Формирование представительства российского бизнеса во взаимоотношениях с властью в России происходило в течение нескольких периодов, основными из которых являются:
Уважаемые коллеги!
Хотел бы остановиться на основных периодах взаимоотношений власти и бизнеса в России. Например, перестроечный период с 1987 по 1991 год характеризовался переходом от плановой экономики к рыночной, частный сектор был ещё небольшим и нестабильным и, как следствие, в этот период предпринимательские союзы практически не создавались. Однако он ознаменовался возникновением "Научно-промышленного Союза", на основе которого после распада СССР возникли "РСПП" и "Международный Конгресс промышленников и предпринимателей". РСПП сразу занял доминирующее положение среди общероссийских отраслевых союзов. Начальный период рыночных реформ характеризовался возникновением хаотичных организаций, которые по своей структуре и функциям были больше похожи на клубные объединения и не имели необходимой базы для позиционирования себя как предпринимательские союзы. Нестабильность системы государственных институтов и отсутствие четких контуров правовой базы переходного периода делали практически невозможным эффективную и плодотворную работу подобных организаций. Кроме того, возникающий в этот период новый социальный слой предпринимателей тоже ещё не был готов к созданию таких структур, для него приоритетной задачей являлось накопление капитала и финансовых активов. Предпринимательские союзы, возникшие в это время, именуются организациями "первой волны". Большинство организаций возникли по инициативе "сверху", т.е. создавались общественными деятелями, представителями структур гражданского общества. Этот период можно назвать также и периодом политического предпринимательства, когда организации создавались под политического лидера для усиления его политической поддержки во время избирательной кампании.
Из выступления на научно-практической конференции "Перестроечный период становления рыночной экономики в России" (Москва, 06.04.1993)
viperson.ru