Есть ли надежда на сближение подходов России и НАТО к оценкам ракетных угроз и нужно ли создавать общую систему безопасности в Европе на основе ЕвроПРО с участием России и США?
Как мне кажется, во-первых, определенный шанс в этом плане существует, поскольку обе стороны признают тот непреложный факт, что опасность ракетной угрозы существует.
Россия, как отмечал неоднократно президент России В.Путин, готова совместно с заинтересованными государствами работать над укреплением механизмов противодействия ракетной угрозе в Европе.
Во-вторых, что касается участия России в формировании европейской системы безопасности, то Россия неоднократно высказывалась на этот счет и более того инициировала подготовку проекта "Договора о европейской безопасности".
В-третьих, предложение ряда западных политиков строить систему европейской безопасности на основе американской ЕвроПРО Россией также рассматривалось и мы считаем, что в принципе это возможно, но на равноправном участии всех заинтересованных сторон.
До недавнего времени США и другие страны-члены НАТО рассматривали участие России в построении совместной ПРО как вовлечение ее в проект ПРО НАТО, который реализуется в рамках американской системы. С таким подходом Россия не согласилась, т.к. у России и США существуют разные подходы к принципам построения ЕвроПРО и ее архитектуре.
Россия предлагает секторальный принцип построения ЕвроПРО с разделением ответственности сторон за прикрытие того или иного ракетоопасного направления. При этом речь идет о том, чтобы Россия и НАТО создали единый периметр противоракетной защиты Европы с элементами, ориентированными вовне.
Суть этой российской инициативы в упрощенном виде можно изложить так: Россия готова сбить любую ракету, которая полетит в направлении Западной Европы через российскую территорию или российский сектор ответственности, который может охватывать и страны СНГ, являющиеся участницами Единой системы ПВО СНГ.
В равной степени НАТО должно взять на себя аналогичные обязательства по своему сектору ЕвроПРО, который будет прикрывать входящие в Североатлантический альянс страны, в том случае, если кто-то нанесет ракетный удар по России или другим европейским странам - участницам СНГ через Западную Европу, то все атакующие их ракеты должны быть сбиты средствами НАТО.
Однако подходы США к построению ЕвроПРО несколько другие и безопасность России, а уж тем более ее союзников не принимается во внимание в принципе.
Вот здесь и возникает вопрос: что лежит в принципе построения системы ЕвроПРО и в отношении какой страны или группы стран она строится?
Если не России, то российский вариант построения ЕвроПРО был бы наиболее приемлемым, а если американская система ЕвроПРО задумывалась, исходя из мнимой угрозы со стороны России, и Россия рассматривается в качестве потенциального агрессора, то все очевидно до банальности. Американцы никогда и ни при каких условиях не согласятся на участие России в реализации системы ПРО в Европе. Поэтому США настаивают на том, что НАТО будет создавать свою европейскую ПРО, причем не по границам Европы, а эшелонированную.
В связи с этим ни в Вашингтоне, ни в Брюсселе реальное вовлечение России в проект создания системы ЕвроПРО в серьез никто не рассматривает. По мнению ряда американских политиков, Россия может рассматриваться в проекте не в качестве партнера, а лишь как наблюдатель с правом совещательного голоса при принятии решений.
Но позиция России четко обозначена и не учитывать ее невозможно. Если США и Североатлантический альянс все же намерены обеспечить противоракетную защиту Западной и Центральной Европы без участия России или в обход ее, то Россия будет рассматривать это как недружественный шаг и будет совместно со своими союзниками создавать свою систему безопасности в рамках ОДКБ.
Поскольку Россия и страны-члены НАТО сейчас не союзники, а всего лишь партнеры, то исходя из достигнутого на сегодня уровня доверия сторон друг к другу, представляется следующий подход к возможному совместному построению ЕвроПРО.
Ее объединяющим элементом может быть лишь совместная разведывательно-информационная система, включающая интегрированные средства наблюдения и анализа, включающая в себя радары и другие сенсоры, информация с которых будет поступать для анализа в совместный центр обмена данными и предупреждения о ракетном нападении, а также независимые друг от друга пункты управления огневыми средствами двух самодостаточных систем ПРО НАТО и ПРО России или ПРО СНГ.....
Профессор Александр Гусев в интервью журналу "Международная панорама"