Опыт показывает, что все прогнозы на 20 лет и больше, как правило, не оправдываются, и в этом может быть большой источник оптимизма прежде всего для нас самих. Хотя, разумеется, случаются и гениальные догадки, такие, как догадка Токвиля о том, кто будет ведущими державами в мире в XX веке (он имел в виду Россию и США).
Но что касается предмета доклада, то я больше на стороне тех, кто считает, что все-таки надо подходить с известной долей реализма к перспективам и реальным возможностям. Потому что во внешнеполитической концепции, которая была принята в 2000 году, мы, в общем-то, заметно занизили свои ожидания, в то время как США планку своих ожиданий по поводу того, что достижимо в мировой политике, заметно подняли. И в этом уже большое несоответствие, которое служит препятствием для всестороннего сотрудничества. Поэтому, может быть, надо подходить к этому спокойно, давать возможность условиям для сотрудничества по отдельным вопросам вызреть, а это потребует времени.
Потребуется время и на то, чтобы прийти к общему знаменателю в плане взаимодействия на данном направлении. Россия - самодостаточная страна, мы можем сейчас ощущать себя достаточно спокойно в силу нашей оценки того, что происходит в мире, куда мир движется. И хотя у нас есть свои озабоченности, но мы, в общем-то, сравнительно спокойно можем смотреть на других. И думаю, что, может быть, известная мера равнодушия друг к другу не помешала бы и в наших отношениях с США.
Что может являться препятствием с нашей стороны к взаимопониманию? Иногда думаешь, что мы лучше понимали друг друга в период холодной войны, поскольку у нас, по крайней мере, был один и тот же анализ ситуации. Что мы хуже понимаем себя сейчас, потому что, действительно, анализ совершенно различен. И тут, я думаю, наибольшую опасность представляют как раз попытки идеологизации международных отношений, которых мы придерживаемся по "советской" инерции. Разного рода утопии, одной из которых является и глобальное демократическое общество. Все это, конечно, из области несколько иррациональной, то есть касается того, чего не может, по крайней мере в нынешних условиях, позволить себе Россия.
Россия, разумеется, сосредоточена на внутренних своих делах. Это не период после Крымской катастрофы 1853-1856 годов, когда мы могли самоустраниться от внешних дел. Такого выбора в условиях глобализации нет, мы это прекрасно понимаем. Но есть определенные принципы сотрудничества, от которых мы отказаться не можем. То есть там, где мы договариваемся, мы сотрудничаем, там, где нет, мы не мешаем. И это, пожалуй, главное в наших отношениях. И я думаю, чтобы изжить определенные иллюзии с разных сторон, тоже потребуется время.
http://www.fondedin.ru/