В Казани впервые поднялся в воздух современный вертолет Ми-38
В пятницу в воздух впервые поднялся современный вертолет Ми-38, над которым конструкторы работали около 20 лет. Инвесторы вложили в проект $800 млн. Конечная цена одного Ми-38 неизвестна, однако, по словам производителей, она на порядок меньше стоимости зарубежных аналогов. Хотя производство начнется только в 2008 году, покупатели на Ми-38 уже есть.
"Это настоящий прорыв в вертолетостроении. Машина почти вся новая: силовая установка, редуктор, трансмиссия, несущий и рулевой винты, пилотажная кабина. И по управлению приближается к таким высокоманевренным вертолетам, как боевой Ми-28 ("Ночной охотник")", - заявил летчик-испытатель Александр Климов. "Наш институт, проведя испытания в аэродинамических трубах, считает, что Ми-38 обладает лучшей на сегодня аэродинамикой среди отечественных вертолетов", - сообщил "Известиям" замдиректора ЦАГИ Евгений Вождаев.
После предварительного этапа испытаний Ми-38 предстоит сертификация. Генеральный директор Казанского вертолетного завода (КВЗ) Александр Лаврентьев в прогнозах осторожен. По его мнению, сертификация новой машины завершится только в 2007 году, а в 2008 году Ми-38, возможно, поступит в серийное производство. Предполагается, что КВЗ изготовит еще 3-4 прототипа для проведения испытаний, каждый стоимостью 335 млн. рублей.
Общие затраты всех участников проекта превысят, по словам Лаврентьева, $700-800 млн. Половина этих средств уже освоена. По расчетам, затраты КВЗ, вложившего в проект около $125 млн., окупятся после реализации 80-90 новых вертолетов. С учетом того, что КВЗ планирует выпускать до 10-12 машин в год, деньги на завод вернутся только после 2015 года.
Как показали маркетинговые исследования, потенциальный рынок Ми-38 оценивается в 300-350 вертолетов. На 200 машин претендуют российские покупатели, а каждая третья машина предназначена для продажи на экспорт. Ми-38, полагает гендиректор КВЗ, будет "значительно дешевле" своих зарубежных аналогов - итало-британского вертолета EH-101 за $25-27 млн. и американского Sikorsky S-92 за $20-22 млн. Итоговую цену, правда, на КВЗ не называют.
Юрий НИКОЛАЕВ, Казань
http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art/id_art-880186
04.10.2004