Уважаемые коллеги!
Во взаимоотношениях между государством и частным бизнесом аналитики традиционно оперируют понятиями крупный, средний и малый бизнес при достаточно условном ранжировании определений. Не вдаваясь в терминологию, определим, что под крупным бизнесом понимается бизнес, имеющий либо государственную, социалистическую, по сути, природу, либо выросший путем приватизации базовых элементов национального богатства: недр и нескольких стратегических добывающих и перерабатывающих предприятий. С одной стороны, эта часть бизнеса является главным источником наполнения государственной казны. С другой стороны, предприятия динамично концентрируются в мощные интегрированные как вертикально, так и горизонтально промышленно-финансовые группы, фактически заставляя государство формировать рыночные характеристики и ценовые параметры, исходя из собственных представлений о рентабельности, по сути - налоговой, таможенной и ценовой политиках. Ядром данной части бизнеса являются экспортно-ориентированные анклавы, обладающие самодостаточной инфраструктурой и возможностями политического воздействия на органы власти. Важно отметить, что за посткризисный период ФПГ в основном решили задачи экономического позиционирования, стали прозрачными, консолидировав скупленные ранее активы. В стадии решения находится задача политического позиционирования через создание достаточно эффективных каналов цивилизованного лоббизма: "равноудаленные" олигархи сумели эффективно репозиционироваться, т.е. встроиться в систему российской власти таким образом, что все виды рисков являются управляемыми и предсказуемыми, фактически не зависящими от представлений высшего руководства.
Из выступления на научно-практической конференции "ФПГ: становление и позиционирование в новых рыночных условиях" (Москва, 25.01.1996)
viperson.ru