Профессор Александр Гусев в интервью журналу «Глобальные процессы» 01.11.2015 года: Франция неоднократно предъявляла Китаю претензии относительно «пиратского» производства техники. Как правило, КНР после истечения срока действия лицензии не прекращала выпуск. Так, в частности, было с вертолетами Z-9, которые Китай поставил в Боливию, Камбоджу, Кению, Мали, Пакистан, Замбию. КНР, как полагают эксперты SIPRI, производит копии ЗУР «Кроталь» и соответствующее радиолокационное оборудование в составе зенитного ракетного комплекса HQ-7, штурмовой винтовки «Фамас» (Famas) под маркой QBZ-95/97, бронетранспортеров VAB под обозначением WMZ-551 (хотя никакой открытой критики по данным поводам правообладатели не высказывали). Также скопированы французские 100-мм морские пушки и вертолет «Экюрей» (Ecureuil, китайская версия – Z-11).
Правда, в январе 2015 года Китай и Франция подписали Соглашение по укреплению сотрудничества во всем диапазоне высокотехнологичных отраслей, многие из которых связаны с обороной. Согласно официальным заявлениям сторон от 30 января они продолжат реализацию совместных программ в области коммерческой авиации и космоса, ядерных и спутниковых технологий.
Данное Соглашение между Китаем и Францией, как заявили в Государственной администрации по науке, технологиям и промышленности в области национальной обороны КНР будет основным в сфере управления развития ОПК страны, оно будет способствовать продвижению стратегического партнерства Китая и Франции в новую эпоху.
В отличие от Франции Великобритания и Германия никогда не были крупным поставщиком вооружений и технологий в Китай. Одной из основных статей экспорта были силовые установки. В период с 1966 по 1981 год в КНР завезли 1200 двигателей Type-6150L для БТР YW-531 и самоходных артиллерийских установок WZ-302. C 1982-го КНР закупала двигатели Type-BF8L для оснащения сухопутной техники. Есть данные, что эти силовые установки поступают в Китай до сих пор. Немецкая компания «Дойтц» (Deutz) начала экспорт двигателей Type-BF12L в 1996 году. Они применяются в САУ PLZ-45. В настоящее время Китай производит немецкие двигатели самостоятельно. В 1988-м КНР и «Мерседес-Бенц» (Mercedes-Benz) подписали соглашение о лицензионном производстве тяжелых грузовых автомобилей.
С 1994 года немецкая компания MTU поставляет для КНР корабельные двигатели, в частности Type-396 для подлодок проекта 039G и Type-1163 для эсминцев проектов 051 и 052. Некоторые из них, возможно, производились по лицензии в Китае. Свои корабельные силовые установки экспортировал в КНР и главный конкурент MTU – компания «МАН дизель энд турбо» (MAN Diesel & Turbo).
До событий 1989 года Великобритания отправила в Китай значительное количество вооружений. Наибольшая часть экспорта пришлась на ТРДД «Спрей Марк 202» (Sprey Mark 202), которые впоследствии установили на истребители-бомбардировщики JH-7. Официально поставки этих двигателей продолжались и в 2006 году, спустя более 30 лет после заключения первого контракта. К настоящему времени они прекратились и Китай самостоятельно производит копию «Спрей Марк 202» под обозначением WS-9. Другой крупной статьей экспорта стала поставка компанией «Виккерс» (Vickers) башен для танков Тип-59 (Type 59), оснащенных компьютеризированной системой управления огнем. До 1989 года Великобритания предоставляла КНР навигационные и боевые системы для истребителей F-6 и F-7, а также нашлемные дисплеи для летчиков. Кроме того, КНР выдала заказ на конверсию бомбардировщика H-6 в самолет-заправщик. В 1996 году Китай приобрел, по меньшей мере, шесть РЛС «Сечуотер» (Searchwater) для самолетов ДРЛО и У «Юнь-8» (Y-8), которые вошли в состав ВМС НОАК в 1999 году…
Профессор Александр Гусев в интервью журналу «Глобальные процессы» 01.11.2015 года: