На вопросы редакции отвечает Александр ХЛОПОНИН, Губернатор Красноярского края, Член Высшего Совета партии "Единая Россия"
- Александр Геннадьевич, в послании президента была подтверждена задача ускоренного роста экономики страны, в частности говорится о возможности удвоения ВВП к 2010 году. Такие масштабные задачи требуют нестандартных действий в экономической политике. Как вам видится достижение этих целей с точки зрения руководителя одного из крупнейших российских регионов?
- Задача удвоения ВВП страны означает, что мы должны добиться соответствующего увеличения валового регионального продукта. Красноярский край играет важную роль в российской экономике. По объему промышленного производства, в том числе и на душу населения, мы занимаем первое место в Сибирском федеральном округе. Край является донором федерального бюджета. Так что от развития краевой экономики зависит не только благосостояние жителей края, но и общероссийские показатели.
Недавно администрация края завершила работу над Программой среднесрочного развития региона до 2010 года. Значительное ускорение экономического роста и, как результат - удвоение ВВП, является для нас одним из важнейших приоритетов. Я уверен в том, что задача выполнима, хотя для этого потребуются кардинальные и неординарные меры. Часть из них мы можем и должны принять сами на уровне региона, но есть необходимость и в крупных решениях федерального уровня. Проблемы, с которыми мы столкнулись, имеют значение не только для Красноярского края, но и других регионов страны. Поэтому, по моему глубокому убеждению, надо ставить вопрос об изменении региональной политики федерального центра в целом. В этом скрыт существенный резерв экономического роста.
- Какие именно проблемы требуют решения и каковы предлагаемые вами изменения в отношениях центра и регионов?
- Давайте посмотрим, как выстраиваются эти отношения сейчас. Акцент делается на выравнивание межрегиональных различий. На это тратятся огромные суммы из федерального бюджета, несопоставимые с расходами на инвестиционную поддержку, то есть на ускоренное развитие регионов. Если быть точным, то выравнивающие дотации и трансферты в девять раз превышают объем инвестиционной бюджетной поддержки регионов, осуществляемой через фонд развития региональных программ. Напомню, что сумма фондов финансовой поддержки, компенсаций и софинансирования социальных расходов составляет свыше 10 миллиардов долларов в год.
А откуда взять средства на выравнивание? Прежде всего, из поступлений, перечисляемых регионами-донорами, лидерами российской экономики. На долю 10-12 таких регионов, которые и формируют свыше половины доходной части федерального бюджета, приходится более половины ВВП страны. Федеральные власти консолидируют их доходы и передают на покрытие текущих нужд дотационных регионов. В результате и регионы-доноры, и дотационные регионы лишаются стимулов к развитию. Первые - потому что теряют право распоряжаться заработанными деньгами, вторые - потому что привыкают жить на иждивении. Цель, ради которой выстроена вся эта схема, то есть выравнивание, не достигается. Статистика показывает, что межрегиональная дифференциация растет, несмотря на все усилия правительства. Так, десятка регионов-доноров с 1998 года на 9-11 процентов в год увеличивала отрыв от общероссийского уровня по объему ВВП на человека, тогда как замыкающая по этому показателю группа регионов на 3-5 процентов в год увеличивала свое отставание.
Мы предлагаем изменить стратегию региональной политики, сделав акцент на реализацию в регионах инвестиционных проектов экономического роста. Поощрять опорные регионы, способные выступить локомотивами, которые потянут за собой остальные территории. С помощью регионов-лидеров мы сможем в короткий срок модернизировать российскую экономику, создать новые рабочие места, повысить уровень жизни. Стратегическую задачу преодоления бедности, социальных диспропорций нужно и можно решить через развитие общей экономической базы, а не через перераспределение скудных бюджетных крошек.
- Но в таком случае о выравнивании межрегиональных различий придется забыть. Ведь даже те, как вы выразились, скудные крошки пойдут на развитие производительных сил в опорных регионах?
- Нет. Надо понимать, что именно следует выравнивать. Необходимо определить минимальные базовые социальные стандарты, которые должны быть гарантированы каждому гражданину РФ независимо от места проживания. Исходя из возможностей региона, следует обеспечить выполнение этих стандартов, надо планировать объем федеральной помощи, предоставляемой региону на эти цели. По мере экономического роста в стране планка минимального социального стандарта будет повышаться.
Вообще бюджетное планирование для регионов на основе установленных социальных стандартов - давно назревшая тема. К сожалению, сейчас оно, как правило, осуществляется "от достигнутого" или по весьма уязвимым критериям, вроде соответствия средней бюджетной обеспеченности по стране. Не сомневаюсь, что определение социальных стандартов позволило бы оптимизировать финансовую поддержку регионов и увеличить в этих расходах инвестиционную составляющую.
- То есть вы предлагаете увеличить федеральное участие в региональных инвестиционных проектах. За счет каких источников?
- На первых порах, в качестве эксперимента можно было бы направить дополнительно на эти цели до одного процента расходов федерального бюджета. Полагаю, что благоприятная конъюнктура по доходам бюджета, связанная с высокими мировыми ценами на энергоносители, позволит государству аккумулировать необходимые средства. Дальнейший уровень расходов будет зависеть от успеха новой региональной политики. В некоторых странах мира - в Китае, например, в Южной Корее, Бразилии, Чили, финансирование инновационных региональных программ доходит до нескольких процентов ВВП.
При этом хочу подчеркнуть: государство не должно финансировать инвестиционные проекты регионов целиком. Речь идет о долевом участии наряду со средствами регионов и привлечением частного капитала. Иными словами, задача состоит не в том, чтобы раздать как можно больше федеральных денег, а в том, чтобы пробудить инициативу регионов, поддержать их, подать сигнал частным инвесторам о надежности и перспективности предлагаемых к осуществлению проектов.
Да, вопрос есть: откуда регионы возьмут средства для обеспечения своей доли в инвестициях? Считаю, что эффективным шагом стало бы предоставление регионам права использовать часть суммы годового прироста налогового потенциала территории для вложений в инвестиционные проекты. Это - своего рода премиальная схема: экономика развивается, следовательно, растут налоговые поступления. Есть прирост - значит, регион получает право распоряжаться частью этой суммы.
- А по каким критериям, Александр Геннадьевич, будут отбираться регионы, в которые поступят деньги из федерального бюджета для инвестиционных проектов? Не получится ли так, что все будет решать не экономическая целесообразность, а лоббистские возможности местных руководителей?
- Вот этого и нельзя допускать, равно как и назначения "базовых регионов" сверху. Механизм распределения инвестиционных денег должен быть максимально прозрачным и ориентирован исключительно на оптимальный экономический результат. Для этого предлагаю распределять средства на конкурсной основе. Конкурс должен быть открытым - любой регион сможет принять в нем участие. При этом отбор проектов надо проводить по четким критериям экономической эффективности, включая привлечение внебюджетных средств. Полагаю, что частные инвестиции в победивших проектах должны существенно превышать вклад федерального и регионального бюджетов. Разумеется, проекты должны рассматриваться авторитетной комиссией с участием представителей федеральной власти и регионов, с обязательным привлечением независимых профессиональных экспертов и консультантов. Условия конкурсного распределения инвестиционных средств для регионов можно прописать в специальном законе о федеральных инвестиционных программах.
- Существует ли опыт участия частных инвесторов в подобных региональных программах? Можно привести пример инвестиционного проекта, который отвечал бы перечисленным вами условиям?
- Конечно. Только в Красноярском крае мы подготовили и приступаем к реализации целого ряда таких проектов. Наиболее масштабные из них - достройка Богучанской ГЭС и освоение Нижнего Приангарья. Инвестиции в этом районе способны дать колоссальную отдачу на вложенный капитал. Оценочная стоимость природных запасов Нижнего Приангарья составляет до 460 миллиардов долларов. Месторождения этого региона вместе с соответствующим комплексом переработки способны полностью удовлетворить потребности России в свинце и наполовину в марганце. Лесные запасы позволяют построить несколько целлюлозно-бумажных комбинатов, ориентированных как на отечественный рынок, так и на потребителей в Китае, странах Юго-Восточной Азии.
- Как распространить импульсы экономического роста от регионов-лидеров к отстающим? Вряд ли дотационные регионы окажутся в числе победителей федеральных конкурсов инвестиционных проектов.
- Наиболее действенный путь - развитие межрегиональной кооперации. Сейчас в этой сфере сложилась парадоксальная ситуация: регионы открыты для заграничного экспорта-импорта, открыты для взаимодействия с федеральным центром, но слабо связаны между собой. Поэтому часть федеральных инвестиций предлагаю распределять еще через один конкурс - межрегиональных инвестиционных проектов. Мы сможем, таким образом, дополнительно стимулировать регионы к сотрудничеству, к формулированию общих экономических интересов и проектов. Нам необходимо повернуть регионы лицом друг к другу, заставить их обсуждать совместные проекты, чтобы внутри страны выстраивались звенья производственной кооперации, цепочки добавления стоимости.
- Не секрет, что в укрупнении регионов многие видят возможность выровнять межрегиональные различия и укрепить экономическую составляющую. Как вы относитесь к процессу укрупнения субъектов Федерации, как эта мера, на ваш взгляд, повлияет на развитие экономического комплекса вообще и на резкое увеличение ВВП в частности?
- Все, что работает на интеграцию, - положительно для экономики. Конечно, каждый случай надо рассматривать и просчитывать отдельно, но экономический результат, безусловно, должен являться одним из главных критериев необходимости объединения.
Если говорить о Красноярском крае, то здесь экономические выгоды укрупнения налицо. Наш край, как многие знают, представляет собой этакий "матрешечный" субъект Федерации - в его состав входят два автономных округа - Эвенкийский и Таймырский (Долгано-Ненецкий). Край и округа долгое время развивались как единый территориально-производственный комплекс. Несмотря на приобретенный округами в начале 1990-х годов статус самостоятельных субъектов Федерации, они сохранили тесные взаимовыгодные контакты с краем, единую транспортную инфраструктуру, общие проекты. Например, освоение Ванкорского месторождения нефти в Туруханском районе Красноярского края потребует сооружения нефтепровода к порту Диксон. А это преобразует хозяйственную жизнь нескольких районов Таймыра. Освоение Нижнего Приангарья откроет совершенно новые перспективы для соседней Эвенкии. Не сомневаюсь, что укрупнение субъекта Федерации, реальное объединение, пойдет на пользу экономическому развитию и края, и округов.
- Вы рассказали, что федеральная власть могла бы сделать в области региональной политики. Давайте поговорим теперь о том, что могут предпринять сами регионы для стимулирования экономического роста. Что из опыта Красноярского края, по вашему мнению, представляет интерес для других регионов?
- Я далек от мысли, что мы создали идеальную модель экономической политики региона, но полагаю, некоторые наши подходы заслуживают внимания и могут стать примером для других территорий.
Во-первых, приоритеты промышленной политики в регионе должны вырабатываться в диалоге бизнеса, экспертов и власти. Инструментом такого диалога может стать консультативный орган, условно говоря - Совет по предпринимательству при губернаторе.
Во-вторых, есть смысл создавать частно-государственный фонд регионального развития, цель которого состоит в привлечении инвесторов, в разработке и продвижении инвестиционных проектов.
В-третьих, необходимо способствовать росту человеческого капитала региона, то есть инвестировать в программы повышения профессиональной квалификации как госслужащих, так и представителей частного бизнеса.
В-четвертых, важно формирование комфортной юридической базы, снижение административных барьеров для малого и среднего бизнеса. В краевом законе о бюджете на 2004 год мы предусмотрели такую возможность: если официальный оборот предприятия становится больше 30 миллионов рублей и оно имеет четкую программу развития, мы из бюджета субсидируем процентную ставку по кредиту. В результате первые три года предприниматель пользуется кредитными ресурсами бесплатно. Но при этом в обмен на льготу мы требуем от него выполнения определенных социальных обязательств, соблюдения трудового кодекса. Так решается задача легализовать мелкий и средний бизнес, вывести его из "тени".
- С подобной проблемой сталкиваются практически все регионы. Однако 30 миллионов рублей - немалая сумма. Не кажется ли вам, что это слишком высокий порог?
- Высокий, но для нас принципиальный. Пытаться регулировать малый и средний бизнес, предоставляя льготы всем, кто этим занимается, - неэффективно. Существуют объективные причины функционирования этого сегмента бизнеса. Пока доход предприятия сравнительно небольшой, предпринимателю нет никакого смысла легализовать свой капитал. Но если предприятие выходит, скажем, на уровень миллион долларов, бизнесмен получает объективную возможность серьезно изменить условия своей жизни: приобрести хорошую квартиру, машину и т.п. Однако для этого он вынужден легализовать свои доходы, поскольку налоговые органы сейчас жестко контролирует систему доходов и расходов покупателей. Поэтому государство должно как можно быстрее вывести малое предприятие на оборот "от 30 миллионов и выше".
Каким образом? Первое, о чем я уже сказал, - предоставление льгот тем, кто на этот уровень вышел. Второе, - мы предусмотрели возможность предоставления инвестиционных налоговых кредитов при инвестициях от 10 миллионов рублей. Это как раз инвестиции малого бизнеса. В результате мы поощряем его к расширению производства, наращиванию оборотов. Наконец, малое предприятие может представить бизнес-план и подать заявку в "Корпорацию развития Красноярского края".
- Презентация Корпорации на недавнем Инвестиционном форуме в Красноярске вызвала большой интерес и многочисленные отклики. В чем значение этого необычного пока для России инструмента региональной экономической политики?
- Да, это - первый в России опыт создания фонда регионального развития с участием государства и частных инвесторов. Но за границей подобные фонды много лет успешно работают в США, Китае, странах Скандинавии и Латинской Америки.
Администрация края определяет основные задачи и направления деятельности корпорации. Мы ориентируем ее на работу по четырем типам важнейших для края проектов: транспортные, промышленно-отраслевые, коммунальные и социальные. По двум последним направлением как раз рассчитываем на привлечение малого и среднего бизнеса. Инвесторы, готовые участвовать в капитале Корпорации, образуют Наблюдательный совет, которые выбирает управляющую компанию. Ее задача - отбор конкретных проектов, их финансовое обеспечение, контроль за реализацией.
Главное, в чем нуждается любой инвестор, - это стабильные условия работы и снижение уровня рисков. Работая через корпорацию, которая находится "под покровительством" власти и управляется высокопрофессиональными менеджерами, инвестор достигает этой цели. Он может вкладывать средства, как в капитал Корпорации, так и в отдельные проекты, которые она будет осуществлять. Возможен вариант, когда бизнесмен приходит в Корпорацию с собственным проектом. Если проект проходит экспертизу и принимается, то мы сможем либо собрать под него инвестиции, либо предоставить налоговые или иные льготы.
В этом году администрация намерена вложить в капитал Корпорации не менее одного миллиарда рублей из краевого бюджета, или около 3 процентов его расходной части. На каждый бюджетный рубль мы рассчитываем привлечь три рубля за счет частных финансовых инвесторов Корпорации. А потом еще от трех до пяти рублей - за счет инвестиций частных промышленников в конкретные проекты. Мы надеемся сформировать капитал Корпорации на уровне 100-120 миллионов долларов и запустить реальных инвестиционных проектов на 500-600 миллионов долларов. На упомянутом Инвестиционном форуме в Красноярске интерес к проектам Корпорации высказали такие крупные российские компании как "Базовый элемент", РАО ЕЭС, "Роснефть", ОАО РЖД, "Норильский никель", СУЭК.
- Последний вопрос, Александр Геннадьевич. Многие темы, которые мы затронули, предполагают серьезные решения в сфере экономической политики. Обсуждались ли ваши предложения на федеральном уровне?
- О необходимости изменений в региональной политике, проводимой Федерацией, мы говорили с президентом Владимиром Путиным во время его поездки в Красноярск в феврале этого года. Президент внимательно отнесся к нашим предложениям. Владимир Путин считает, что Красноярский край способен выступить в качестве экспериментальной площадки для создания и проверки модели развития региона-донора, которая в дальнейшем может найти применение и в других субъектах Федерации.
Интервью вел Михаил БЫКОВ
http://www.fondedin.ru/