06 октября 2007
3423

Александр Кудрявцев: `Феномен Остоженки создали архитекторы`

Говоря о качественном жилье, строящемся сегодня в Москве, мы постоянно прислушиваемся к мнению застройщиков и риэлторов, для которых недвижимость - это бизнес. Но создание жилых зданий начинается с работы архитектора - творческой по определению, но в огромной степени влияющей на успех инвестиционного проекта. Наш собеседник - Александр Кудрявцев, ректор Московского архитектурного института и президент Российской академии архитектуры и строительных наук.

Александр Петрович, насколько отечественная архитектура в последние 10-15 лет продвинулась вперед в создании современного, качественного жилья?

Во-первых, важно, что появилась иерархия жилья как таковая. Мы, люди среднего поколения, выросли в такое время, когда слова "элитный" или "элитарный" считались неприличными. Существовало фактически только два типа нового жилья - так называемые "цековские" дома и массовое жилье.

Явление под названием "цековские дома" до сих пор недостаточно исследовано. Ими занимались хорошие архитекторы, и качество этого жилья было достаточно высоким при не очень больших затратах. Для этих домов очень важным было месторасположение. В 1980-е гг. большие кирпичные здания с очевидно улучшенной планировкой появлялись во вполне определенных местах центра города - между "Кропоткинской" и Арбатом, на Бронной... Мы даже хотели изучать процесс интервенции государственной номенклатуры в центр города.

В массовом же домостроении шаг влево - шаг вправо карался расстрелом. Отклонение от типового проекта требовало особого разрешения, где бы этот проект ни применялся. Хотя нельзя не согласиться с тем, что дистанция от первой пятиэтажки 1958 г. в Черемушках до домов серии П-44 огромна. Я уже не говорю об экспериментальном квартале в Северном Чертанове - эти дома сравнимы с европейским муниципальным жильем.

Мало кто мог представить появление в скором будущем других типов жилья. Загородные дома казались такой отдаленной перспективой, что мы представляли себе их как недостижимый в нашей стране идеал. Казались странными большие дореволюционные квартиры в доходных домах, о которых мы знали в основном по воспоминаниям. Бельэтажи, черная лестница для прислуги и парадная - для жильцов, большая-пребольшая кухня, несколько санузлов? Было такое ощущение, что мы к этому никогда уже не вернемся.

Восстановление многообразия жилья произошло стремительно. Не могу сказать, что архитекторы были к этому готовы, но они очень быстро адаптировались к потребностям заказчика. Впечатление такое, что эта информация уже существовала где-то в подсознании.

Можно ли сказать, что сработала связка заказчик - архитектор?

Бесспорно. Хороший дом рождается в результате взаимодействия углов треугольника: архитектор - заказчик - подрядчик. Зодчий без прогрессивного и культурного заказчика творить не может. Важно, чтобы и строитель был достоин заказчика и архитектора. К сожалению, из наших строителей дух ответственности и профессионализма вышибался так долго, что и сейчас у архитекторов сохраняется недоверие к отечественным подрядчикам.

На сегодня фактор заказчика резко рванул вверх. Заказчики первого поколения - 90-х годов - реализовывали свои детские фантазии и стремились защитить себя. Отсюда образ крепости, который преобладал в первых загородных домах. Сегодня уже появились заказчики, которые реализуют определенные формулы жилья, у них самые разнообразные стилевые предпочтения - от ретро до неоавангарда. Заказчик все чаще понимает, что архитектура стала в том числе и материальной ценностью. Он понимает, что наряду со средним, обывательским уровнем архитектуры существует и элитарный - и это достижение последних пяти лет.

Может ли заказчик дать архитектору полную свободу?

В мировой практике были лишь единичные случаи, когда заказ давался звезде - вот тебе деньги, делай что хочешь. Я имел возможность посмотреть великие односемейные дома. Например, виллу Савой под Парижем, которую проектировал Ле Корбюзье, виллу Тугендхат в Брно, проект которой принадлежит Мису ван дер Роэ. Любопытно, что заказчик доверял архитектору, но после этого они вступали в тяжбу, потому что в доме было мокро, холодно или, наоборот, жарко, болели дети... Переписка Корбюзье и хозяев виллы Савой - это слезы. Свобода творчества привела к определенным функциональным недостаткам, но об этом знает только заказчик, а мир восхищается самим произведением.

Вы упомянули о том, насколько важен был фактор месторасположения для "цековских" домов. Сейчас четко выражен феномен Остоженки - района с наиболее высокой концентрацией современных дорогих домов. Можете ли вы назвать причины, по которым Остоженка стала средоточием такой застройки?

Трансформация Остоженки произошла у меня на глазах. Это был тихий, деградирующий, но при этом исторически сложившийся, целостный фрагмент города, сохранивший черты слободы с тех времен, когда на берегу реки здесь стояли стога. Это место несколько раз должно было пережить какой-то бум, но этого не происходило.

В конце 1980-х гг. в МАРХИ Александр Скокан вместе с Ильей Лежава начал работать над некоторыми объектами на Остоженке. И впервые интересы заказчика столкнулись с интересами исторической среды. Хотелось построить здание побольше, повыше, раздвинуть тесную среду. И аргументы были теми же, что и сейчас, - пора приводить в порядок развалюхи, там смотреть не на что... Случился большой скандал, и начались разговоры по поводу застройки Остоженки.

Скокан создал свое проектное бюро, его поддержали местные власти, создав генеральную дирекцию Остоженки. В конце концов удалось создать уникальную формулу развития района. На каждое домовладение был составлен градостроительный паспорт, были поставлены ограничения по высоте и по характеру архитектуры. Заказчик, приходя в гендирекцию, практически получал готовое задание на проектирование. ЭКОС тогда очень активно сотрудничал с бюро "Остоженка" и следил за соблюдением этого сценария.

Удавалось ли следовать разработанному плану?

Градостроительные параметры в основном сохранялись, за исключением грубого нарушения при строительстве "Опера-хаус". Но это был форс-мажор, и именно так он и был воспринят. Зато все остальное подтвердило правильность модели реконструкции района. Все было за то, чтобы Остоженка пережила бум своего возрождения. И сейчас мы видим сохранение планировочной структуры, силуэтов, масштабов. Но изменение стилистики перерождает это место.

Вам нравится то, что получается в результате?

Да, мне нравится. Может быть, потому что в этом существует элемент саморазвития, определенная степень свободы в рамках, казалось бы, по всем критериям прописанного сценария. Первые здания, спроектированные бюро "Остоженка", задали высокий уровень и для следующего поколения архитекторов. Дома Сергея Скуратова были отнюдь не случайны, так же как и успех бюро "Меганом".

Когда я увидел знаменитое здание Григоряна в Молочном переулке, у меня возникло ощущение, что я нахожусь не на Остоженке, а в каком-то другом месте. Была достигнута очень интересная гармония пространства и фронта дома. Теперь и жесткий по своей архитектуре "Медный дом" Скуратова смотрится вполне возможным, а значит, через некоторое время станет привычным и естественным. В застройке переулков Остоженки есть новизна, неслучайно многие архитекторы с удовольствием ходят туда гулять, посмотреть, что там происходит. Но многим эта новизна не нравится - теряется наиболее характерная архитектурная черта этого района - отечественный модерн.

Можно ли сказать, что грамотная, продуманная градостроительная работа определила дальнейший успех застройки и исключительно высокие цены жилья в здешних новостройках?

Бесспорно. Градостроители изначально стояли у истоков успеха Остоженки.

Однако архитектура лучших домов Остоженки резко контрастирует с большинством других зданий, строящихся в центре Москвы?

Конечно, хочется, чтобы возникали яркие архитектурные ноты, но это все-таки исключение, а не правило при работе в исторической среде. Может быть, то, что наибольшее распространение получил лужковско-ресинский стиль, опирающийся на традиции московского модерна, не так уж и плохо для сохранения плотной застройки в центре города.

Есть ли среди новых жилых домов те, которые войдут в учебники архитектуры?

Только не требуйте шедевров сию секунду. У Джерома К. Джерома есть замечательное правило - если вы ждете, чтобы чайник закипел, никогда не смотрите на него. Наоборот, сделайте вид, что вы совершенно не ожидаете, что это произойдет. Нужно говорить о другом, нужно смотреть в другую сторону, демонстрировать, что не интересуетесь им, - тогда он закипит очень быстро. Мне кажется, что в ожидании шедевров нужно вести себя именно так. Хотя, конечно, мы очень хотим, чтобы они родились...

К нам приезжают архитекторы со всего мира и требуют, чтобы мы показали им шедевры московского конструктивизма. Это не так давно все было - в начале прошлого века. Но, видимо, шедевры рождаются редко, и для этого должно совпасть большое количество разных факторов? В первую очередь должна быть культурная среда, способная воспринять новое. Но наше общество достаточно долго относилось к новому с большим подозрением, и сегодня все так же идет вперед, оглядываясь назад, - в отличие от 1920-х гг., когда мы жили в ожидании будущего и стремились из этого будущего извлечь образы, непохожие на настоящее. Неслучайно такое внимание сегодня привлекает проект "Русский авангард" Эрика ван Эгераата, интерпретирующий работы наших знаменитых соотечественников.

В Москве в отличие от других мировых столиц очень редко работают зарубежные архитекторы. С чем это связано - с проблемами бюрократическими или творческими?

Крупные архитекторы пытались работать и в Москве и в Питере, но в основном над деловыми центрами, а не над жильем. И приезжали они, как правило, по инициативе иностранных инвесторов. Сейчас ситуация изменилась, в силу того что изменился заказчик. Такие мощные компании, как "Капитал Груп", "Дон-Строй", "Крост", обращаются к опыту иностранцев, потому что имя архитектора - это брэнд и жить в доме, который спроектирован звездой, особенно престижно. Заха Хадид, например, получила заказ от "Капитал Груп" и начала работу над проектом.

Но настоящее появление международной архитектуры высокого качества в Москве может произойти только в результате организации международных конкурсов. В Китае такие конкурсы проходят один за другим, и выигрывают их в основном иностранцы. Интервенция иностранных архитекторов в китайский рынок требует мобилизации усилий местных зодчих. Сейчас они работают вместе, а потом наверняка получится что-то вроде того, что с китайским кино. Раньше оно не котировалось, а сейчас китайские фильмы получают премии в Венеции, в Каннах...

В России практики организации международных конкурсов пока нет?

Была сделана попытка организовать такой конкурс на здание мэрии и Мосгордумы в "Москва-Сити", но критерии работы жюри и требования к реализации проекта не соответствовали международным стандартам. Я бы назвал его конкурсом переходного периода, когда жюри не был поручен окончательный выбор проекта, реализация которого была бы обязательна. Эгида же Международного союза архитекторов дается при условии того, что в жюри 51% иностранцев и его решение окончательно.

Но московский конкурс не прошел даром - работа по адаптации власти к другим условиям формирования заказа была достаточно интересна. Пока неизвестно, во что это выльется, но я думаю, что усилия были не напрасны.

Только ли правительственные структуры могут проводить конкурсы по международным правилам, или частные компании тоже могут стать их организаторами?

На Западе компания, получившая крупный заказ, важный с градостроительной точки зрения, объявляет конкурс, но наши застройщики пока не готовы к этой практике. Думаю, что мы рано или поздно к ней придем, потому что только так можно получить качественное и неожиданное решение. А новизна в сочетании с качеством является, безусловно, востребованным товаром.

Александр Петрович Кудрявцев. Родился 3 ноября 1937 г. Учился в МАРХИ, в рамках программы обмена студентами продолжал учебу в Бухарестском архитектурном институте и окончил его в 1960 г. Работал архитектором-проектировщиком в ЦНИИЭПе им. Мезенцева. С 1977 г. работает в МАРХИ, с 1987 г. - ректор, с 2000 г. - президент института. С 1999 г. - президент Российской академии архитектуры и строительных наук. Председатель экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы (ЭКОС). Автор более 150 научных работ по теории и новейшей истории отечественной и зарубежной архитектуры, методологии архитектурного образования. Профессор. Народный архитектор РФ.

Опубликовано в журнале "Новый адрес"

Сергей Рымов
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован