07 февраля 2007
5153

Александр Неклесса: Несостоявшаяся революция

Выступление Александра Неклессы, руководителя московского интеллектуального клуба "Красная площадь" на к руглом столе "Советская Россия и русская политическая традиция". Медиацентр газеты "Известия", 15 июня 2006 г.

Уважаемые коллеги,

Россия в настоящий момент экономически используется окружающим миром, но культурно им отторгается. Предъявление, прежде всего себе самой, но также urbi et orbi , современного прочтения "загадочной русской души", ее целеполагания, внятных социальных прописей - задача актуальная. И первое на этом пути занятие: прояснение формулы российской культурной идентичности в наступившем веке, определение лица государственности в формате Россия-РФ, то есть - нового государства, с иным геостратегическим мирополаганием, геополитическим контуром и геоэкономической картографией .

В подобном контексте проведение круглого стола на тему "Советская Россия и русская политическая традиция" воспринимается как одна из акций своеобразной "разведки боем" обновленной идентичности. А именно, осмысление советского эксперимента, равно как и всего многовекового опыта российской государственности, их роли и места в генетике нынешнего российского общества . Так что разговор перерастает, в сущности, в разговор об основаниях , достаточно трудно производимый в заявленном формате, чреватый необходимостью углубляться в исторические парадоксы, проблематизировать "очевидное" и сопостовлять несовместимые на первый взгляд позиции Тем не менее, пытаться вести разговор на заданную тему все же стоит.

1.

Мне кажется, краеугольная проблема России - ее кентавричность , комплексность и противоречивость социальной ткани: положение вещей являющееся одновременно своеобразным ресурсом и обременением.

Что я имею в виду? В общем-то, тривиальную тезу: фронтирный , евразийский характер страны и общества, который я, естественно, понимаю не географически, и, пожалуй, даже не традиционно дихотомически, а как соприсутствие в одном социоорганизме наряду с зерном оригинального мирополагания достаточно различных комплементарных мировоззренческих кодов: азиатского, западноевропейского, византийского , причем в русифицированных и модифицированных ипостасях Из чего проистекают заметно различающиеся и конфликтующие между собою политические философии, способы управления; наконец, несовпадающие концепции правящего класса. Возможно, из того же источника питается и российская жажда целостного, всеобъемлющего мировоззрения, которая подчас трансформировалась в истовую тягу к единоверию и единомыслию. И одновременно - порывы к неизведанным далям: " пойти туда, не знаю куда "

На протяжении столетий российской истории мы наблюдаем столкновение происходящих из данного обстоятельства следствий. Например, существование типологически разных русских стран , и не только в историческом, диахронном русле, считая от Киевской Руси и улуса Ордынской империи, но также в географическом, синхронном: Московского царства, Новгородской республики, Южнорусского государства.

Одним из впечатляющих примеров противоречий, причем именно внутренних, думаю, является правление Петра I. Другими словами, время, когда в условиях отсутствия развитой городской, коммунальной культуры происходила модернизация России - что вроде бы легко предъявить - но совершалось одновременно и движение страны в сторону азиатской деспотии, то есть закрепощение основной массы населения. Быть может, еще более явственным примером подобной двойственности мог бы послужить опыт правления Екатерины II, когда оба процесса культурной трансгрессии протекали в отчетливом виде, просто не было такой яркой фигуры, как Петр. Или, как сказали бы сегодня: " пиара (антипиара?) не было соответствующего". Разумеется, это не означало ни строительства социальности западноевропейского типа, ни формирования общества восточного культурного круга, но выковывало специфическую конструкцию российского социального порядка и соответствующим образом организованной личности.

При этом, на фоне расцвета российской художественной культуры "золотого века" как-то забывается, что в результате реформ предшествующего периода в стране до второй половины того же "золотого" столетия в составе населения доминировали рабы и рабовладельцы, что имела место торговля единоверцами и соотечественниками (которых проигрывали в карты и закладывали как недвижимость). По сути дела, Российская империя только с конца XIX века реализовывала комплексное развитие городской культуры, понятой в самом широком смысле, - этой основы западноевропейской цивилизации эпохи Модернити. Но и тут воспоследовавшая вскоре "трансгрессия" оказалась весьма впечатляющей.

Подобная социо-культурная амальгама предуготовляла многие турбулентности и катастрофы, она же сказывается в сегодняшних обстоятельствах России.

2.

Если пожертвовать подробным разговором об основаниях (причем за скобкой остается траектория византийских энергий) и перейти непосредственно к советскому опыту, то советская политическая и общественная организация, также как и российская представляет смешение различных социокодов. Революция 1917-го года , став акселератором интенсивной, но редуцированной, индустриальной модернизации - совершавшейся на фоне революции масс и роста городского населения, футуристического порыва и взлета научно-технической мысли - закрепила, в конечном счете, преобладание азиатских структур управления в стране: гегемонию номенклатурного класса и редукцию самостояния гражданина.

Данное обстоятельство в значительной мере предопределило впоследствии крах второй российской модернизации - постиндустриальной : высокотехнологичной и креативной, инфраструктурной и информационной, предрешив заодно конфликт между иерархичным, административно-бюрократическим номенклатурным классом и востребованным историей классом постиндустриальным, творческим и интеллектуальным, приспособленным к развитию экономики знаний и усложнению структур мира. В социальном отношении государство - не панацея, а инструмент, меняющий форму: человеческий космос образуется, обустраивается и развивается людьми, его населяющими, диктующими те или иные прописи антропологической вселенной.

Архетип "азиатского способа управления", упорно воспроизводимый в России, но черными оспинами вкрапленный также и в европейскую историю ХХ века - это власть, очищенная от обременения собственностью, владеющая собственниками, в пределе - владеющая всем . А с точки зрения потребления, аналогично часто неверно толкуемому феномену "военного коммунизма" - это "коммунизм номенклатурный".

Предвоенные годы в Советской России являют собою сочетание стереотипов самодержавия и просвещенческих идеалов, воплощаемых в условиях революции масс, экспансии городской культуры, индустриализации страны (социализм ХХ века, прочитанный как скоропись модернизации ). Но одновременно - распространение разноликих мутаций культуры сельского населения, ее изоморфизмов, перенесенных в городскую среду. И предвкушение военной ситуации...

Развитие же России-СССР в послевоенный период было в значительной мере связано с реализацией атомно-космического проекта, ставшего (в своей космической ипостаси) своеобразным символом, "брендом", локомотивом этого развития, катализатором индивидуальных и национальных устремлений, вектором неясных, но амбициозных исторических надежд . Сложные технологии, изощренная, хотя и однобокая, "кастовая" интеллектуальная практика, технологическая трансформация среды меняли также ее социо-культурные параметры. Эскизы перестройки просматриваются уже в острых политических пертурбациях начала 50-х годов, однако подавляются тогда же партийно-номенклатурным слоем, аппаратом , быстро возобладавшим в этих коллизиях над технократической и советской ("исполнительной", "исполкомовской") управленческой номенклатурой.

Тем не менее, страна модернизировалась: росло количество городского населения, достигая к историческому рубежу 60/70-х годов значимой отметки в 2/3, усложнялось качество технических систем боевых действий и жизнеобеспечения, складывалось массовое образованное общество, развивались естественные науки и высокие инженерные технологии, реализовывались также отдельные элементы социальной футуристики ( e.g. феномен академгородков). Хотя чувство социального первородства заметно разбавляется чечевичной похлебкой "неоисторического материализма" и подсознательной фиксацией правящим сословием собственной второсортности, сдачей им прежних футур-революционных горизонтов . Что косвенным, но неожиданно красноречивым образом отразилось в тезисе "догоним и перегоним", причем формула со-ревнования фактически переводилось при этом из мировоззренческого, исторического, идеологического в экономический, бытовой регистр.

3.

Глобальный контекст становился меж тем все более влиятельным и динамичным. Но в переломный момент новейшей истории символическая "парижская весна" 1968-го года и разворачивавшаяся глобальная революция оказались для советского правящего класса в тени "весны пражской ", в итоге страна погружается в социальную летаргию наступающего десятилетия.

В России-СССР по-прежнему господствовала отрицательная селекция, старательно изымался из обращения основной субъект революционных перемен - свободная, сложно организованная, оригинальная, активная и творческая личность, а заодно - любые ростки независимых, т.е. само-стоятельных организованностей, тщательно выпалывались зачатки гражданского общества, тем паче не связанных с государством прототипов социоструктур новой эпохи. Так создавалось безликое, склонявшееся к анонимной и мистифицированной власти общество, все более склонное скрывать свою умножающуюся неэффективность, практикуя искусственный, "портретный", симулируемый авторитет. К концу 60-х годов начавшиеся ранее ограниченные реформы оказались свернутыми, а нужды технологического обновления, равно как и соответствующего ресурсного обеспечения, все чаще решались за счет внешнего мира (ср. политика detente `а).

И все же стране в те годы был предоставлен исторический шанс - возможность реализовать очередную метаморфозу городской революции, стремительно воплощающуюся на планете, - трансдисциплинарный и постиндустриальный прорыв, когда сложная организация и "умственное производство" становятся ведущей движущей силой социального и экономического развития. История есть перманентное обновление человека, однако напряжение момента и дефицит самостоятельных, высокоорганизованных субъектов действия оказались чересчур велики, а качество советского правящего класса слишком несовершенным, выразившись, в числе прочего, в подспудном столкновении элит, по-своему ощущавших и оценивавших этот ветер перемен.

Вновь обозначился конфликт между частью нового класса, связанной с усложняющимися режимами управления комплексными системами - правда, преимущественно "инженерными", - т.е. пытающейся, главным образом, сделать повторную ставку на испытанные прежде механизмы военно-промышленного рывка, мобилизации ресурсов, оптимизации управления и сопряженного с данными обстоятельствами ускорением научно-технического прогресса, возможно, несколько расширив сферу его применения. И некомпетентной, скованной охранительными инстинктами, но при этом разлагавшейся партийной номенклатурой , для которой вроде бы единственно приемлемыми были существующие формы управления , - быть может, с незначительными модификациями, однако же, вместе с тем все более явно стремящейся снять с себя обузу еще остававшихся в силе ограничений в сфере "номенклатурного коммунизма".

В каком-то, хотя очень уж упрощенном смысле, это было столкновение между амбициями политической экспансии, военно-индустриального развития и бытийным, бытовым благоденствием коррумпирующейся/коррумпируемой части правящего сословия. Благоденствием, фактически достигнутым на основе ресурсов топливно-энергетического комплекса. (Понимая, конечно же, всю "голографичность" ситуации, т.е. что в рамках самого ВПК и силовых ведомств происходил аналогичный процесс).

Действительно, в 70-е годы с развитием петроэкономики (главным образом в связи с освоением западносибирских месторождений) появляется основа для отказа, как от политики разрядки, так и от обременительного и "опасного" усложнения социо-экономических прописей (т.е. "природные ископаемые вместо социального и технологического развития"). Оставив, таким образом, для высоких технологий достаточно узкий в социальном отношении сегмент ВПК. Но и тут генеральная политика в целом руководствовалась формулой "пушки вместо масла", причем во весьма "инерционном" прочтении данного тезиса. Порочной представлялась между тем сама подобная оппозиция, заведомо исключавшая обозначенную "экстримами" сердцевину - энергии постиндустриального развития, социального энтузиазма и гуманитарных инноваций, пронизывавшие мир в те годы.

Иначе говоря, входя в период, получивший впоследствии ярлык "застоя", правящее сословие фактически обменяло общественную динамику на тюменскую нефть и искоренение диссидентства , обрекая страну на резкое сужение горизонта и деградацию: понижение социальной активности заметно ухудшает историческое зрение общества.

4.

Все это вместе взятое предопределило параметры кризиса 70-80-х годов. Кризиса, суть которого - провал второй модернизации России . Если первая модернизация, индустриальная , хотя и в редуцированном виде была реализована, то вторая модернизация, постиндустриальная , претерпела фиаско.

Общество, которое отрицает присутствие критической, неординарной личности, не выстраивает сложных сюжетов - и вообще не терпит их присутствия ("давайте-ка без фокусов, попроще, по-нашему") - общество жесткое и слабое ; рано или поздно оно обречено на историческую неудачу . Стабильность сложных систем не может быть статичной: присутствие динамичных компонентов, равно как и наличие в определенной пропорции динамического хаоса - их интегральная составная часть. Упрочение же положения за счет уничтожения оппозиции есть нечто подобное вивисекции, самокастрации социального организма: путь, ведущий в тупик и проявляющийся в стагнации, дефиците креативности, социальной слепоте и глухоте, а соответственно - в отсутствии действенной коррекции, повышении ригидности (и одновременно хрупкости) системы, создавая предпосылки инволюции организации и грядущего краха.

Проблему ставшего явным предела компетенций правящего слоя можно было решать разными способами: к примеру, сменив состав управленческой элиты, влив в нее свежую кровь, либо понизив общий уровень среды, демонстрировавшей к тому времени кумулятивный эффект развития городской культуры, модернизации промышленности и социализации публичных благ. В конце концов, в той или иной пропорции были реализованы оба варианта

Итак, в России-СССР во второй половине восьмидесятых годов, в обстановке системного кризиса на арену выходила - причем в весьма различных обличиях - генерация людей эклектичная по составу, по предмету деятельности, но которую, в целом, можно было охарактеризовать как прообраз российского постиндустриального класса . Но в то же время - и в том же месте - к управлению российской судьбой двигались также другие группы. Постиндустриальная страта, уже тогда изломанная, частично коррумпированная, тем не менее, достаточно быстро нащупала путь к рычагам власти, однако взять ее в руки так и не смогла, сдав другой пассионарной группе, основой деятельности которой стала в итоге " трофейная экономика " ( salvage economy ), а также разнообразные схемы распределения и перераспределения природной ренты .

Короткий горизонт планирования и некоторые другие обстоятельства предопределили постиндустриальную контрреволюцию и последующую социальную деградацию на обширной части территории страны. В момент срыва стали очевидны огрехи советской модернизации, ее редуцированный характер. И, прежде всего, отсутствие в стране навыков гражданского общества, правовой культуры. Были выпущены на волю духи неоархаизации, да и связь времен в различных регионах страны начала распадаться При этом, по мере развития кризиса власть в значительной мере переходила в руки специфического управленческого сословия.

Да, кровь была обновлена, масштабная кадровая ротация проведена, но в атмосфере морального и правового релятивизма структура власти постепенно возвращалась на круги своя, хотя и с модифицированным целеполаганием. Произошло быстрое истощение возникшей было в России публичной политики, приходится констатировать провал этической реформации, отсутствие реального протагониста общественного блага. В стране нарастает расширенное воспроизводство социальной апатии и цинизма, совершается уплощение общественного сознания: всепоглощающими ценностями жизненной траектории становятся денежный доход практически любого генезиса и авторитетная чиновничья позиция.

5.

В основе современной ( modern ) политической культуры, формировавшейся на протяжении последних нескольких столетий европейской истории, лежит идея "молекулярного" (балансирующего, консенсусного) устройства как внутренней, так и внешней политики (ср. опыт Украины последнего времени). Механизм, который предопределяет наличие действенного партийно-политического процесса, стимулирует изменения геометрии коалиций, создает социальную опору для реальной критики и противостояния тем или иным акциям правящей группы, позволяя, таким образом, сдерживать аппетиты и девиации отдельных сообществ и кланов (частей системы).

Другими словами, делая структуру власти подвижной, неустойчивой, изощренной - и одновременно более проницаемой, прозрачной для ее элементов - партийно-политическая комбинаторика обеспечивает в определенной мере интересы и влияние различных сегментов общества, соборную целостность государства, гибкость и динамизм национальной корпорации. Слабость же, маргинальность и тем более отсутствие оппозиции являются выражением не столько силы государства, сколько отражают степень суверенитета его властных структур, их неподконтрольности обществу и "самодержавия" госаппарата.

Новая российская номенклатура, однако, как и прежняя не склонна повышать градус сложности российского социума , развивать институты гражданского общества внутри страны, но также не склонна она выступать в качестве реального, инициативного субъекта стратегического замысла вне нее. Ибо подобные действия ведут к непосильному для специфического административного сословия усложнению, высокой подвижности социального текста. В итоге мы наблюдаем - что, в общем-то, можно было предсказать - симптомы возрождения монотонных управленческих кодов, конструкций взаимообразной "местнической лояльности", или, пожалуй, даже нечто более экзотичное - организацию и спонсирование назначенных государством же собственных "общественных структур", а в перспективе и рекультивированного "гражданского общества"

Иначе говоря, возникают порою причудливые, а подчас вполне привычные реинкарнации элементов прежней иерархичной, статичной, "замкнутой" культуры (возьмем, к примеру, выстраивание пресловутой "властной вертикали" - этого исторического антагониста политического конструкта "ветвей власти"). Воссоздавая, таким образом, некоторое подобие выхолощенного, "ушитого", но отчасти как бы и вестернизированного "Союза ССР" - своего рода United States of Sovereign Russia (USSR abridged). Или предъявляя обществу все новые рекламные образцы "стабилизационной" риторики либо симулякры "неороссийского империализма".

То же относится к наблюдаемому сужению, упрощению пространства социального действия и публичной коммуникации. Симптоматично, что факт революции 1991 года и ее следствий - в отличие от других значительных событий русской истории ХХ века - так и не получил культурной верификации : дыхание гения не коснулось этого политического и культурного переворота (одним из косвенных признаков чего является провал невнятного официального "праздника 12 июня"). Освобождение от удушливой геронтократической деспотии совершилось, но " народ безмолвствует ": после исторического рубежа 80/90-х годов дух национального энтузиазма, социального подви`га - то состояние общества, которое, энергетизируя импульсы национальной истории, порождает живую, долгосрочную социальность и обновленную государственность - этот дух более не ощутим.

Историческая вина "поколения 90-х" - казнь энтузиазма эпохи . Был погашен порыв освобождения, а это была уникальная возможность. Дальняя граница истории и культурный горизонт нации прочерчиваются под молниями революций, а не на партийных съездах и не в администрациях культуры. Но только ли Ельцин и окружение были тому виной? Скорее их вознесение во власть и слишком долгое в ней пребывание - знак беды: слабых и поврежденных в России оказалось много больше, чем граждан и творцов. Реформы, построенные на лжи, лукавстве, грабеже, - выстроены на песке: они не легитимны для высшей правовой инстанции. Следовательно, на повестку дня рано или поздно вновь встает вопрос о горизонтах развития и судьбе российского постиндустриального класса - вот только за прошедшее время была заметно сужена и обеднена (в прямом и переносном смысле) его питательная среда: нарушена целостность социальной/межнациональной ткани и этики, подорвана инфраструктура публичного блага, резко сократился и социально обесценился образованный, общественно активный городской средний класс .

Так что суть нынешней ситуации, в конечном счете, заключена все в том же противоречии, исторической и смысловой развилке, о которой шла речь вначале: между "европейским" и "азиатским" способами бытия, между государственической оболочкой и ее реальным социальным наполнением, между конкурирующими моделями управления. Между обществом, которое развивается ко все более сложной, полифоничной и динамичной конструкции , и обществом, тяготеющим к пирамидальной "властной вертикали", к номенклатурной форме устройства , к неоархаизации политической культуры. Стране на грани fin de si e cle довелось вдохнуть глоток свободы и пережить момент истины. Масштаб и предварительные итоги этого предельного опыта, делающего внутреннее внешним, а сокровенное очевидным ("все на продажу"), мы только начинаем осознавать

Несколько слов в заключение по поводу интеллектуальной ситуации, сложившейся в постсоветской России. При всех недостатках и со всеми приходящими на ум оговорками, в стране на протяжении полутора десятилетий существует пространство свободного социального дискурса, публичная мысль, реализующая себя не только в национальном, но и в транснациональном измерении. Вместе с тем приходится констатировать не слишком великие ее на сегодняшний день достижения. И, кроме того, - отсутствие социального заказа на тот самый разговор об основаниях , ибо социальный заказ сегодня реализуется в основном в сфере технологической , вспомним столь знакомое и по-своему знаковое понятие - политтехнологии.

На этом я, пожалуй, закончу: приходится констатировать редукцию и краткосрочность современной российской политической мысли - это основной ее изъян, фундаментальный.

Публикуется по согласованию с автором,
опубликовано ранее с небольшими сокращениями на сайте АПН.РУ


www.intelros.ru

07.02.2007
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован