29 ноября 2005
1732

Александр Пискунов: Вице-премьер Иванов приступает к реформе `оборонки`

Вице-премьер Сергей Иванов, уже длительное время осуществляющий военную реформу, судя по всему, приступил и к реорганизации оборонной промышленности. Суть предполагаемых изменений в том, чтобы подчинить работу ВПК нуждам российской армии, скоординировать реформы армии и военно-промышленного комплекса.
Пока же, как отмечают многие военные эксперты, российский ВПК живет достаточно обособленной жизнью. Как заявил "Военно-промышленному курьеру" аудитор Счетной палаты Александр Пискунов, в то время как руководство Минобороны "проделало огромную работу по систематизации взглядов на характер будущих войн, форм и методов современной вооруженной борьбы, перспективную дислокацию и облик российских Вооруженных Сил, перспективы "оборонки" в концептуальном плане просматриваются слабо". По мнению аудитора СП, регулярно проверяющего оборонные расходы госбюджета, в отечественном ВПК "ведомственные и внутрикорпоративные интересы зачастую ставятся во главу угла как при решении вопросов кооперации производства, так и при формировании директорского корпуса. В результате, при резком увеличении расходов на государственный оборонный заказ, темпы роста объемов продукции снижаются, а цены по ряду образцов оружия превышают мировые".
Сейчас речь идет о том, чтобы за Минобороны четко закрепить функцию осуществления единой военно-технической политики как составной части политики военной. Пока же, как признают эксперты, военное ведомство в значительной мере идет в своей военно-технической политике на поводу у ВПК. Тот же А.Пискунов отмечает, что на Минобороны необходимо возложить "реализацию научно-технических заделов в части формулирования тактико-технических требований и тактико-технических заданий к средствам вооруженной борьбы, а не только в части технических предложений от промышленности по модернизации и развитию традиционных видов вооружения".
За последние 15 лет отечественный ВПК пережил немало реформ, единственным бесспорным результатом которых стало лишь то, что этот комплекс уже перестал быть "избыточным". Вскоре после ликвидации в 1997 году министерства оборонной промышленности все отрасли ВПК были поделены между пятью государственными оборонными агентствами. Над этими ведомствами, обладавшими, кстати, довольно ограниченными полномочиями, стоял Минпром во главе с вице-премьером И.Клебановым, вырабатывавший общую политику реорганизации ВПК. Сводилась она к тому, чтобы на базе "оставшихся в живых" оборонных предприятий создать несколько десятков крупных холдингов, которые бы со временем стали самодостаточными с экономической точки зрения и потому взяли бы на себя в значительной мере функции "самоуправления" оборонным комплексом.

Под эти цели была разработана соответствующая федеральная целевая программа с немалым объемом бюджетного финансирования, которая, впрочем, была успешно провалена. Фактически единственными примерами успешной интеграции в "оборонке" стали холдинги, созданные при непосредственном участии отнюдь не Минпрома и правительства, а президентской администрации ("Сухой", "Алмаз-Антей").
В 2004 году с затеей холдингостроения фактически было покончено. Оборонные агентства (кроме Роскосмоса) расформировали, почти вся "оборонка" перешла в ведение Роспрома. Его глава Борис Алешин, кстати, не раз уже сетовал, что курировать едва ли не всю отечественную промышленность, включая ВПК, - задача прямо-таки непосильная.

И вот назревает новая реформа оборонной отрасли. Пресса уже успела оповестить о чуть ли не возрождении Миноборонпрома. Эксперты, впрочем, относятся к этому варианту достаточно скептически, хотя и не отвергают его полностью. Тот же А.Пискунов говорит, что сейчас рассматривается вопрос о выделении из состава Минобороны органа управления, ответственного за формирование и реализацию государственного оборонного заказа по типу американского ARPA (Advanced Research Projects Agency). Скорее всего, возрастет роль и Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, возглавлять которую будет пока премьер Михаил Фрадков, а не Сергей Иванов, как об этом сообщалось ранее.
Кстати, не только в США, но и во многих других странах общую военно-техническую политику производителей вооружений определяют в первую очередь военные ведомства. У нас же "оборонкой" в той или иной мере руководят сейчас сразу несколько государственных структур: Минобороны в лице службы вооружений (она разрабатывает гособоронзаказ), подведомственная тому же Минобороны федеральная служба гособоронзаказа (она контролирует его выполнение) и Роспром (ответственен за производственно-экономическое состояние оборонных отраслей). Ну, а при семи няньках, как известно, дитя остается без присмотра.

www.km.ru

29.11.2005
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован