Профессор Александр Гусев в интервью журналу «Национальная безопасность» 06.11.2015 года: Народный Банк Китая (НБК) запретил банкам торговать биткоинами или виртуальной валютой, которая в 2010 году стоила 4 цента за единицу, в начале 2014 года – $13, к концу ноября 2014 года поднялась до отметки $1200.
Народный Банк Китая вмешался, потому что цену биткоина разогнали именно в этой стране. Еще в прошлом году Китай был на седьмом месте в мире по объему операций с биткоинами, в августе этого года вышел на прочное второе после США, а теперь на него приходится 62% всего мирового объема. Самая большая в мире биржа виртуальной валюты – это китайская BTC China. Там в ноябре прошли сделки с 1,8 млн биткоинов. Вторая по объему торгов биржа, японская Mt. Gox, пропустила через себя 700 000 «монет».
После запрета НБК курс биткоина сразу резко упал, сейчас его стоимость не превышает $500.
Сейчас в обращении находится порядка 11,5 млн биткоинов, а общее их количество ограничено 21 млн.
Почему так популярен биткоин в Китае?
Во-первых, китайцы очень азартны, во-вторых, они склонны делать сбережения и постоянно ищут для этого быстро дорожающие инструменты, в-третьих, учитывая ограниченную возможность вывода средств в юанях за границу, операции с нерегулируемой, но легко обмениваемой на доллары валютой – это глоток финансовой свободы.
Для инвесторов биткоин – это, прежде всего, не деньги, которыми можно расплачиваться за товары и услуги, а эквивалент золота. У биткоинов даже есть некоторые свойства главного драгоценного металла, отличающие его от денег: они делятся на сколь угодно более мелкие единицы и их ограниченное количество. Они гораздо удобнее, чем золото, т.к. их не надо хранить и перемещать в материальном виде. Собственно, и задуманы они были основателями системы именно как деньги, а не как инвестиционный инструмент.
Нет у биткоинов только главного свойства золота - реальной стоимости, т.к. они всего лишь мера доверия покупателей и продавцов друг к другу.
А раз так, то сразу же нашлись дельцы, работающие на доверии и доверчивости граждан.
Кто это? Догадайтесь с трех раз? Конечно, МММ и господин Мавроди, как же без него?
Мавроди сразу понял, что использовать биткоины для накопления ничуть не безопаснее, чем, например, играть в МММ, хотя сама система – не пирамида, потому что в ней ограничена и затруднена эмиссия. Зато ничем не ограничен спекулятивный рост цен, который подпитывает каждая новая сделка.
Объем торгов биткоинами уже достигает нескольких млрд долларов в день. Например, дневные объемы торгов биткоинами на Гонконгской фондовой бирже составляют до $7,5 млрд. Ну чем не «поле дураков» для Мавроди?
Однако основную опасность биткоины представляют, как раз не для финансовых институтов, а для частных инвесторов, на которых запрет китайских регуляторов пока не распространяется.
Поэтому расчет Мавроди прост до безобразия - пока «лохов» и «чайников» интересует возможность использования криптовалюты в качестве вложения капиталов, их можно разводить до бесконечности или до «пока не поймают».
Но играть с государством в азартные игры, тем более с Китаем, это просто опасно…
Профессор Александр Гусев в интервью журналу «Национальная безопасность» 06.11.2015 года