Профессор Александр Гусев в интервью журналу "Национальный проект": подписанные 29 мая 2014 года в Астане президентами Казахстана, России и Белоруссии документы по созданию Евразийского экономического союза, который начнет функционировать с 1 января 2015 года свидетельствуют о том, что основной экономической целью Союза трех государств является формирование мощного регионального экономического центра в форме экономического и валютного союза, способного отстаивать свои хозяйственные интересы на глобальном уровне.
Помимо этого и, что не менее важно, должна быть обозначена политическая цель интеграции, т.е. обретение Россией возможности представлять групповые интересы государств-союзников в различных международных форумах, от институционально оформленных ООН и ВТО до менее формальных от G8, G14 и G20, до БРИКС.
Анализ опыта европейской интеграции позволяет сформулировать несколько основополагающих критериев, на которых должна строиться евразийская интеграция:
- высокая степень открытости рынков интегрирующихся государств друг по отношению к другу;
- способность национальных экономических систем адекватно реагировать на внешние угрозы и вызовы;
- гибкость в вопросе стоимости рабочей силы.
Страны Евразийского экономического союза должны заранее согласовать общие подходы к бюджетно-финансовой политике.
В тоже время анализ политико-институциональной модели валютного союза ЕС показывает, что двумя главными опорами конструкции Европейского союза, приведшими его на грань краха в конце 2011 года, являются: принцип субсидиарности или индивидуальной ответственности государств. Он означает, что каждая страна - участница ЕС автономно управляет своей финансовой системой и только ее органы власти ответственны за их стабильность. Институты ЕС осуществляют мониторинг финансовых процессов на национальном уровне и наделены правом выдачи рекомендаций, однако последние не носят обязывающего характера и принцип независимости Европейского центрального банка и его приверженность исключительно стабильности цен при игнорировании такого индикатора, как ситуация на рынке труда.
На практике данный принцип означает жесткое разделение монетарной и бюджетной политики в рамках интеграционного пространства. Эти принципы трактуются Европейским союзом в достаточно широком диапазоне, создавая опасность того, что усилия ЕЦБ по стабилизации финансов на национальном уровне создают угрозу смягчения монетарной политики и дестабилизации валютного курса общей денежной единицы.
В тоже время мировой финансовый кризис убедительно показал, что перевод государственного долга в национальную валюту или валюту регионального интеграционного объединения представляется вполне логичным.
Такое решение позволяет устранить риск бюджетного кризиса из-за возможного обесценения национальной валюты или валюты интеграционного блока. Более того реализация данной стратегии усиливает автономию экономической системы группы государств по отношению к другим центрам силы в мире.
Следующим шагом можно рекомендовать увеличение рублевой составляющей внешнего долга институтов частного сектора России и других государств Евразийского экономического союза. Это открывает возможности по снижению издержек финансирования и сокращает зависимость корпораций от колебаний валютного курса рубля.
Рассматривая перспективы превращения российского рубля, а затем и единой валюты государств Евразийского экономического союза в международную и даже резервную денежную единицу, следует помнить о том, что новый статус принесет с собой серьезные издержки и для валюты, и для политических институтов, обеспечивающих ее функционирование. Так, заботой России и интеграционных структур в Евразийском экономическом союзе станет поддержание стабильного валютного курса денежной единицы, сокращение возможностей влиять на предложение единой валюты в экономике союза, так как последнее отчасти будет формироваться на внешних по отношению к Евразийскому союзу рынках.
Формирование Евразийского экономического союза может пройти в пять этапов:
Первый этап: формирование инфраструктуры единого денежно-кредитного рынка Евразийского экономического союза.
Этот этап носит подготовительный характер, и главный приоритет в его рамках - создание инфраструктуры единого финансового и валютного рынка союза. В этот период необходимо создание единого рынка труда Евразийского экономического союза.
Второй этап: разработка нормативных актов.
В этот период должна быть создана институциональная структура Евразийского экономического союза, проведена гармонизация национальных законодательств, согласование величин инфляции, дефицита бюджета и государственного долга, а также обеспечена валютная стабильность, независимость центральных банков и создание механизма контроля за их соблюдением.
Третий этап: построение инфраструктуры Евразийского экономического союза. Основные задачи в этот период: создание платежного союза с единой платежной системой и расчетами в реальном времени, проводимыми в национальных валютах, прежде всего, в российских рублях; введение узких валютных коридоров вовлеченных в проект валют; координация деятельности регуляторов финансовых рынков, включая сбор и анализ статистической информации о состоянии финансовых рынков.
На этом этапе также должен быть создан прообраз будущего Центрального банка Евразийского экономического союза, юридически гарантирована его юридическая и операционная независимость, включая отказ от проведения институтами управления Евразийского экономического союза операций заимствования.
Четвертый этап: введение единой валюты в безналичный оборот.
Анализ опыта Европейского союза показывает, что в течение данного этапа должен быть создан Центральный Банк Евразийского экономического союза с передачей ему полномочий центробанков государств-членов; проведена жесткая фиксация курсов обмена валют государств - участников ЭВС; принято решение о создании единой валюты Евразийского экономического союза на основе российского рубля.
Пятый этап: введение единой валюты в наличный оборот.
Данный этап должен завершить процесс построения Евразийского экономического союза. Введение в наличный оборот единой валюты союза позволит региону оформиться в качестве одного из ключевых акторов мировой политико-экономической системы, а Российской Федерации - превратить свое лидерство в регионе из формального в общепризнанное другими государствами союза. В течение нескольких месяцев должен состояться обмен национальных валют на новую валюту без ограничений по объемам и срокам, данная валюта должна утвердиться на мировых рынках валютообменных операций....
Профессор Александр Гусев в интервью журналу "Национальный проект" 10.07.2014 года