Уважаемые коллеги!
Среди вероятных направлений развития экологической ситуации в стране возможен сценарий, основанный на использовании механизмов взаимовыгодного соединения интересов крупных корпораций и региональных, местных органов власти. В этой связи обеспокоенность гражданского общества страны понятна и основывается на негативных примерах подобных союзов. Однако сегодня нельзя не обратить внимание на то, что подобные союзы неизбежны и уже немало убедительных примеров взаимной пользы сотрудничества корпораций и территорий. Крупные корпорации в настоящее время в стране являются как правило бюджетообразующими территорий на которых они находятся и таким образом выполняют очень важную социальную роль: строят и содержат объекты социальной инфраструктуры, обеспечивают сохранение окружающей природной среды и экологическую безопасность территорий. При слабости государственной власти крупные корпорации часто становятся единственным и к тому же системообразующим экономическим и экологическим агентом, от которого в основном зависят как экологическое состояние территории, так и судьба и здоровье конкретного гражданина страны. Сейчас можно привести множество примеров "замещения" корпорациями прежней советской системы социального "патернализма". Необходимо также отметить, что в последнее время в государственную власть с большим желанием идут руководители крупных корпораций. Большинство губернаторов, мэров городов и депутатов законодательных собраний являются в недавнем прошлом руководителями "регионообразующих корпораций" и предприятий. Показателены в этом отношении примеры с АО "Норильский никель", "ЛУКОЙЛом" в решении социальных и экологических проблем в регионах. Поэтому представляется полезным преодолеть свойственный при формировании стратегических концепций, в том числе и указанных выше концепции устойчивого развития и экологической доктрины России недоучет перемен во внешней, социальной и экологической политике России. Нельзя не видеть и не учитывать в процессе разработки концептуальных решений прагматичности государственной политики страны и смещение вектора российских интересов в сторону региональных аспектов сохранения высокого качества окружающей природной среды, здоровья населения и неизбежности процессов глобализации, и как следствие обеспечение безопасности России.
Отсюда следует первый вывод - если Россия действительно заинтересована в том, чтобы в XXI веке стать полноправной участницей мирового сообщества, максимально и рационально использующей выгоды территорииально-пространственного, природно-ресурского и геополитического характера, то ей нужна принципиально новая экологическая политика, основанная на реалиях рыночных преобразований, усилении конкуренции, естественности кризисов, расширения сферы и учете интересов крупных корпораций и прежде всего регионального развития страны. Исходя из этого мы должны принять четыре принципиальных положения:
· признание объективного характера процессов формирования экологической политики;
· использование системного подхода при решении экологических проблем;
· учет дисперсности природных особенностей территории страны;
· примат сохранения качества окружающей природной среды, здоровья населения и обеспечения безопасности России над всеми остальными видами деятельности.
Второй вывод - необходима новая оценка ситуации в стране, учитывающая изменения отношений, интересов и природно-ресурсных возможностей государства, регионов, хозяйствующих субьектов и населения. Значимость оценок столь велика для выработки реалистичной государственной экологической политики, что следовало бы рекомендовать Правительству РФ пересмотреть систему сбора и анализа информации, поступающей из регионов.
Третий вывод - государственная экологическая политика должна определять деятельность собственно государственных структур по решению государственно значимых проблем за счет государственных ресурсов и применения инструментов государственного управления.
23.04.2001
Из выступления на научно-практической конференции "Новые тенденции в социальной и экологической политики России" (Красноярск, 23.04.2001)
viperson.ru