12 июля 2006
1491

Александр Лыков: От Казановы остается все меньше

Осенью Александр Лыков откроет телесезон своим участием в сериале "Полонез Кречинского" по трилогии Сухово-Кобылина, где у него - главная роль. На съемочной площадке в перерывах между сценами мы с актером и разговаривали. Но накануне публикации беседы по стране разнеслась печальная весть: в ночь с 4 на 5 июля от сердечного приступа умер близкий друг Лыкова, известный актер Андрей Краско. Мы не могли не позвонить Александру.
Однажды Краско уже умирал

- О смерти Андрея, с которым я дружил, узнал от доктора, - сказал явно подавленный Лыков. - Мы дружили с Андреем, учились в одном институте, хотя он был на курс старше. Мы одновременно переживали трудные времена, когда не было работы. Вместе стали сниматься, обретать популярность. В "Турецком гамбите", кроме нас, не было больше питерских актеров. В последнее время у него было много съемок. Мы радовались удачам друг друга.

Андрюха был удивительный человек, он ведь умирал уже однажды от ножевого ранения. Был в состоянии клинической смерти. Говорил, что видел все и что ему уже не страшно... Он был человеком не робкого десятка, горел на работе. Все ребята нашего поколения такие: жизнь нараспашку, себя не жалея... Сегодня таких уже мало осталось. Он был одним из последних. Царствие небесное рабу Божию Андрею. Сегодня я уже плакал. Теперь пойду помолюсь, поставлю свечку за упокой в Киевскую лавру.

Эти слова Александра кого-то, наверное, удивят. Но мы уже говорили об этом прежде.

- Часто бываете в храме? - спросила я тогда, во время встречи на съемочной площадке. - Однажды вам звонила и услышала от супруги: "Он сейчас не может подойти к трубке. Он в церкви".

- Да, бываю... Что человек представляет сам по себе? Да ничего. Его существование - данность. Человеку кажется, что его качества - это личная заслуга. На самом деле это не так. У нас нет ничего своего. Все от Бога.

- И ваши актерские данные тоже?

- По первому образованию я вообще-то строитель И до сих пор не понимаю, что это - то, чем я занят. Постигаю с годами. Мне приходится этим заниматься уже больше 20 лет.

Наша профессия - вот то, что я делаю - не очень-то одобрена церковью. Говорят, конечно, что талант - когда Бог поцеловал. Но многие артисты до того дошли, что перестали играть. Ушли из профессии. Пройдя некую часть этого пути, они четко решили: "Все. Стоп. Не надо". Подобное не всем открывается. Но прозрение такое бывает. Бог дал мне талант и знаки, указывающие на то, что я должен заниматься именно этой профессией.

Впрочем, не исключаю, что знаки могли мне быть не только от Бога.

- Какие знаки?

- Это очень личное.

- А от кого, кроме Бога? Не от дьявола ли, сыгранного вами в театре?

- Человеческой натуре свойственно заблуждаться в отношении себя. Сыграть Воланда было моим серьезнейшим заблуждением. Я уже не участвую в том спектакле. Предлагали продолжить, но я отказался.

Ведь все мы находимся в ужасающем положении. Каждый ждет своего финала пребывания в этой земной иллюзии. Вот я родился, женился. Вот внуки. Но этого же почти ни у кого не бывает! Редкий случай, чтобы это было так. Конец - он нежданно-негаданно наступает.

- Мысли у вас апокалиптические какие-то. Книжки соответствующие, что ли, читаете?

- Чрезвычайно мало читаю. Не умею делать это быстро, поэтому читаю медленно, вдумчиво. А вообще, я считаю, правы люди, которые не только читают что-то, но для того, чтобы понять, еще и переписывают важные мысли в тетради. Сам процесс в этом деле важен. Но для этого нужно, чтобы книжка была стоящая. Среди современной литературы таких немного.

- А среди несовременной?

- Есть Библия. Читаю перевод новый - "Благая весть Нового Завета". Хотя большинство из нас находятся в таком состоянии духа, что не способны воспринимать религиозную литературу.

- Вы считаете, человечество измельчало?

- Да, существует фраза: "Так мы и до мышей дотрахаемся". Похоже, мы к этому уже подошли. Одна из популярных песенок, цитируемых в Интернете: "Приближается ночь, и ты тоже не прочь стать рачком, стать рачком, стать рачком". Вот что это, как не измельчание? И это не кошмар, это реальность. Духовная литература сегодня воспринимается как литература для избранных, высоколобых. Но ведь это неверно. Такие книги написаны для всех.
Хомяки мои друг друга сожрали

- Ну, а любимые занятия у вас есть?

- У меня нет практически никаких любимых занятий. Единственное увлечение - жизнь, в которой живу. Другого увлечения не может быть. Хобби у человека возникает от избытка свободного времени. У меня его нет. Работаю над ролями, читаю сценарии. Нет времени на то, чтобы еще чем-то там заниматься, кроме работы.

- Но я слышала, что за лошадьми вам нравится ухаживать...

- Да у меня все животные любимые: и лошади, и кошки. Они такие существа удивительные, я, честно говоря, даже не понимаю иногда, чем они от людей отличаются. В некоторых странах те животные, которые у нас на бойне умирают, являются священными. Коровы те же. Животные просто в такие условия поставлены, что вынуждены нам подчиняться. Единственные, кого не люблю, так это хомяки. Жили они у меня когда-то. Так вот, помню, все время занимались сексом. А потом просто жрали друг друга. И детей своих тоже. Что было довольно неприятно. А еще от них все время ужасно пахло Вот Вицин покойный ходил и кормил птиц, собак бездомных, кошек. Добрый был человек. А животные ведь могут нам грехи наши отмолить

- Вы, наверное, считаете себя философом?

- Поверьте, я не мыслитель. Я просто адекватно реагирую на происходящие вокруг меня события. Вот на вас... и на все. Я не придумываю.

- Способны бросить все и уйти в религию?

- Уже пробовал. Это непросто. Несложно оставить мирское - сложно прийти в церковь. Это только внешне кажется просто. Вот был Иван Охлобыстин режиссером, актером - бросил все, ушел. Но на самом деле только кажется, что Иван оставил мирское. Хотя, может, и правильно, что не оставил. Священник - он же проводник между земным и божественным.

- Если все же вернуться к земному. У вас осталось еще что-то нереализованное?

- Не знаю, что будет дальше. Я могу только предполагать и отвлекать себя мечтой.
На "Ментах" я повзрослел

- Знакомые считают вас заядлым автомобилистом.

- Я не фанат авто. Вот товарищ у меня есть - он гонщик. Время от времени преподает мне практику и теорию вождения автомобиля. Гонщики левой ногой управляют не только сцеплением, но и педалью тормоза - очень сложное занятие, очень чувствительная должна быть нога. Виртуозного вождения можно достичь лишь постоянными тренировками. Нужно работать ногами, по сути, как пианисту.

- Любите гонять?

- Если есть машина, которая может ехать быстро, пусть едет быстро.

- У вас быстрая?

- Какая разница! Вот скажу вам, какая у меня машина - вы напечатаете, у меня ее украдут. Знаете, как воруют автомобили? У меня приятель на 10 минут вышел из машины в магазин. Ему тут же звонят: "Вы наблюдаете свой автомобиль в движении?" Он в ответ: "Так я только что в магазин зашел. Она едет, что ли?" "Да, - говорят ему. - Уже 10 километров прошла. Едет вовсю, наяривает". Хорошо, у него была спутниковая система. Двигатель заглох. Приехала туда ДПС - никакого вора нет и в помине. Свидетели говорят: "Вышел из этой машины молодой человек в белом пальто, сел в рейсовый автобус и уехал". И вот я думаю так: чем меньше о твоей машине знают, тем безопаснее для этой самой машины. Сейчас за хорошими автомобилями идет целая охота.

Нашу беседу прервал Игорь Петренко - в свой последний съемочный день актер зашел пообщаться с коллегами и показать коллекцию старинных монет.

- Смотри, это я купил в Сирии на развалах. Это крест тамплиеров! - похвастался он Лыкову.

- Про рыцарей-тамплиеров в "Коде да Винчи" читал? - отозвался Александр. - Довольно неприятное произведение. Попытка очернить, опорочить христианство. Как и недавно найденное откровение Иуды, который якобы в жертву себя принес ради Христа

- Интересная... - встряла я в диалог, - у вас тут компания подобралась. Похоже, нашли вы друг друга.

- Так тестовые вопросы перед съемками были, - смеется Петренко.

- Атеизм - самое страшное, - не сдержался Лыков. - Потому что это попытка уравнять себя с Богом. В церковь ходить необходимо. Я вот в храм Иоанна Кронштадтского хожу, на Карповне в Петербурге. Там много людей бывает, это очень мощное по энергетике место.

- А еще?

- В Херсонесе есть Владимирский собор. Я там был, когда праздновали тысячелетие крещения Руси. Ты, Игорь, тоже там был? Жаль, что мы не встретились. Наверное, просто ты в другой яме водку пил. Там остались ямы, где раньше располагались жилища, - из них состоял целый город. Петренко, видать, пил в одном дворике водку, а мы с кумом - в другом. Делать этого было нельзя, менты пасли. В общем, из-за них и не встретились мы тогда с Петренко.

- Эта зарисовка напоминает сцену из вашей молодости. Говорят, буйная она была?

- А у кого была не буйная? Некоторые ее даже не пережили.

- С милицией на самом деле возникали проблемы?

- У кого таких проблем не было? Но это все частности. Даже вспоминать о них не хочется.

- Тогда вспомните роль Казановы, после которой вас узнала вся страна, - как сегодня к этому персонажу относитесь?

- Хорошая получилась работа, отличный парень.

- На вас похожий?

- Не думаю. Хотя, если подумать, всякая актерская работа является где-то его частью. К тому же как иначе себя со стороны увидишь? Разве что на экран посмотришь. К счастью, меня знают не только как Казанову, но и как актера Александра Лыкова. Кликуха Казанова постепенно отходит. Хотя вот что скажу: на "Ментах" я сильно повзрослел.

- Может, вернетесь в сериал?

- Да, речка-то есть, и она течет.







Диана Терешко,
Алла Чевычелова
12.07.2006
http://www.peoples.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован