12 августа 2002
2764

Александр Ивантер: Штрафные очки

Быстрому росту российской экономики препятствуют невысокая конкурентоспособность производств, ориентированных на массовый внутренний спрос, и отсутствие механизмов перетока капитала из сырьевого сектора в обрабатывающую промышленность

Результаты очередного квартального опроса экономических экспертов, проведенного Центром развития на предмет "самочувствия" российского хозяйства в нынешнем и будущем годах (предыдущие опросы мы комментировали в N 6 и N18 за этот год), честно говоря, производят весьма удручающее впечатление. Кардинальной переоценки темпов роста в 2002-2003 годах по сравнению с прошлым опросом (май 2002 года) не произошло. Средняя оценка составляет 3, 8% прироста ВВП и в текущем году, и в будущем. А то, что о таких темпах могут только мечтать переживающие тяжелые времена США, Евросоюз и Япония, вообще говоря, слабое утешение.

Во-первых, среди переходных экономик масса примеров куда более резвого и вдобавок устойчивого роста - взять хотя бы 7% большого Китая и 5% маленькой Эстонии.

Во-вторых, когда темпы роста доходов населения превышают динамику ВВП вдвое (!), а на микроуровне масса примеров, ориентированных на отоваривание этих доходов компаний, демонстрирующих двузначные темпы роста, поневоле возникает ощущение, что "в датском королевстве" что-то не так.

Наконец, о качестве самого исследования - изрядно портит настроение инерционность оценок, господствующая в большинстве прогнозов. Как правило, эксперты смотрят на экономическую динамику текущих месяцев и в соответствии с ней просто корректируют свои старые прогнозы. Самые яркие примеры такой практики в свежем прогнозе - это резко повышательная переоценка валютных резервов и резко понижательная - инвестиций. Понятно, что даже для поиска точек разворота хозяйственной конъюнктуры, не говоря уж об источниках и механизмах этих разворотов, такие прогнозы мало пригодны.

Гораздо больше пищи для размышлений дал содержательный разговор с экспертами о специфике нынешней экономической ситуации и о перспективах ее развития в ближайшее время.

Прежде всего необходимо отметить, что эксперты говорят о том, что рост экономики продолжается. Вот оценка научного руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича: "Во втором квартале с поправкой на сезонность, ВВП вырос по сравнению с первым на 1, 3 процента, промышленное производство -на 2, 1 процента". Похожий "диагноз" ставит Евгений Гавриленков, главный экономист ИК "Тройка Диалог": "После рецессии - с ноября две тысячи первого по февраль две тысячи второго года - с марта началось оживление экономики. Это укладывается в рамки той сезонности, которая у нас образовалась после кризиса. Экономика оживает с мая по сентябрь, а зимой начинает падать".

Главным же препятствием роста экономики большинство аналитиков называет упавшую в первом полугодии инвестиционную активность крупнейших экспортеров. "Сократились производственные заказы со стороны российских экспортеров и естественных монополий, что больно сказалось на производственной активности во многих отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей и нефтехимической промышленности, в металлургии и в производстве строительных материалов", - говорит Владимир Тихомиров, старший экономист ФК "НИКойл". "От более оптимистичных оценок общеэкономической динамики удерживают низкие темпы роста инвестиций, - полагает Андрей Клепач, исполнительный директор Фонда экономических исследований "Центр развития". - Обусловлено это как статистическими эффектами, вызванными провалом в первом квартале, так и ухудшением финансовых условий для инвестиций - речь идет о снижении нормы прибыли в промышленности. Не преодолеваются и структурные проблемы: избыточный капитал нефтяной сферы не находит применения внутри страны в обрабатывающих отраслях".

Вот как объясняет механизм воздействия сырьевых инвестиций на экономику Евгений Гавриленков: "Катализатором всего роста, даже потребительского, выступают инвестиции. Инвестиции в основном сосредоточены в ТЭКе. Как только конъюнктура хорошая - повышается инвестиционный спрос. Потом, с неким лагом, растет потребительский спрос, поскольку в разных отраслях выплачиваются зарплаты. В 2001 году мы говорили, что двигателем роста выступает потребительский спрос, и тем не менее за ним все равно стояли инвестиции".

Причинами сворачивания сырьевых инвестиций эксперты считают ухудшение ситуации на мировых рынках (растущие риски вложений в emerging markets) и вялую, неопределенную конъюнктуру мировых рынков сырья в начале нынешнего года, когда верстались инвестпрограммы крупнейших российских экспортеров. "Возможно, после того, как цены на нефть выросли, нефтяные компании на второе полугодие пересмотрят свои планы", - надеется Юлия Цепляева, старший эксперт аналитического отдела ИНГ-банка.

Есть и еще одна причина, сугубо внутренняя. Если положительный эффект от снижения ставки налога на прибыль скажется на экономике лишь в долгосрочной перспективе, то отмена инвестиционной льготы (освобождение от уплаты налога на прибыль половины средств, направляемых на инвестиции) ударила по инвестициям быстро и больно. Комментирует Евгений Гавриленков из "Тройки Диалог": "Хотя налог на прибыль снижен до двадцати четырех процентов, отмена льгот привела к тому, что компании стали показывать прибыли на уровне шестьдесят процентов от уровня прошлого года. Эта новация по налогу на прибыль привела к резкому сокращению инвестиционных программ и стимулировала отток капитала".

Долгосрочные ограничители роста российской экономики, помимо конъюнктурных факторов, эксперты видят в недостаточной глубине и эффективности структурных реформ, да и времени, чтобы появились их видимые плоды, прошло еще недостаточно. Новый бизнес не развивается должным образом, потому что слишком высоки барьеры для входа на рынок и все еще неадекватна налоговая система.

2001 год был годом развития с опорой на внутренний рынок. В последние месяцы экономика вновь все сильнее разворачивается в сторону сырьевого экспорта. Почему же воспроизводственный механизм, ориентированный на внутренний спрос, пробуксовывает? Говорит руководитель Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Андрей Белоусов: "Для того чтобы заработал механизм роста с опорой на внутренний спрос, должна ускоренными темпами расти конкурентоспособность тех отраслей, которые его обслуживают, то есть перерабатывающих отраслей. А здесь пока существенных подвижек нет". С ним согласен Андрей Клепач из Центра развития: "Что до секторов, ориентированных на внутренний спрос, и до обрабатывающих отраслей, ориентированных на экспорт, то здесь ключевая проблема не в спросе - потенциальный спрос есть, да и не в загрузке - в целом уровень загрузки в машиностроении невысок. Чтобы эти секторы развивались, нужно обновлять продукцию, нужно научиться выпускать то, что может конкурировать с импортом или занять собственную нишу. Это потребует больших капиталовложений, долгосрочных затрат - рост этих секторов весьма кредитоемкий. Более половины кредитов в прошлом году, как мы видели, шло экспорториентированным секторам. У тех же, кто работает на внутренний рынок, за исключением пищевой промышленности, низкая платежеспособность, и им доступ к кредитам и иным платежным ресурсам по-прежнему затруднен. Не надо забывать и про вялый государственный спрос. Расходы государства во многом связаны с социальными выплатами, что подхлестывает потребительский спрос. Если же взять инвестиционную деятельность государства - то она сворачивается. Военные заказы носят "вялотекущий характер" и не обеспечивают загрузки военных предприятий. Если не будет увеличен государственный спрос и если не будет кредитной поддержки от российских и зарубежных банков, мы не то что не достигнем пяти процентов в год, но и на четырех процентах не удержимся".

И последнее - весьма показательное. Впервые в своих прогнозах на будущий год некоторые эксперты начинают учитывать фактор приближающихся выборов. Говорит Елена Романова, экономист Райффайзенбанка: "Следующий год - предвыборный. Как бы все ни говорили, что результаты выборов очевидны, неопределенность увеличивается. Инвестиционное поведение тех, кто хочет войти на рынок, будет поэтому более осторожным. Те инвестиционные проекты, что уже начаты, будут продолжаться, нет смысла их замораживать. Иностранные инвестиции будут умеренными - прежде всего из-за падения ключевых фондовых рынков, ведь на emerging markets в этом случае смотрят в последнюю очередь, а на наш развивающийся рынок воздействует еще и общая неопределенность, обусловленная выборами".



В подготовке материала принимал участие Петр Кирьян

http://www.hse.ru/pressa/expert/20020812.htm

Эксперт No 29, 12 августа 2002 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован