компонента вооруженных сил.

Предпочтет ли Европа колониальным приключениям развитие собственной эконо-мической мощи, собственной `опосредованной силы` (soft power) массмедиа и масскуль-туры? Предоставит ли при этом она Соединенным Штатам возможность расходовать ос-татки своих сил на `борьбу с терроризмом` в мировом масштабе, на эту войну без конца?

США уже взяли на себя весьма дорогостоящие обязательства по гарантированию поставок нефти из Персидского залива в союзные Европу и Японию. Хотя сама Америка получает оттуда не более трети необходимого ей объема нефти. Союзников просят не беспокоиться, и союзники сегодня с готовностью соглашаются не тратиться на собствен-ное военное присутствие в Заливе и других местах.

Сегодня континентальная Европа не торопится признать вполне правомерной `доктрину Буша`, согласно которой применение американской военной силы больше не служит достижению конкретных политических целей, не реализуемых другим путем, а становится способом постоянного подтверждения геополитического статуса страны.

В этих условиях вполне объяснимо желание старых европейцев сосредоточиться на своем собственном развитии и попытаться избежать втягивания в бесконечные воен-ные конфликты наподобие вторжения в Ирак. Отпустив Америку, так сказать, в свободное плавание. Чем менее убедительными будут выглядеть гипотетические поводы для при-менения военной силы, тем труднее, видимо, будет ястребам из Пентагона обеспечивать согласие европейцев на участие НАТО в заморских военных экспедициях.

История свидетельствует, что по мере ослабления `советской военной угрозы` слабела и готовность Европы к безоговорочной поддержке любых военно-политических починов Вашингтона в рамках блока НАТО. Если в 1950-е годы никого не приходилось особенно убеждать в важности и даже необходимости американского (натовского) `ядерного зонтика` над Старым Светом, то уже в 1970-1980-е годы это стало делать зна-чительно сложнее. Разрядка привела к появлению `антиракетного` общественного движе-ния в Западной Европе.

Ну а после войны 1999 года против Югославии (и против Европы как таковой, про-тив самого культурно-исторического феномена Европы) кто на континенте может пове-рить в особенное миролюбие НАТО? Разве что прибалтийский интеллигент, страдающий от последствий прекращения советского финансирования (прямого или косвенного) сфе-ры национальной культуры его страны5. Пока НАТО не отказывается от идеи использова-ния военной силы для `демократизаторства`, то есть для поддержки и признания вполне законной лишь одной - своей собственной - политической традиции, эта организация опасна не только для всего мира, но и для самой Европы.
Хотя и не смертельно опасна - из-за своей военной слабости. Ясно ведь, что глав-ная причина того, почему Китай все еще не подвергся насильственной `демократизации`, - наличие у Пекина впечатляющего ядерного потенциала второго (ответного) удара и ог-ромной боеспособной армии. Да и коммунистическому Вьетнаму ни Европа, ни США не портят настроение нравоучениями. Потому что Вьетнам в любую минуту готов ответить даже миллиардному Китаю, если Китай даст к тому повод.

Культурный, хозяйственный, политический плюрализм - признающий право на су-ществование различных культурных, хозяйственных, политических теорий и практик - яв-ляется единственным выходом из просвещенческого тупика, в который мы забрели в двухсотлетних безуспешных попытках достичь `конца истории`, построить однородное че-ловечество (то коммуно-социалистическое, то либерально-индивидуалистическое) и во что бы то ни стало `демократизировать` его.

Уже вполне очевидно, что остальное человечество не торопится вставать под знамена современного Запада, этой удивительной цивилизации, уже не христианской, и потому - морально немощной, физически вымирающей, психически неуравновешенной, но при этом технически сильной, богатой и властной.

Впрочем, потеря первоначального смысла существования НАТО (организации давно уже не вполне северной и не вполне атлантической) не отменяет возможности продолжения рекламной и пропагандистской кампании ради поддержания и расширения ее деятельности. Хотя бы и совершенно бессмысленной деятельности - с собственно ев-ропейской (точнее, староевропейской) точки зрения.

Для чего НАТО расширяется?

Мы не стремились к нарушению status quo Ялты и Хельсинки. Не мы начали раз-вал реликта версальской и ялтинской систем - Югославии - путем скоропалительного признания независимости Хорватии и Словении в их точно таких же реликтовых - вер-сальско-потсдамских - границах.

Так зачем же тогда Североатлантическому альянсу шаг за шагом продвигаться к нашим границам, не уменьшая, а усиливая региональную нестабильность (вспомните не-давние антинатовские выступления в Крыму!)?

Альянс уже влез в Афганистан и Судан. Страны НАТО воюют в Ираке. Пребыва-ние сил США и НАТО в Афганистане уже привело к резкому увеличению наркопотока в Россию и Европу. Куда еще занесет брюссельских интеллектуалов? Зачем нам иметь на своих границах страны, являющиеся частью военно-политического блока, находящегося в прямом конфликте с весьма серьезными регионами и религиями?

Понятно, для чего Североатлантическому альянсу нужна Украина.

Где еще (ведь не в Москве и Минске!) искать источник относительно дешевой и вполне боеспособной (в смысле готовности воевать и умирать) живой силы? При этом никаких украинских стратегических сил, да и вообще самостоятельно боеспособной укра-инской армии Брюсселю, разумеется, не нужно - достаточно обеспечить техническую и политическую возможность использования на этой территории уже существующей воен-ной машины блока. И иметь необходимые местные контингенты для замещения в замор-ских экспедициях (не на ключевых участках) слишком дорогостоящих американских и ев-ропейских сил и средств. Но стоит ли головная боль чиновников США и НАТО (в связи с обстановкой в том же Крыму) того количества бойцов, которое Украина реально готова предоставить?

А для чего НАТО самой Украине?

Говорят, что для западной галицийской элиты, во многом контролирующей сегодня Киев, НАТО - как зонтик. Может быть. Дождя, правда, нет и не предвидится.
Ну а свободным от этих австро-львовских комплексов восточным и южным регио-нам нынешней Украины - зачем НАТО? Чтобы спровоцировать прекращение потока рус-ских туристов в Крым и сужение (если не исчезновение) рынка для промышленной про-дукции украинских предприятий?

Понятно ведь, почему пребывающие в Киеве `оранжевые революционеры`, как из-вестно кто - ладана, боятся проводить референдум по вопросу о вступлении в НАТО. Де-ло в том, что не только жителям Москвы и Петербурга, но и большинству населения Ук-раины не нравится, что официальный Киев то и дело стремится вступить в военную орга-низацию, чья деятельность и чьи достижения не идут ни в какое сравнение с деятельно-стью и достижениями того же Варшавского договора.

Можно ли сопоставить количество жертв и разрушений, ставших следствием воз-душной войны НАТО против суверенной Югославии, и число пострадавших от вступления войск ОВД в Чехословакию для поддержки одной из сторон острого гражданского кон-фликта? Хотя в 1999 году бывшие советские правозащитники молчали...

Почему мы сотрудничаем с НАТО?

Плохо управляемая военизированная организация, испытывающая сложности с личным составом и с общественной поддержкой своей деятельности, совсем не опасна для России. Именно поэтому мы сотрудничаем с ней в рамках Совета Россия - НАТО.

Итоги же боевого применения натовских сил в воздушной войне против Югосла-вии, в миротворческих операциях в Боснии, Косово, Афганистане не внушают не только опасения, но и доверия. Поэтому мы сотрудничаем без особого интереса6.

В любом случае начиная с 1954 года мы всегда предпочитали быть возможно бли-же к центрам принятия решений Организации Североатлантического (тогда еще вполне) договора - это явно безопаснее, нежели наблюдать извне за ее действиями. Особенно если иметь в виду высокую степень иррациональности, которую демонстрируют нам в по-следнее время страны Запада.

В конце концов не только нынешнее, но и советское руководство нашей страны подходило к европейской безопасности, взаимоотношениям с Западом вообще и с НАТО в частности с высокой степенью прагматичности. И нота 1952 года с предложением объе-динения Германии, и нота 1954 года с предложением вступления СССР в НАТО - тому свидетельство. Но именно Запад тогда отказался подходить к вопросу нашего с ним со-существования с ответной прагматичностью.

В последние годы Москва вполне сознательно:

пригласила США и НАТО в Среднюю Азию;
обеспечила материально-техническое снабжение Североатлантического альянса в Афганистане - избавив западных партнеров от необходимости ведения там на-земных наступательных операций;
включилась во всевозможные антитеррористические игры НАТО.
В ответ мы получили:
демонстративное авиапатрулирование по периметру наших границ с При-балтикой;
явное и неявное приглашение в НАТО стран Черноморского региона из чис-ла осколков СССР и восточного блока. Заметим, не средиземноморского - что было бы более понятно для Организации Североатлантического договора (уже давно и официаль-но претендующего на особую роль в Средиземноморье), а именно черноморского7.
Какой вывод мы сделали - видно всем из итогов последней встречи в верхах Шан-хайской организации сотрудничества. (Страны ШОС предложили тогда своим геополити-ческим партнерам из НАТО назвать конкретные сроки прекращения их военного присут-ствия в Средней Азии.)

Хотят ли русские войны?

Сегодня, когда во многих осколках бывшего СССР и Организации Варшавского до-говора правящие кланы надеются и пытаются справиться с собственными трудностями за счет Старой Европы, за счет отношений этой Старой Европы с новой Россией, нам сле-дует использовать любую возможность для обсуждения причин недостаточного взаимно-го понимания Москвы и Брюсселя.

Да, мы не готовы признавать двойные стандарты политического качества. Мы не желаем обсуждать проблемы белорусских выборов в отрыве от проблемы знаменитого третьего тура выборов в Киеве в 2004 году - не предусмотренного Конституцией Украины, но безоговорочно признанного западными `демократизаторами`.

Смешными нам кажутся крики о чуть ли не `газовой атаке` на Украину-покупателя со стороны России-продавца - особенно если помнить о знаменитой поправке Джексона-Вэника, самим фактом своего существования доказывающей действительное отношение Конгресса США к новой России.

Если вопрос отделения Черногории от Сербии решается референдумом в Черно-гории (и никто не спрашивает мнения граждан Сербии), то и вопрос самоопределения Абхазии и других территорий, не завершивших процедуру выхода из СССР, также должен решаться на референдуме. И референдумы должны проходить в Абхазии и Южной Осе-тии - а не в Грузии; в Приднестровской Молдавской Республике - а не в Молдавии.

Если иметь в виду естественные исторические параллели, то признание незави-симости Косово и Метохии от Сербии вполне можно сравнить с независимостью от Фран-ции территории Пуатье, где в 732 году великий Карл Мартелл счастливым образом оста-новил арабо-мусульманское завоевание Европы.

Несмотря на это, говорить о независимости Косово стало в Европе почти хорошим тоном. Почему же разговоры о независимости Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья вести не принято? В конце концов степень криминализованности общества и элиты на бывших территориях Российской империи и СССР минимальна, если иметь в виду приня-тые Европой косовские стандарты.

Да, нам не нравится перспектива присутствия НАТО на слишком близком расстоя-нии от нашего культурного лица (ядра) - нашей культурной идентичности невозможно смириться с тем, что `мать городов русских` будет находиться в чужом культурно-политическом пространстве.

Но если Москва не стала биться за русских Украины и других частей империи даже в 1991-1992 годах - зачем ей делать это сейчас? Когда все население (кроме некоторых элитных слоев), весь простой народ и в России, и в Закавказье, и в Средней Азии, и на Украине сожалеет о золотом веке брежневского СССР?

Soft Power8 памяти - на стороне империи и ее правопреемника. Зачем нам военные решения там, где работают внешняя торговля, СМИ и дипломатия?

Мы сегодня не болеем либеральным панславизмом военных и дипломатов 1914 года, равно как и коммунистическим интернационализмом времен Карибского кризиса. Кто может поверить сегодня в `русскую угрозу` для бедных и закомплексованных осколков СССР и Варшавского договора? Никто. Рациональных причин для разговоров о такой уг-розе не существует. Тот же Уильям Пфафф в апреле 2005 года в статье `Зачем делать из России врага?` писал, что `Москва сотрудничает с Западом практически на всех уровнях международных отношений. Она поставляет Западу нефть, сотрудничает с Бушем в его войне с террором и не создает искусственных препон американским базам в Средней Азии. Так зачем же делать из Путина врага? Русских провоцируют самым серьезным об-разом. Россия окружена сейчас американской мощью... Русское правительство до сих пор поразительно спокойно взирало на все это, но оно по-прежнему обладает возможностью доставить много неприятностей тем, кто пожелает сделать Россию своим врагом`9.

Совершенно очевидно - и не только читателям Достоевского, - что русские всегда готовы раскрыть объятия (и даже предложить партнерам базы в Средней Азии). Но в слу-чае недружественного поведения гостей вполне могут ответить тем же и даже поспособ-ствовать закрытию некоторых баз в той же Средней Азии.

Внимательным наблюдателям уже первая чеченская кампания 1994-1996 годов дала много примеров того, что русские в случае войны готовы ко всему и `за ценой не постоят`. Вторая чеченская кампания показала, что всему приходит конец - даже русскому терпению.

Не думаю, что кто-то действительно желает попробовать: а что будет, если этого русского медведя долго толкать палкой в бок?

В конце концов в присутствии Китая смешными кажутся все привычные идеологи-ческие и психологические конфликты последних лет - как внутриевропейские, так и евро-пейско-американские и русско/евразийско-американские. В отличие от некоторых энту-зиастов русско-китайского братания я не думаю, что нам нужно торопиться с передачей высоких технологий Пекину. У них и так, кажется, есть все, что им действительно необхо-димо.

До того как в 2000 году разразился скандал в НАСА10, лучшие друзья США уже ус-пели передать Китаю множество американских оборонных секретов - от аэронавигацион-ных и разведывательных технологий до чертежей американо-израильского истребителя `Лави` (сменившего в Китае имя на J-10).

Прав был Эммануэль Тодд - мы живем в эпоху после американской империи11.

Собственно американские и иностранные легионы еще тратят силы на поддержание status quo, но...

Срединная империя рабочих и крестьян12 - уже у ворот. И с такой политикой рас-ширения, как сегодня, НАТО рискует оказаться в сфере интересов Шанхайской организа-ции сотрудничества быстрее, чем того многим хотелось бы.
Примечания.

1 См.: Восприятие НАТО населением России. Аналитический отчет на основе социологических исследований, проведенных по заказу Информационного бюро НАТО в РФ. М., 2006.

2 Там же.

3 См.: International Herald Tribune. November 7, 2002.

4 К чему это приведет в будущем - другой вопрос. Хотя уже сегодня отнюдь не политические маргиналы, а даже вполне респектабельные конгрессмены (из числа американских граждан мексиканского происхождения) позволяют себе рассуждать о возможности мексиканской `реконкисты` южных штатов, отторгнутых американ-цами от Мексики в пору их демографического и территориального роста.

5 Во времена СССР и Варшавского пакта 40% населения Эстонии принадлежало к категории лиц свободных профессий - такой пропорции даже теоретически не может выдержать ни одна промышленно развитая стра-на, если не завозить в нее извне квалифицированную рабочую силу. В СССР эти `компенсаторные` поставки инженеров, техников и рабочих производились централизованно - с целью придания индустриально развито-го статуса прибалтийским экономикам в соответствии с идеологическими и экономическими представлениями того времени.

6 Хотя сегодняшний Североатлантический альянс - идеальная организация для ведения разведывательной работы при том количестве сотрудников центрального аппарата самого блока, происходящих из бывших час-тей Российской империи, а также стран - сателлитов СССР, и при еще большем количестве работающих с НАТО специалистов в аппаратах дипломатических и оборонных ведомств этих новых стран-членов. Но Моск-ве на работу своих служб внутри НАТО, похоже, и тратиться-то особенно не стоит: все возможные ошибки Пентагоном и Брюсселем и так будут совершены.

7 Здесь самым неожиданным образом совпали тактические интересы России и Турции. Старейший член бло-ка НАТО не без оснований считает излишним планирование и проведение региональным натовским командо-ванием в Неаполе серьезных операций нетурецких военно-морских сил в бассейне Черного моря.

8 Опосредованная власть, или, буквально: мягкая, приглушенная, приятная власть (англ.). Так называется книга Джозефа Ная. См.: Nye Joseph. Soft Power. N.-Y., 2004.

9 См.: International Herald Tribune. April 5, 2005.

10 Тогда израильских ученых лишили их привилегии - равного статуса с американцами при доступе к инфор-мации в НАСА.

11 Todd E. Apres l`Empire. Essai sur la decomposition du system americain. Paris, 2002. Русский перевод: Тодд Э. После империи. Pax Americana - начало конца. М., 2004.

12 Именно так следует переводить название этого китайского государства, ибо в нем используется тот же иероглиф, что и в старом названии `Срединная империя`, хотя и с добавлением иероглифических обозначе-ний `рабочего` и `крестьянина`. Западный (да и советский) эвфемизм `народная республика` лишь запутывает дело.


15.12.2006
Журнал политической мысли России
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован