Уважаемые коллеги!
Анализ региональных выборов в России позволяет выделить еще одну тенденцию, по-видимому, с долгой жизнью в нашей стране, в организации и проведении избирательных кампаний, о которой в разных контекстах высказывались в печати уже многие аналитики. Речь идет о так называемом "административном ресурсе" в избирательной кампании, как важнейшем структурном элементе составляющих победу на выборах. Он составляет приблизительно 25% от избирательного рейтинга первого лица, т.е., если губернатор или мэр на выборах получили 60% голосов избирателей, то "административный ресурс" равен примерно одной четверти голосов, т.е. 15%. Поэтому там, где "административный ресурс" выступает в качестве давления на избирательные комиссии, протекции по целому ряду проблем партиям, объединениям, отдельным кандидатам, выраженной в создании ресурсной основы претендентов, есть грубейшее нарушение существующего избирательного законодательства. Такое вмешательство может принимать разные формы и оказывать даже отрицательное воздействие на результаты прогнозов аналитических служб. Это, конечно, крайние формы проявления "административного ресурса", но и они имеют место в подавляющем большинстве избирательных кампаний в российских регионах. Как противостоять действию этого фактора? Необходимо строго придерживаться существующего избирательного законодательства и полностью использовать всю систему своих прав от момента начала сбора подписей в поддержку того или иного кандидата до получения копий протоколов подсчета голосов вашими наблюдателями. Есть и другой аспект действия "административного ресурса", когда мнение о претендентах того или иного руководителя, пользующегося исключительной поддержкой избирателей, становится действительно мощным ресурсом для победного завершения кампании вне нарушений существующего избирательного законодательства.
Из выступления на научно-практической конференции "Ресурсы избирательных кампаний в российских регионах" (Волгоград, 18.01.1994)
viperson.ru