Сегодня в португальском городе Мафра пройдет очередной саммит Россия-ЕС. Он символизирует шаг назад в отношениях между Европой и Россией: еще в прошлом году накануне аналогичного саммита обе стороны надеялись начать переговоры о заключении соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Теперь же ЕС не может не замечать полномасштабного конфликта между Россией, с одной стороны, и Польшей и странами Балтии - с другой, поэтому о соглашении никто уже и не мечтает. Европейские дипломаты в разговоре с Ъ признаются, что, если бы не давняя традиция проводить встречи Россия-ЕС дважды в год, нынешний саммит можно было бы вообще отменить. Как раз накануне саммита британская The Financial Times сообщила о том, что в ее распоряжении оказалось несколько внутренних документов ЕС, использованных в ходе подготовки к саммиту. В одном из них, написанном еще в июле, говорится, что Россия является "стратегическим партнером во многих сферах общих интересов, например в экономике, но в некоторых, например, в делах постсоветского пространства -- Россию скорее можно назвать конкурентом или даже оппонентом". В более поздних внутренних циркулярах ЕС Россию оппонентом не называют, зато отмечается, что "внешняя политика России в будущем станет более напористой, а внутренняя - более жесткой".
Это, наверное, самый странный саммит Россия-ЕС за последнее время. У Москвы и Брюсселя так много споров и так мало точек соприкосновения, что даже не очень понятно, какое сотрудничество можно обсуждать. Логичнее было бы просто сделать паузу, пропустить нынешний саммит, а в следующем году, когда проблемы как-нибудь улягутся, пройдут выборы в России, можно будет начинать разговаривать по существу. Но что поделать - заведенный обычай обязывает проводить саммиты дважды в год.
Очевидно, что российские власти подобная ситуация расстраивает. Отношения с ЕС крайне важны для президента Путина, и в прошлом году он прилагал особые усилия для начала переговоров по СПС. Поэтому на нынешнем саммите он, конечно, вспомнит об этой нереализованной мечте и будет критиковать ЕС за нежелание начать переговоры. Российская сторона на неофициальном уровне всегда упирает на то, что новое соглашение необходимо, поскольку "дорожные карты" о "четырех общих пространствах" являются юридически необязательными документами и имеют ограниченный характер. Тем не менее, именно обсуждение этих "четырех пространств" значится в повестке дня саммита.
Реальному сближению России и Европы и началу переговоров о СПС мешает далеко не только упрямство Польши. За прошедший год прохладные отношения между Россией и целым рядом стран Восточной Европы переросли в полномасштабный конфликт, который ЕС не может не замечать. Все давние раны вскрылись после весенней информационной войны между Россией и Эстонией. Вряд ли в Мафре будут обсуждать перенос Бронзового солдата или кибератаки на эстонские правительственные серверы, проблем достаточно.
На саммите в Мафре официальные представители стран Балтии или Польши присутствовать не будут там с российской делегацией предстоит разговаривать премьер-министру Португалии Жозе Сократишу, главе Еврокомиссии Жозе Мануэлу Баррозу и высокому представителю ЕС по внешней политике и безопасности Хавьеру Солане. Но неделю назад в Лиссабоне встречались лидеры всех 27 стран ЕС, которые наверняка высказали все свои претензии к Кремлю.
Наконец, один из самых больных вопросов - перспективы строительства газопровода Nord Stream по дну Балтийского моря. В сентябре Эстония официально отказалась предоставить свою часть дна под прокладывание трубы. Одновременно активные усилия для борьбы с газопроводом прилагает и Польша. С этой целью она еще около полугода назад объявила о территориальных претензиях к Дании - спор идет о части акватории Балтийского моря южнее острова Борнхольм. Варшава требует признать этот сектор частью исключительной экономической зоны Польши, тогда как сейчас эта зона является исключительной экономической зоной Дании. Именно в этом месте должна, согласно проекту, пройти труба Nord Stream.
09.05.2008
radio.businessfm.ru
viperson.ru