17 декабря 2004
3716

Александр Клименко: Претендуйте на успех!

- Александр Викторович! На совещании в Санкт-Петербурге, где собрались проректоры по науке сотен вузов страны, вы выступали как представитель Роснауки. Как она связана с Министерством образования и науки Российской Федерации? Каким образом в 2005 году будут финансироваться научные исследования и опытно-конструкторские работы из госбюджета через Роснауку? Расскажите, пожалуйста, подробнее то, о чем говорили последний раз в Питере.
- Новое для слуха имя Роснаука - сокращенное наименование Федерального агентства по науке и инновациям, находящегося в ведении министерства. На мой взгляд, агентство - интеллектуальный привод реализации всего того, что разрабатывает Министерство образования и науки. Чем конкретно Роснауке суждено заниматься? Положение об агентстве включает 18 функций, которые оно должно выполнять. Но прежде всего, и это записано в Положении под первым номером, Роснаука занимается организацией и проведением конкурсов для размещения заказов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, которые финансируются из федерального бюджета.
Конкурсами нам пришлось заниматься уже в этом году. В наследство от упраздненного Минпромнауки РФ Роснауке досталось проведение восьми конкурсов, в шести из них приняли участие вузы. Как показала практика, доля вузов-победителей от общего числа организаций, выигравших конкурсы, примерно соответствует доли вузов от общего числа участников конкурса. Если принять во внимание открытость конкурсов, участвовать в которых могли любые научные организации вне зависимости от форм собственности и ведомственной принадлежности, то результаты для вузовской науки можно признать весьма достойными. Единственным исключением оказался конкурс важнейших инновационных проектов государственного значения, где вузов не оказалось среди организаций-победителей. Однако лотов в этом конкурсе было всего три, и статистика в таких случаях, как известно, не работает. Более того, если внимательно посмотреть проекты, занявшие первые места, то вузы можно обнаружить в числе соисполнителей этих крупных проектов. Первый опыт конкурсов Роснауки лишний раз подтверждает очевидную истину: необходимым условием победы в конкурсе является участие в нем. Ученым высшей школы нужно не стесняться готовить и подавать заявки, тем более что участвуют они теперь в конкурсах, организуемым родным ведомством, - сегодня большая часть государственных вузов собрана в том же министерстве, которое отвечает не только за образование, но и за развитие науки и инноваций в стране. Так что никаких предпочтений каким-то группам организаций, занимающихся научными исследованиями, не будет. Все находятся в равных условиях.
Вернемся к наступающему 2005 году. Роснаука фигурирует в качестве госзаказчика по нескольким федеральным целевым программам. Но по объемам финансирования ни одна из них не сравнима с программой "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 гг. Средства, выделяемые на ее финансирование из федерального бюджета в 2005 году, составляют 7 миллиардов 128 миллионов рублей. Конечно, мне могут напомнить о том, что в бюджете 2005 года на гражданскую науку выделяется 56 миллиардов рублей. Где остальные? Отвечу: 80 процентов средств на исследования и ОКР расходятся по другим ведомствам. Роснауке и Рособразованию выделено чуть больше 10 миллиардов рублей. Это означает одно: нужно внимательно следить за тем, как развиваются события в других ведомствах. Там деньги на науку тоже будут распределяться, в основном, на конкурсной основе. И в этих состязаниях, где приз - средства на научные исследования, вузам можно и должно участвовать без боязни потеснить коллег.
Теперь чуть подробнее о ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям". Программа в нынешней редакции утверждена в октябре уходящего 2004 года. Государственный заказчик-координатор - Минобрнауки России, два подведомственных ему агентства - Роснаука и Рособразование - выполняют роль госзаказчиков. Программа состоит из 3 основных блоков: генерации знаний (12 мероприятий), разработки технологий (10 мероприятий), коммерциализации технологий (7 мероприятий). Да, в программе теперь блоки выстроены как инновационная цепочка - от генерации знаний (фундаментальные исследования) до коммерческого наукоемкого продукта. Программа будет точно соответствовать своему названию. В прежней схеме не было четкого ориентира на приоритетные направления науки и техники. В новой программе будут финансироваться только те исследования, которые отвечают поставленным задачам. Направлений выделено семь. Наших - по гражданским исследованиям - шесть, их нам и предстоит финансировать.
Приоритеты сформулированы достаточно широко - информационно-телекоммуникационные системы, индустрия наносистем и материалы, живые системы, рациональное природопользование, энергетика и энергосбережение, безопасность и противодействие терроризму. Почему именно эти? Усилиями экспертов проводилась огромная работа по обновлению Перечня критических технологий. Этим занимались не чиновники министерства, не чиновники Роснауки, а эксперты, представляющие научное сообщество. И перечень вскоре будет утвержден.
Важно, что среди мероприятий много знакомых, фигурировавших ранее в хорошо всем известной программе "Интеграция", в Минпромнауки в качестве самостоятельных внепрограммных приоритетов (например, развитие приборной базы, центры коллективного пользования и др.). Пользуясь случаем, хотелось бы развеять одно заблуждение, связанное с тем, что ФЦП "Интеграция" прекратила свое существование как самостоятельная программа. Приходится слышать высказывания, что этот шаг чуть ли не подрыв наметившихся, в том числе и благодаря этой программе, положительных тенденций в развитии интеграционных процессов науки и образования. Но, смею вас уверить, это не так. Готов привести конкретные цифры. В 2004 году общее финансирование программы "Интеграция" составило 193 миллиона рублей. Если взять нынешнюю редакцию программы по приоритетным направлениям и сложить цифры, которые сопровождают мероприятия, ранее относившиеся к программе "Интеграция", вы получите сумму в 2,5 раза большую: свыше 450 миллионов рублей. А если к этим интеграционным мероприятиям добавить те, что предусмотрены для поддержки кадрового резерва в науке, то итоговая цифра превысит миллиард. Деньги предназначены прежде всего для высшей школы, где сегодня ведется подготовка будущих исследователей. Поэтому считаю, что упрекать кого-то в пренебрежении проблемой интеграции науки и образования несправедливо.
Объединение в рамках одной программы ранее независимых направлений финансирования исследовательских, инновационных и инфраструктурных проектов не является чисто механическим. Все они должны работать на единую цель. Особое внимание будет уделено так называемым комплексным проектам. Раньше конкурсы объявлялись по каждому программному мероприятию: разработка технологий, развитие приборной базы... Сейчас поставлена задача создать крупные проекты с реальным выходом, которые могут финансироваться за счет разных программных мероприятий. Есть желание создать новую технологию? Имеете право использовать средства, предусмотренные программным мероприятиям 2.2 "Проведение опытно-конструкторских, технологических и экспериментальных разработок по приоритетным направлениям развития научно-технической сферы". Для оформления этой технологии необходимо уточнить детали процесса, который в этой новой технологии используется? На это могут пойти средства, что выделены на мероприятия 1.2 "Проблемно-ориентированные поисковые исследования фундаментального характера". Для реализации этого проекта требуются современные приборы - закупите их, получив деньги из мероприятия 1.7 "Развитие приборной базы научных организаций и вузов в целях опережающего развития материальной базы научных исследований". Надо привлечь для исполнения проекта аспирантов или студентов, задействовать молодых кандидатов наук? Найдите нужную сумму в соответствующем программном мероприятии. Мы считаем, что такая комплексность позволит сфокусировать средства именно на объявленных приоритетах.
Наиболее важным звеном в системе управления программой является Научно-координационный совет, который возглавляет министр. В совет входят представители научного сообщества, наукоемкого бизнеса и, как положено, чиновный люд. Научно-координационный совет формирует рабочие группы по каждому из приоритетов и еще одну - по вопросам инфраструктуры программы. Именно рабочие группы готовят для совета предложения о тематике предстоящих конкурсов по программе. Ученые высшей школы, на мой взгляд, представлены в рабочих группах НКС полно и достойно. Отслеживалось и то, чтобы регионы были представлены во всех рабочих группах .
Первый конкурс объявлен в начале декабря по приоритетному направлению "Живые системы". Далее в декабре-январе пройдет объявление основных конкурсов. Программа объемная, поэтому, полагаю, полная ясность наступит к лету.
Подробнее прочесть о программе, составе Научно-координационного совета, положение о нем, познакомиться с документами, регламентирующими всю эту работу, желающие могут на сайте Роснауки: http://fasi.gov.ru.


Дата: 17 декабря 2004
Источник публикации: Журнал "Поиск" No52, Елизавета Понарина
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован