17 мая 2006
4484

Александр Кабаков: Под колпаком

Никогда прежде не было в публичной деятельности такого количества клоунов и шутов. Речь не о профессиональных комиках, так называемых "юмористах", заполняющих пошлостями едва ли не половину телевизионного времени, не о профессиональных скоморохах, программы с которыми, судя по рейтингам, востребованы аудиторией больше, чем даже мыльные мелодрамы и боевики, не говоря уж, конечно, о серьезных передачах. Что делать, публике не прикажешь, остается только размышлять о причинах таких предпочтений. Но еще более огорчительно то, что и в сферах вроде бы очень далеких от эстрадных "сатиры и юмора" процветают персонажи комические, пародийные, откровенно эксплуатирующие тягу соотечественников и современников к тотальному стебу, кривлянию, демонстративному нарушению приличий. Публика своим выбором заявляет: мы категорически не желаем разговаривать всерьез о чем бы то ни было, мы принимаем только шутовство, потому что оно соответствует цинизму действительности...

Чемпион и классик жанра, раньше всех внедривший клоунаду в политику - конечно, Жириновский. Его творческому долголетию и неизменному успеху может позавидовать любая эстрадная звезда. Он чрезвычайно чутко реагирует на требования рынка и сегодня предлагает аудитории совсем другой набор реприз и гэгов, чем лет десять назад. Он действует осмысленно, безусловно понимая, чем именно занимается, и наверняка не обольщается относительно своего места в труппе, работающей на политической арене: не укротитель, не акробат под куполом, не жонглер - лишь "коверный", "рыжий", клоун, который заполняет паузы, пока готовят реквизит и разравнивают песок. Но зрители, особенно дети, любят клоуна больше, чем силачей и даже фокусников.

Второе, третье и так далее места делят многие фигуранты политической, культурной и даже экономической жизни. В последние годы на авансцену выдвинулся салонный экстремист, глянцевый мыслитель, усиленно молодящийся пожилой писатель Лимонов. Его отношения с публикой чем-то напоминают поведение недобросовестной няньки несмышленого ребенка: вместо того, чтобы присматривать за дитем, она кокетничает с прохожим солдатом. "Дети Лимонова" вламываются в государственные учреждения и устраивают драки на улицах, а их дядька-наставник пожинает плоды детских усилий, купаясь во внимании светской публики на тусовках и давая интервью рекламным журналам. Революционера чаще всего можно встретить на буржуйском сборище... Все отдает комической опереттой - от давно прилипшего псевдонима до недавно заведенной бородки.

Несколько отстает в эстрадной популярности от коллеги идеологический писатель Проханов. Ну, у него и амплуа менее благодарное: он сумрачный прорицатель-декламатор, провинциальный трагик, вызывающий, вопреки своим намерениям, заламываниями рук и вскрикиваниями хохот непонятливого зала. Общее благородство облика нарочито, вечная национальная обида демонстрируется слишком выразительно - получается шарж на самого себя.
В первые ряды вырвался депутат Митрофанов. Он работает в образе шута-грубияна - вызывающе несет политические и идеологические неприличия, а зал радостно ржет: вот сказанул, так сказанул! Это прекрасно сочетается с внешностью, подтверждающей известное наблюдение: у людей такой комплекции часто бывает недобрый взгляд. Ставшие в последнее время доступными читателю письменные упражнения депутата, вышедшие уже двумя книгами, работают, как эффективный пиар - старые шутки и несмешные анекдоты удачно дополняют устное ерничанье.

Успешно конкурирует с признанными мастерами политической эстрады начальник коммунистов Зюганов. Его появления во главе небольших колонн, состоящих из старушек в пионерских галстуках и ветеранов, явно родившихся после войны и украшенных медалями за выслугу лет и значками победителя соцсоревнования вместо орденов, по комическому эффекту уже сравнимы с некогда блистательными шоу вышедшего теперь из моды пролетарского скомороха Анпилова.

Следует ради справедливости честно признать, что на поле пародии попали в последние годы и политики правого, либерального толка в диапазоне Немцова-Хакамады-Касьянова. От памятных белых брюк до новейшего сочинения с рекламным "sex" на обложке; от неумелых пинков, которых режим просто не замечает, как не замечает пузатый силач-тяжеловес наскоков малорослого клоуна, до демонстративно нудных речей, похожих на доклад Огурцова из "Карнавальной ночи" - все смешно...

Однако представителей художественной интеллигенции, сознательно или нечаянно оказавшейся в ролях клоунов, все же больше, чем политиков. Начиная со скульптора Церетели и художника Сафронова, исполняющих роли "белых" клоунов, но все время попадающих под удары критических хлопушек и пузырей, как "рыжие", и режиссера-актера Никиты Михалкова, не замечающего комичности в том, что лицедей всерьез ощущает себя государем или, по крайней мере, вельможей - кончая поп-примадонной Пугачевой в роли общественно-государственного деятеля и последней поп-звездочкой, всерьез вещающей о нравственности с телеэкрана... Над ними даже не смеются. Они лишь усиливают всеобщее ощущение: общественная, политическая, культурная жизнь в наше время превратилась в фарс.

Именно это ощущение, мне кажется, и должно вызывать тревогу. Вера в то, что трагедии повторяются исключительно в безопасном жанре фарса, может оказаться неразумной беспечностью.

Вообще-то, постмодернистское шутовство, пересмешничество, пронизавшее всю современную реальность, должно действительно успокаивать. Прирученные, переведенные в разряд забавных персонажей светско-телевизионной массовки революционеры, идейные экстремисты, непримиримые оппозиционеры и яростные ретрограды не представляют угрозы существующему порядку важнейших вещей. Ручные враги системы, прикормленные столпы контркультуры, низведенные до шутовского уровня мрачные пророки - необходимые члены настоящего, устойчивого буржуазного общества. Идеолог праведной бедности в дизайнерском пиджачке из недешевого бутика, вождь рабочего класса в казенной BMW, королева дискотеки в качестве совести нации - смешно и, значит, не страшно.

Но может оказаться, что станет страшно. Прецеденты превращения клоунов, эпатажных фигляров, уморительных политических аутсайдеров в настоящих политических людоедов слишком хорошо известны. Недоучка-юрист, почти карлик с карикатурной внешностью интеллигента типа Васисуалия Лоханкина и ужасным выговором, швырнул Россию в пропасть. Чаплинский маленький диктатор, шут гороховый и неудачливый живописец, постепенно выработался в пожирателя миллионов людей. Волоокий южный красавец, позирующий телекамерам, как подросток, с автоматом в руках и в американской военной куртке поверх арабской рубахи, впервые использовал пассажирские самолеты в качестве бомб и убил тысячи американцев. Всем им поначалу не придавали значения, над всеми посмеивались, а потом стало поздно. Под клоунским колпаком может скрываться и безобидный болтун, хохмач, расчетливый халтурщик, элементарно делающий бабки на человеческой страсти ко всему смешному, и бешеный фанатик, лишь до поры до времени довольствующийся колпаком вместо фюрерской фуражки.

Как известно, после неудержимого и слишком долгого смеха дети обязательно плачут.

Александр Кабаков, Издательский дом "Коммерсантъ"



Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


21/04/2006


"2005 "РИА НОВОСТИ"


Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован