Профессор Александр Гусев в интервью журналу «Россия в глобальной экономике» 04.12.2015 года: в ходе торгов на Московской бирже курс доллара достиг отметки в 68,26 рубля, увеличившись на 50 копеек. Таким образом, российский рубль слабеет после падения цены на нефть, вызванного решением Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) о повышении квот на добычу.
Напомню, что 4 декабря 2015 года ОПЕК повысила производственные квоты до 31,5 миллиона баррелей в день. После этого марка Brent подешевела с 44,64 до 42,76 доллара за баррель.
3 декабря 2015 года Иран, как один из членов ОПЕК призвал снизить всех членов организации объемы добычи, такая мера могла бы несколько сбалансировать рынок, на котором ощущаются излишки предложения.
Проседание рубля 13 ноября глава Минфина России Антон Силуанов объяснил именно этим. В результате ослабления рубля и снижения нефтяных котировок российский бюджет в 2016 году может потерять около триллиона рублей. При этом в следующем году дефицит государственных средств может превысить 3 триллиона рублей, т.к. параметры бюджета принимались, исходя из средней стоимости нефти в 50 долларов за баррель.
Напомню, что в сентябре 2015 года страны-члены ОПЕК совокупно добывали 31,7 млн баррелей нефти в день, тем самым нарушая установленные им квоты.
Декабрьское решение ОПЕК было принято, несмотря на низкие цены на нефть и существенное превышение установленного объема квот. Так, в октябре 2015 года страны ОПЕК добыли более 31,8 млн баррелей в сутки, что даже превышает уровень нового официального показателя.
Российская Федерация не является страной-членом ОПЕК, поэтому не может повлиять на решения, принимаемые организацией экспортеров нефти.
Будут ли и дальше подниматься квоты на добычу нефти?
Скорее всего, суточный уровень добычи нефти в 2016 году может достигнуть 40 млн баррелей в сутки, при таком показателе цена нефти марки Brent может снизиться еще на 5 долларов за баррель и составить около 37-38 долларов.
Для нашей страны, это будет означать, что доходная часть бюджета может недополучить еще около триллиона рублей. На заработной плате топ-менеджеров, как показывает практика, это вряд ли не скажется, а что это будет означать для простых граждан, нетрудно догадаться…
Профессор Александр Гусев в интервью журналу «Россия в глобальной экономике» 04.12.2015 года.