Россия неоднократно выступала с предложениями сделать Арктику зоной для развития и укрепления мирного сотрудничества. Но страны Запада не обращали внимания на российские инициативы, проводя в регионе крупномасштабные натовские учения и маневры.
В декабре 2014 года президент России утвердил новую военную доктрину. Эксперты сразу же отметили, что впервые в подобный документ было включено положение о том, что одной из важнейших задач российской армии в мирное время является обеспечение национальных интересов в Арктике.
За появившимся в документе положением о задачах в арктическом регионе большинство экспертов увидели желание России обеспечить безопасность и сделать все для нормального экономического развития Арктики. Ведь, прежде всего, надо помнить о том, что именно здесь проходят траектории полетов межконтинентальных баллистических ракет, самолетов стратегической авиации целого ряда стран. Не оставляют Арктику без внимания и подводные лодки. Россия поставила перед собой задачи развернуть в регионе системы предупреждения ракетного нападения. Важные шаги предпринимаются и для того, чтобы в полной мере контролировать воздушную и подводную обстановку. Однако все это делается, прежде всего, в оборонительных целях.
Через этот район проходят и трассы американских межконтинентальных баллистических ракет, крылатых ракет, в будущем – ударные боевые средства ультразвукового, высокоточного оружия. Находятся здесь американские и британские подводные лодки с баллистическими и крылатыми ракетами на борту. Находятся ударные подлодки и других натовских государств. Постоянно проводятся крупномасштабные военные учения и маневры альянса с использованием всех трех видов вооруженных сил: военно-морских, военно-воздушных и сухопутных.
И это при том, что Россия регулярно выступала с предложениями сделать Арктику зоной для развития и укрепления мирного сотрудничества. Не увидев реакции на эти предложения, Россия пошла по пути закрепления в Арктике, заключает директор Института стратегического планирования Александр Гусев:
"Не случайно мы сейчас активно внедряем свои вооруженные силы, разворачиваем военные части. В частности, на Шпицбергене, на Новой Земле. Воинские полярные части, которые будут обеспечивать
Для нас это имеет не менее важное значение, чем энергетические арктические запасы, которые, конечно, являются объектом очень серьезных действий со стороны арктических государств".
Сейчас в Арктике ведется планомерная работа по укреплению обороноспособности страны и мы обязаны думать о том, чтобы укреплять свою обороноспособность в этом регионе. В частности, создавать там военные пункты, складские помещения, централизованные базы хранения оружия, боеприпасов, различных видов снабжения. Не удается договориться по-хорошему с ведущими западными странами, а раз не удается, значит, выход один – действовать адекватно на их притязания, стремление к военному превосходству, к расширению базовой инфраструктуры, увеличение корабельной и авиационной компоненты.
В прошлом году в Арктике состоялись первые за много лет масштабные российские учения. А в марте 2015-го в арктических маневрах были задействованы более 35 тысяч военнослужащих, а также 41 боевой корабль, 15 подводных лодок и 110 самолетов. Вместе с тем, все эксперты постоянно подчеркивают, что арктическая составляющая российской военной доктрины носит оборонительный характер и направлена на то, чтобы сохранить этот регион, способствовать его изучению и развитию.
Профессор Александр Гусев в интервью Международному информационному агентству «Россия сегодня» http://www.ria.ru/ 16.07.2015 года, эфир в 09:30, обновлено: 09:31 мск.
РИА Новости http://ria.ru/radio/20150716/1131753387.html#ixzz3gRi4zmqb