Уважаемые коллеги!
Формирование системы представительства интересов бизнеса в России началось в очень неоднозначный и сложный период. Это было время начала модернизации российской экономической и политической системы, которое характеризовалось глубинными потрясениями во всех сферах жизни. Изменения в одной системе влекли за собой изменения в другой: появление частного сектора повлекло возникновение института крупных собственников, который затем трансформировался в институт бизнес-элиты. Развитие частного предпринимательства повлекло ряд серьёзнейших изменений в социальной, экономической и политической системах. Уже на этом этапе, который условно можно назвать этапом правового хаоса эпохи первоначального накопления капитала, начинают возникать первые организации, чьими функциями становятся агрегирование и репрезентация интересов. Отличительными чертами системы представительства интересов бизнеса в его взаимоотношениях с властью стали: институционализация (создание Совета по предпринимательству при правительстве РФ и института регулярных встреч представителей бизнеса с президентом России), корпоративизация (повышение роли ассоциаций бизнеса) и становление "режима консультаций", при сохранении двухсекторной системы представительства (ассоциации и индивидуализированные каналы). В настоящее время систему представительства интересов бизнеса в федеральном центре определяют в основном четыре ведущих ассоциаций: РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей), ТПП РФ (Торгово-Промышленная Палата Российской Федерации), "Деловая Россия" и ОПОРа (Объединение предпринимательских обществ России).
Из выступления на научно-практическом совещании "Формирование представительства бизнеса во взаимоотношениях с властью" (Москва, 05.07.2004)
viperson.ru