Еще в начале 2000 года Президент В.В. Путин объявил о начале реформы федеративного устройства страны. Направлений реформирования было много. Это и приведение в соответствие с федеральным законодательством субъектов, и реформирование бюджетных отношений. Однако основной задачей административной реформы является построение более четкой вертикали власти. Еще весной 2000 года появились первые упоминания в СМИ о готовящемся изменении системы административно - территориального деления Российской Федерации. Однако весь вопрос заключался в том, с каких регионов начнутся изменения и когда именно. Строились различные предположения, с новой силой в научном сообществе разгорелись дискуссии о создании новой системы АТД, которая стала бы эффективнее существующей. Частично эта проблема уже начала реализовываться на примере Пермского и Красноярского краев. В настоящее время различными авторами в зависимости от сферы их профессиональной деятельности предлагаются различные системы нового АТД. Практически все авторы говорят о неэффективности управления таким большим количеством субъектов. Предложенные проекты реформирования АТД можно разделить на две части: изменение системы административно - территориального деления путем уменьшения количества субъектов и увеличение количества уровней управления.
Новым уровнем административно - территориального деления чаще называют федеральные округа или межрегиональные ассоциации. Были, например, предложения не реформировать старую систему АТД, а создать абсолютно новую. Первый вопрос, который необходимо решить, быть ли России унитарным или федеративным государством. Россия не может быть федерацией, так как с момента создания была унитарной империей. Основные принципы предлагаемой реформы состоят в следующем: субъекты должны быть сопоставимы по численности населения и территории. Если число административно-территориальных единиц будет в пределах 30-40, то их средняя площадь составит не более 300-400 тыс. км2, а средняя численность населения - 4-5 млн. человек. При этом следует выделить специфические административно-территориальные единицы - территории, которые будут находиться под прямым федеральным контролем, например, как в Канаде или Австралии. Таких территорий должно быть пять, например, самые малонаселенные районы севера России. В итоге на 35 федеральных территорий придется 7,5 млн. км2 или 44% площади РФ и 139 млн. человек (96% населения).
Границы между новыми субъектами необходимо провести по параллелям и меридианам с учетом физико-географических особенностей местности. Есть мнение, что национальный фактор при создании новой системы не должен быть основополагающим, его необходимо учитывать лишь при построении нижестоящего уровня административно-территориальной системы. Другим вариантом реформы может быть сокращение единиц системы АТД за счет укрупнения регионов до 10-20 и предоставления им статуса губерний. При этом территории большинства единиц, образованных по национальному признаку остаются неизменными. Таким образом, можно достичь статусного равенства между субъектами и одновременного сокращения числа управленческих единиц первого уровня. В соответствии с этим проектом, большая протяженность России, слишком разные природные условия и "особость" отдельных регионов требуют выделения их в регионы с особыми формами управления. К ним относятся Курильские острова, Калининградская область, федеральный столичный округ и две республики (Чечня и Ингушетия).
Однако надо заметить, что подобная реформа еще больше усилит экономическое и территориальное неравенство между субъектами. Даже сегодня Красноярский край площади превосходит площадь, например, республику Северная Осетия - Алания более чем в 100 раз. Кроме того, практически все республики относятся к дотационным регионам, а, следовательно, такое административно-территориальное деление только усугубит социально-экономическое неравенство субъектов РФ.
22.04.2010 года
"Региональная Россия"
viperson.ru