19 октября 2009
3770

Александр Лукин: Россия - Китай: Чего нам бояться

Странный ажиотаж в российских СМИ вызвало принятие Программы сотрудничества на 2009-2018 гг. между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и северо-востока КНР, где предусматриваются крупные взаимные инвестиции в ряд проектов на территории обеих стран. Естественно, что определенная часть объектов на российском Дальнем Востоке и в Сибири - это месторождения полезных ископаемых. Однако опасность заключается не в том, что месторождения будут разработаны с использованием китайских инвестиций, а в том, что полученные доходы будут вновь разбазарены, а не использованы для создания в России инновационной экономики.

Главные проблемы между Россией и Китаем лежат в торгово-экономической сфере. С начала 2009 г. двусторонний торговый оборот по сравнению с предыдущим годом снизился более чем на 35%. Торговый оборот Китая с большинством стран мира тоже падает в связи с кризисом, но торговля с Россией сокращается самыми быстрыми темпами. Очевидно, что поставленная лидерами двух государств задача увеличения товарооборота к 2010 г. до $60-80 млрд не будет достигнута, как и планы по инвестициям. Россия может отойти с 8-го на 15-16-е место как торговый партнер КНР, уступив таким странам, как Малайзия, Сингапур, Индия, Нидерланды, а возможно, и Великобритании, Бразилии, Таиланду и Франции. Это приведет к еще большему разрыву между важностью России для Китая и Китая для России как торговых партнеров.

Кроме резко уменьшающегося товарооборота для российско-китайской торговли характерны две другие печальные тенденции: значительный российский торговый дефицит, возникший в 2007 г., и резкое падение доли машин и оборудования в российском экспорте. Кризис помог немного уменьшить российский торговый дефицит с Китаем за счет того, что импорт падал быстрее экспорта (-48,2% и -24,1% соответственно за первую половину 2009 г.). Но подобное решение, конечно, не может быть долгосрочным.

Таким образом, кризис лишь высветил основные проблемы российско-китайского торгово-экономического сотрудничества, которые были хорошо известны ранее и на которые давно указывали специалисты.

1. Это системная коррумпированность всего механизма взаимной торговли, значительная часть которой ведется организованными преступными группами, включающими как предпринимателей с обеих сторон, так и представителей в основном российских государственных структур (пограничной и таможенной служб, МВД, региональных администраций и т. п.). Из-за этого значительная часть взаимной торговли фактически ведется контрабандным путем - т. е. занижается ее официальный объем и снижаются поступления в российский бюджет от таможенных сборов. В России борются с незаконной торговлей. Одной из мер было закрытие Черкизовского рынка - основного места реализации контрабандного товара. Но эти меры недостаточны и бессистемны. Мало ликвидировать место сбыта контрабанды (ее организаторы быстро найдут новое). Гораздо эффективнее прекратить ее ввоз через границу, но для этого нужна коренная реформа всей таможенной службы.

2. Неблагоприятный инвестиционный климат в России (китайские предприниматели жалуются на запутанность законодательства, коррупцию администраций и правоохранительных органов).

3. Низкое качество продукции российского машиностроения, в результате чего ей крайне трудно конкурировать на китайском рынке с продукцией других государств.

4. Плохое знание российскими бизнесменами китайского рынка и китайской деловой культуры.

5. Неразвитость инфраструктуры в России, в особенности в ее азиатской части.

Неразвитость рынка туристических услуг и высокая стоимость сервиса, из-за чего начиная с 2004 г. поток китайских туристов в Россию постоянно уменьшается, а поток российских туристов в Китай растет.

Без решения этих проблем развитие торгово-экономических отношений с Китаем будет невозможно даже после кризиса. Увеличение товарооборота станет возможным лишь за счет резкого увеличения импорта китайских товаров, а это лишь обострит другие проблемы. Главным препятствием на пути развития торгово-экономического сотрудничества на нынешнем этапе является состояние российской экономики и российского общества в целом. Без решения проблем коррупции, развития инновационной экономики, рывка в области инфраструктуры дальнейший рост двусторонней торговли вряд ли возможен.

В конечном счете большинство этих проблем являются политическими, так как их решение требует политической воли с российской стороны. Их решение назрело, и оно необходимо не только для отношений России с Китаем, но и для развития страны в целом. Нерешенность же их приведет к тому, что Россия: 1) станет намного более зависимой от китайского рынка, чем Китай от российского (в 2008 г. Китай стал третьим по значению торговым партнером России, на который приходилось 7,6% российского внешнеторгового оборота, в то время как Россия была восьмым торговым партнером Китая - 2,2% общего внешнеторгового оборота); 2) Россия превратится в чистый сырьевой придаток Китая, такой же, каким она уже стала по отношению к Европе. Но именно общероссийский характер большинства из отмеченных проблем делает их решение крайне сложным.

19.10.2009
www.mgimo.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован