Уважаемые коллеги!
К 1992 году окрепшее промышленное лобби сконцентрировало свои усилия на давлении на российское руководство. В результате власть избрала стратегию постоянного и универсального сдерживания бизнеса, сводящую на нет действовавшие до того институциональные формы консультаций с бизнесом. Заявления о необходимости той или иной формы постоянных взаимоотношений с бизнесом, равно как и создание очередных советов по предпринимательству, были связаны не с реальной ориентацией власти на партнерские отношения с теми или иными общественными силами, а с изменениями политической конъюнктуры.
Неформализованные и личные отношения президента РФ с крупнейшими российскими предпринимателями стали одним из факторов, дестабилизировавших сложившуюся в стране полицентрическую политическую систему и приведших к ее вырождению, так как неизбежные в бизнесе конфликты не были ограничены рамками своей сферы. В начале 90-х годов ХХ века "консультации" с бизнесом были не полноценным и не эффективным институтом представительства интересов бизнеса во власти. Эти отношения следует рассматривать, скорее, как публичную сторону общения президента с приближенными к нему представителями российской элиты. Поэтому эта практика не позволяет уточнить источник влияния на то или иное государственное решение или в целом оценить информационную и аналитическую базу, на основе которой оно было принято, что в реальности снимает ответственность представителей бизнеса, предоставляя им все возможности преследовать лишь узко корпоративные интересы.
23.05.1993
Из выступления на научно-практической конференции "Власть и современный бизнес" (Москва, 23.05.1993).
viperson.ru